Симеон Новый Богослов о божественном созерцании
Предисловие к переводу
Расположенный на странице сайта Православного Патрологического Общества перевод «Глав богословских и созерцательных» преподобного Симеона Нового Богослова отличается сложностью слога, поэтому в ряде мест у читателя возникает непонимание смысла оригинала. Поэтому мне показалось не лишним по возможности близко к тексту передать суть изложенного в этих главах.
Да простит меня преподобный Симеон за эту попытку приблизить его текст к современному читателю, сделав его более понятным. Буду рад замечаниям богословов, нашедших в этом переводе какие-либо несовпадения с духом оригинала.
Перевод касается только некоторых отрывков из 2-й, 6-й, 7-й, 10-й, 13-й, 14-й, 16-й, 17-й, 18-й и 20-й главы. Переведённые отрывки расположены как единое смысловое целое, раскрывающее тайну истинной духовной жизни. В угловых скобках помещены пояснения, отсутствующие в тексте оригинала. Арабские цифры и заглавия также не принадлежат оригиналу.
Симеон Новый Богослов
Из «Глав богословских и созерцательных»
1. Достоинство человека
<Человек*> был сотворен видящим выше видимого творения, таинником зримого умом <Бога> . Но хотя и был в такой чести, уподобился несмысленному вьючному скоту <,нагруженному вьюками видимого творения>. И пребывает таковым до тех пор пока, услышав зов, не возвратится, точнее не возведётся в прежнее достоинство благодатию домостроительства Владыки и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. (6)
2. Высота духовного понимания
Ясноощутимо же воззванный к высоте духовного понимания, <...> видит <он> всегда благодать Духа, осиявающую его, которая называется одеянием и царской багряницей. Более того он сам есть Христос, ибо в Него верующие, облекаются. (8)
Блажен верующий этому, триблажен старающийся через делание и подвиги святые, своим вниманием познать сказанное. Ибо он как ангел — если не нечто большее - достигший через понимание и внимание высоты этого стояния и ставший родным Богу, словно Сын Божий. (10)
3. Особенности божественного внимания
<...> В причастии Божьего света бывающие насколько преуспевают во внимании божественном, настолько впадают в невнимание <ко всему остальному>. (13)
<Потому что> прилепление внимания к Богу бывает причиной невнимания ко всему иному кроме Него. (2)
4. Описание душевного состояния того, кто всецело посвятил себя божественному вниманию
Как входящий в воды моря по колена или чресла, ясно видит все, находящееся вне вод, когда же сойдет в глубину, и будет весь под водой уже не может видеть ничего из внешнего, и знает одно только, что он весь в глубине моря, так происходит и с преуспевающими в духовном делании, и восходящими в совершенство внимания и понимания. (14)
И весь тот <находится> в глубине Духа, как если бы был погублен посреди бездны бескрайних световидных вод, поскольку несказанно восходит во всесовершенное невнимание <ко всему иному>, находящееся как бы выше всякого внимания. (16)
Ум будучи прост, точнее наг от всякого понятия, погрузившись весь в простой божественный свет, им накрываясь, не имеет <уже> обрести ничего иного, кроме того, в чем пребывает, подвигнутый к его постижению. <В этом познании> он остается в глубине Божьего света, не допускаясь <и уже не желая> вовсе воззреть вовне. И это <значит то, о чём говорит апостол Иоанн,> - "Бог свет есть", и свет предельнейший...(17)
Приснодвижимый ум, весь покрывшись Божественным облаком и ставши светом, пребывает неподвижным и по всему беспонятийным в истинном знании, чувствуя и вкушая в нем благо. Ибо глубина Святого Духа в отличии от глубины морских вод, не водой пребывает, а живёт, вечной жизнью. <...> Ум, переступив все видимое и мыслимое, пребывает в одном этом, недвижимо обращается <в нём>, живя в Жизни превыше жизни. Он - свет сущий в Свете, а не свет в себе самом, ибо не себя, но выше себя зрит, и, изменившись, <уже> не внимает из той славы всему своему. (18)
5. Невнимательностью к божественному и бездействием в заповедях любви мы лишаем себя этих благ
Не удостоенный достичь такой меры совершенства, и быть во владении таких <великих> благ, пусть винит себя одного, и не говорит, оправдываясь, что это невозможная вещь, или, что бывает совершенство, но оно непонятно. Но пусть знает, извещаясь Божественными Писаниями, что это вещь возможная и истинная, <духовным> делом совершающаяся и внятно действующая. Опущением же и бездействием в заповедях <любви> каждый сам лишает себя этих благ. (20)
Свидетельство о публикации №215110600050
"<Потому что> прилепление внимания к Богу бывает причиной невнимания ко всему иному кроме Него."
