Симеон Новый Богослов о божественном созерцании


                Предисловие к переводу

Расположенный на странице сайта Православного Патрологического Общества перевод «Глав богословских и созерцательных» преподобного Симеона Нового Богослова отличается сложностью слога, поэтому в ряде мест у читателя возникает непонимание смысла оригинала. Поэтому мне показалось не лишним по возможности близко к тексту передать суть изложенного в этих главах.

Да простит меня преподобный Симеон за эту попытку приблизить его текст к современному читателю, сделав его более понятным. Буду рад замечаниям богословов, нашедших в этом переводе какие-либо несовпадения с духом оригинала.

Перевод касается только некоторых отрывков из 2-й, 6-й, 7-й, 10-й, 13-й, 14-й, 16-й, 17-й, 18-й и 20-й главы. Переведённые отрывки расположены как единое смысловое целое, раскрывающее тайну истинной духовной жизни. В угловых скобках помещены пояснения, отсутствующие в тексте оригинала. Арабские цифры и заглавия также не принадлежат оригиналу.




                Симеон Новый Богослов
                Из «Глав богословских и созерцательных»


        1. Достоинство человека

<Человек*> был сотворен видящим выше видимого творения, таинником зримого умом <Бога> . Но хотя и был в такой чести, уподобился несмысленному вьючному скоту <,нагруженному вьюками видимого творения>. И пребывает таковым до тех пор пока, услышав зов, не возвратится, точнее не возведётся в прежнее достоинство благодатию домостроительства Владыки и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. (6)


         2. Высота духовного понимания

Ясноощутимо же воззванный к высоте духовного понимания, <...> видит <он> всегда благодать Духа, осиявающую его, которая называется одеянием и царской багряницей. Более того он сам есть Христос, ибо в Него верующие, облекаются. (8)

Блажен верующий этому, триблажен старающийся через делание и подвиги святые, своим вниманием познать сказанное. Ибо он как ангел — если не нечто большее - достигший через понимание и внимание высоты этого стояния и ставший родным Богу, словно Сын Божий. (10)


       3. Особенности божественного внимания

<...> В причастии Божьего света бывающие насколько преуспевают во внимании божественном, настолько впадают в невнимание <ко всему остальному>. (13)

<Потому что> прилепление внимания к Богу бывает причиной невнимания ко всему иному кроме Него. (2)


        4. Описание душевного состояния того, кто всецело посвятил себя божественному вниманию

Как входящий в воды моря по колена или чресла, ясно видит все, находящееся вне вод, когда же сойдет в глубину, и будет весь под водой уже не может видеть ничего из внешнего, и знает одно только, что он весь в глубине моря, так происходит и с преуспевающими в духовном делании, и восходящими в совершенство внимания и понимания. (14)

И весь тот <находится> в глубине Духа, как если бы был погублен посреди бездны бескрайних световидных вод, поскольку несказанно восходит во всесовершенное невнимание <ко всему иному>, находящееся как бы выше всякого внимания. (16)

Ум будучи прост, точнее наг от всякого понятия, погрузившись весь в простой божественный свет, им накрываясь, не имеет <уже> обрести ничего иного, кроме того, в чем пребывает, подвигнутый к его постижению. <В этом познании> он остается в глубине Божьего света, не допускаясь <и уже не желая> вовсе воззреть вовне. И это <значит то, о чём говорит апостол Иоанн,> - "Бог свет есть", и свет предельнейший...(17)

Приснодвижимый ум, весь покрывшись Божественным облаком и ставши светом, пребывает неподвижным и по всему беспонятийным в истинном знании, чувствуя и вкушая в нем благо. Ибо глубина Святого Духа в отличии от глубины морских вод, не водой пребывает, а живёт, вечной жизнью. <...> Ум, переступив все видимое и мыслимое, пребывает в одном этом, недвижимо обращается <в нём>, живя в Жизни превыше жизни. Он - свет сущий в Свете, а не свет в себе самом, ибо не себя, но выше себя зрит, и, изменившись, <уже> не внимает из той славы всему своему. (18)


          5. Невнимательностью к божественному и бездействием в заповедях любви мы лишаем себя этих благ

Не удостоенный достичь такой меры совершенства, и быть во владении таких <великих> благ, пусть винит себя одного, и не говорит, оправдываясь, что это невозможная вещь, или, что бывает совершенство, но оно непонятно. Но пусть знает, извещаясь Божественными Писаниями, что это вещь возможная и истинная, <духовным> делом совершающаяся и внятно действующая. Опущением же и бездействием в заповедях <любви> каждый сам лишает себя этих благ. (20)


