Великомученик Димитрий Солунский

Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, 6 ноября 2015.


26 октября Православного календаря (8 ноября по Западному календарю) — память святого славного великомученика Димитрия Солунского. Он был очень знатным человеком позднеримских времен. Он родился в семье не только благочестивых, но и благородных родителей в городе, который тогда назывался Фессалоники, сейчас просто Салоники, а по-славянски в нашей традиции — Солунь. Отец его одно время был даже правителем города. Надо сказать, что в то время было очень много христиан, в том числе среди аристократов самых знатных римских фамилий, хотя все немножечко исповедовали веру свою тайком. Храмы тогда еще находились в частных домах или в каких-то укрытых местах, например, в римских катакомбах. Там собирались на молитвы, на евхаристию, служили, а не только хоронили своих усопших. Большие храмы начали строить несколько позже, когда святой Константин уравнял христиан в правах с остальным населением Римской империи. Но вместе с тем не следует полагать, что гонения были непрестанными. Хотя христиан осуждали, хотя на христиан клеветали, их было много и среди рабов, и среди земледельцев, и среди знати, среди зажиточного городского населения. Было много христиан и среди воинов. В IV веке, в частности, выяснилось, что лучшие солдаты — христиане. Они были надежны, они не предавали. А в том мире уже предавали многие, и справа, и слева.

Время от времени вспыхивали и настоящие гонения. По одним спискам крупных гонений до Константина насчитывается 8, по другим спискам — 11. Когда христианами были аристократические предки Димитрия, еще не было гонений. Огорчало их одно: у них не было детей. И Господь даровал им по молитвам рождение Димитрия. Он был прекрасным ребенком, затем прекрасным отроком, настоящим, сильным, высокообразованным воином из благородной семьи. Когда он возрос и мог постичь истину, родители ввели его в храм и, указывая на святые иконы, сказали: «Вот изображения единственного истинного Бога, сотворившего небо и землю. А это образ Пресвятой Богородицы». Так рассказывает житие.

С того момента вразумляемый как своими родителями, так и, вероятно, священнослужителями, а в особенности наставляемый Святым Духом, он познал истину и стал не только высокообразованным человеком, не только хорошо подготовленным доблестным воином, но стал прежде всего истинным сыном Христовой церкви.

По достижении совершеннолетия будущий мученик лишился своих родителей. Надо сказать, что в то время по реформе царя Диоклетиана, последнего крупного гонителя, Римской империей управляло 4 императора — 2 старших августа и два младших кесаря, каждый их которых имел свою область управления и свою резиденцию. Салоники входили в диоцез, управляемый императором Максимианом. Узнав о смерти градоначальника и военачальника Фессалоник, Максимиан призвал Димитрия и сказал ему: «Сохраняй свой родной город и очисти его от нечестивых христиан. Предавай смерти каждого, кто только призовет имя Распятого». Почти по всей империи воздвигалось новое, видимо, крупнейшее гонение, превосходящее даже Нероново. Его не было только в одном диоцезе, где управлял отец будущего благочестивого равноапостольного царя Константина. А в остальных трех четвертях империи начиналось гонение. Димитрий все же принял назначение. Его родителей любили, его род был знаменит, горожане приняли его с удовольствием. Он оказался не только деятельным начальником, но самое главное, проповедником, миссионером истинной веры.

Узнав, что Димитрий не только христианин, но и многих обратил в свою веру (Солунская община и до того была немалой, а теперь, возможно, охватила большую часть города), Максимиан разгневался. Возвращаясь с Сарматской войны, он собирался остановиться в Солуни и расправиться с Димитрием.

Зная о прибытии императора, Димитрий поручил своему верному слуге по имени Лупп раздать свое имущество, драгоценности бедным и просто нуждающимся. «Раздели сие богатство земное между ними. Будем искать себе богатства Небесного», — сказал святой и стал молиться и поститься, готовясь к смерти. Перед царем Димитрий исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Надо сказать, что притом он оставался и верным подданным царя, и верным членом своего сословия, деятельным начальником гражданским и воинским.

Он был арестован, пребывал в темнице, и в молитве удостоился покушения на свою жизнь и утешения Господа. Автор жития сообщает, что дьявол, желая устрашить его, обратился в скорпиона и хотел уязвить святого в ногу. Возможно, что скорпиона подбросили в камеру Димитрию по дьявольскому наущению. Однако, произнося псалом Давида: «…на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия», Димитрия раздавил скорпиона и остался невредимым. Затем он был удостоен явления светлого ангела Господня, посланного в утешение. «Мир тебе, страдалец Христов, мужайся и крепись!» — сказал ангел. Святой же отвечал: «Радуюсь о Господе и веселюсь о Боге Спасе моем!»

Между тем царь устроил игрища, в частности состязания бойцов. В свите Максимиана был выдающийся боец по имени Лий, по происхождению вандал, который был непобедим. Христиан заставляли состязаться с ним. Он исправно побеждал их и с помоста сбрасывал на копья. А царь, понятное дело, радовался подобному зрелищу. Среди зрителей был юноша христианин по имени Нестор, знавший Димитрия. Он сильно возмутился и пожелал сразиться с царским бойцом. Но прежде он отправился в темницу к Димитрию, рассказал ему, что делается, и просил у него благословения и молитвы. Димитрий благословил его крестным знамением и предрек: «Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа». Так и произошло. Юноша Нестор победил страшного борца, сбросил его с помоста на копья и по приказу царя тут же был казнен. Церковь почитает его блаженную кончину 27 октября.

Однако посмотрите. В этом житийном эпизоде явно раскрывается смысл и многозначность воинского подвига. Подлинный христолюбивый воин готов претерпеть мучения и смерть во славу Христову, на все воля Божья, но воин также готов и побеждать. Главная функция воина, конечно же, избранная Нестором себе, — это функция победителя. И победой он тоже был удостоен.

Никогда не полагайте, что воинский подвиг чем-то несовместим с нашей верой или что дело наших собратьев воинов — только умирать! Если бы они не побеждали, не было бы Святой Руси. Что же касается святого Димитрия, то на следующий день, на следующее утро он был казнен, согласно житию, пронзен множеством копий и через короткое время над гробницей его стали совершаться чудеса.

Один из первых христианских храмов, построенных как величественные здания, — Храм святого Димитрия. И сейчас в городе Салоники стоит эта величественная базилика, кафедральный собор этого значительного греческого города, в истории очень славного, в том числе многими святыми. Назовем хотя бы святителя Григория Паламу, который последние годы жизни был архиепископом Фессалоник. Таким образом, этот собор, в котором служили многие святые, воздвигнут еще в V веке. Представляете себе город, храму которого 15 столетий! Вот сколь древня и прекрасна наша традиция!

На Руси святой Димитрий исключительно почитался с начала христианского времени. Неслучайно имя Димитрий было княжеским именем. Его охотно давали князьям при крещении еще в те времена, когда принято было нарекать и традиционным славянским именем. В домонгольский период нашей истории, до XIII века, в особенности князья носили два имени: традиционное княжеское как символ их княжеской славы и принадлежности к княжескому роду и, естественно, христианское. Иногда имена совпадали. Князья предпочитали давать сыновьям воинские имена. Наряду с именами Георгий, Феодор имя Димитрий было исключительно распространено. В память Димитрия Солунского Димитрием в крещении был и победитель Мамая на Куликовом поле, святой благоверный князь Димитрий Донской. Именно силу того в память павших на Куликовом поле был установлен особый день воинского почитания — Димитровская родительская суббота — последняя суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского.


Рецензии