мне вспомнилось, как через несколько часов после смерти моей матери, на ее лице проступило выражение, напоминающее улыбку. И это выражение было настолько отрешенным, настолько далеким от всего земного, преходящего, что я явственно ощутил, что ей до меня нет никакого дела. Боюсь, что все разговоры, о встрече с близкими, с родителями, после смерти тела - всего лишь благие пожелания. Вероятно, сейчас нам это кажется желанным, важным, только потому, что мы еще не "вкусили" Бога.
Другая фраза:
"Не удостоенный достичь такой меры совершенства, и быть во владении таких <великих> благ, пусть винит себя одного, и не говорит, оправдываясь, что это невозможная вещь, или, что бывает совершенство, но оно непонятно."
вызывает грустные и недоуменные чувства. Почему я должен винить себя, если мне, как и 99 процентов нормальных людей, просто не дано взмыть на такую высоту? Да если бы Богу было угодно, чтобы мы достигали совершенства и единения с Ним уже в земной жизни, она, наверное, была бы устроена иначе.
В своей статье "Спасение и творчество", Н.Бердяев убедительно обосновал мысль, что жизнь человека не может заключаться только в спасении для вечной жизни. Приведу две цитаты из этой работы:
"Понимание христианства как религии личного спасения, подозрительной ко всякому творчеству, опирается исключительно на аскетическую святоотеческую литературу, которая не есть все христианство и не есть вся святоотеческая литература. "Добротолюбие" как бы заслонило собой все остальное."
В другом месте статьи Н.Бердяев пишет: "Человек призван быть творцом и соучастником в деле Божьего творения. Есть Божий зов, обращенный к человеку, на который человек должен свободно ответить. Богу совсем не нужны покорные и послушные рабы, вечно трепещущие и эгоистически занятые собой. Богу нужны сыны, свободные и творящие, любящие и дерзновенные."
Если Николай Александрович прав, то кроме аскезы и непрерывных молитв, у нас есть и другие пути, которые необязательно должны вести к растворению личности в сверхличном Сущем, в земной жизни.
Как бы то ни было, переведенный Вами, Владислав, текст заставляет о многом задуматься, за что Вам большое спасибо. А на случай, если Вас заинтересует статья Н.Бердяева, посылаю ссылку: http://www.vehi.net/berdyaev/spasenie.html
С уважением.
Евгений Терещенко 18.03.2016 00:34 Заявить о нарушении
Касательно второй фразы. Думается, что преподобный Симеон написал её для монахов, единственной своей целью поставивших жизнь во Христе.
Согласен с Вашим выводом: "Кроме аскезы и непрерывных молитв, у нас есть и другие пути, которые необязательно должны вести к растворению личности в сверхличном Сущем". Иначе Господь всех нас создал бы подобными этому святому.
Но при этом всё же полезно знать до каких вершин дано с Божьей помощью подниматься человеческому духу. Это нас и вдохновляет, и смиряет, а значит очень полезно для нас.
Начал читать статью Бердяева. До этого лет двадцать назад читал только его "Смысл творчества". Интересно познакомиться с идеями этого религиозного философа.
С теплом и уважением,
Владислав Плеханов 18.03.2016 21:44 Заявить о нарушении
Абсолютно верно! Ни прибавить, ни убавить.
С уважением.
Евгений Терещенко 19.03.2016 00:32 Заявить о нарушении
Анатолий Заводчиков 16.09.2022 18:28 Заявить о нарушении