Рецензии
Спасибо, Владислав, за Ваш перевод отрывков из Симеона Нового Богослова, который, действительно, выглядит, как самостоятельное, цельное произведение. Сам текст отрывков в очередной раз наводит меня на мысль, что люди, реально познавшие Бога, теряют интерес к земной жизни. Когда я прочел слова:
"<Потому что> прилепление внимания к Богу бывает причиной невнимания ко всему иному кроме Него."
мне вспомнилось, как через несколько часов после смерти моей матери, на ее лице проступило выражение, напоминающее улыбку. И это выражение было настолько отрешенным, настолько далеким от всего земного, преходящего, что я явственно ощутил, что ей до меня нет никакого дела. Боюсь, что все разговоры, о встрече с близкими, с родителями, после смерти тела - всего лишь благие пожелания. Вероятно, сейчас нам это кажется желанным, важным, только потому, что мы еще не "вкусили" Бога.

Другая фраза:
"Не удостоенный достичь такой меры совершенства, и быть во владении таких <великих> благ, пусть винит себя одного, и не говорит, оправдываясь, что это невозможная вещь, или, что бывает совершенство, но оно непонятно."
вызывает грустные и недоуменные чувства. Почему я должен винить себя, если мне, как и 99 процентов нормальных людей, просто не дано взмыть на такую высоту? Да если бы Богу было угодно, чтобы мы достигали совершенства и единения с Ним уже в земной жизни, она, наверное, была бы устроена иначе.

В своей статье "Спасение и творчество", Н.Бердяев убедительно обосновал мысль, что жизнь человека не может заключаться только в спасении для вечной жизни. Приведу две цитаты из этой работы:

"Понимание христианства как религии личного спасения, подозрительной ко всякому творчеству, опирается исключительно на аскетическую святоотеческую литературу, которая не есть все христианство и не есть вся святоотеческая литература. "Добротолюбие" как бы заслонило собой все остальное."

В другом месте статьи Н.Бердяев пишет: "Человек призван быть творцом и соучастником в деле Божьего творения. Есть Божий зов, обращенный к человеку, на который человек должен свободно ответить. Богу совсем не нужны покорные и послушные рабы, вечно трепещущие и эгоистически занятые собой. Богу нужны сыны, свободные и творящие, любящие и дерзновенные."

Если Николай Александрович прав, то кроме аскезы и непрерывных молитв, у нас есть и другие пути, которые необязательно должны вести к растворению личности в сверхличном Сущем, в земной жизни.

Как бы то ни было, переведенный Вами, Владислав, текст заставляет о многом задуматься, за что Вам большое спасибо. А на случай, если Вас заинтересует статья Н.Бердяева, посылаю ссылку: http://www.vehi.net/berdyaev/spasenie.html

С уважением.

Евгений Терещенко   18.03.2016 00:34     Заявить о нарушении
Очень рад, Евгений, что это произведение преподобного Симеона Нового Богослова не оставило Вас равнодушным. Спасибо, что поделились Вашим сокровенным жизненным опытом. Он для меня свят.

Касательно второй фразы. Думается, что преподобный Симеон написал её для монахов, единственной своей целью поставивших жизнь во Христе.

Согласен с Вашим выводом: "Кроме аскезы и непрерывных молитв, у нас есть и другие пути, которые необязательно должны вести к растворению личности в сверхличном Сущем". Иначе Господь всех нас создал бы подобными этому святому.

Но при этом всё же полезно знать до каких вершин дано с Божьей помощью подниматься человеческому духу. Это нас и вдохновляет, и смиряет, а значит очень полезно для нас.

Начал читать статью Бердяева. До этого лет двадцать назад читал только его "Смысл творчества". Интересно познакомиться с идеями этого религиозного философа.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   18.03.2016 21:44   Заявить о нарушении
"Но при этом всё же полезно знать до каких вершин дано с Божьей помощью подниматься человеческому духу. Это нас и вдохновляет, и смиряет, а значит очень полезно для нас."

Абсолютно верно! Ни прибавить, ни убавить.
С уважением.

Евгений Терещенко   19.03.2016 00:32   Заявить о нарушении
Очень рекомендую прочесть то, что написано о Бердяеве и его философии преподобным Серафимом Роузом.

Анатолий Заводчиков   16.09.2022 18:28   Заявить о нарушении
Спасибо за совет.

Владислав Плеханов   16.09.2022 20:55   Заявить о нарушении