эфраим Кишон израильский сатирик

   Эфраим Кишон.
 (23.08.1924 – 29.01.2005)
Известный израильский писатель, юморист, драматург,сценарист, режиссер кино и театра.
Родился в Будапеште в Венгрии под именем Ференц Хофман.
Семья его была очень обеспеченной и не религиозной.Так что на его бар- мицве отрывок из торы он читал написанный латинскими буквами. Еще в венгерской школе проявился его литературный талант и он получил главный приз за написанную новеллу. Из за нацисткой рассовой политики и режима, ему как еврею было запрещено поступать в университет в 1942 году. И Кишон решил учиться на ювелира. В 1944 году его посылают в "трудовой лагерь" на территории Словакии. Оттуда он бежит с группой товарищей и тайно возвращается в Будапешт. В Будапеште он живет подпольно скрываясь от всех. Как то он признался , что обязан жизнью человеку , который научил его простой ручкой подделывать печати и документы.
В 1949 году он репатриируется в Израиль. По одной из литературных легенд свой псевдоним он взял от речки Кишон текущей рядом с Хайфой.Имя Эфраим он получил от чиновника Сохнута вручающего ему паспорт. Ференц- таких имен в Израиле нет – будешь Эфраим –решил чиновник паспортного отдела и так и записал. В Израиле быстро выучив иврит он начал писать юмористические рассказы " хуморески ". И уже в 1953 году Кишон стал одним из видных писателей сатириков Израиля. Его рассказы печатали крупные израильские газеты такие как "Давар " и  "Маарив ".
По моему мнению Кишон до сих пор остался непревзойденным мастером шутки и анекдота. Лучше него никто так не мог подсмотреть смешное в повседневной израильской жизни. И весело и иронично подшутить над Израилем и израильским обществом.
Приведу его афоризмы из книги " Не страшно " изданной в марте 1957 года.

Эта страна, где каждый может высказать свое мнение, но не каждый это мнение обязан слушать.

Эта страна , где за свои деньги ты можешь купить все, кроме квартиры. Потому что, квартиры тут очень дорогие.

Эта страна, где министров называют просто по имени, например Моше. А потом восторгаются этим фактом , что министра назвали просто по имени.

Эта страна находится в постоянной опасности уничтожения, но ее жители получают мигрени и головные боли именно от соседей живущих сверху.

Эта страна, где мать учиться языку у своих детей.

Эта страна, где каждый человек – солдат и каждый солдат – человек.

                "Бизнесмены".
Вокруг все бегают и что то покупают. Акции фруктовых плантаций, нефтяных вышек и приисков.
Только я ничего не покупаю. Почему?

    В один прекрасный день пришел ко мне Хунинг и пригласил участвовать меня в одной торговой сделке.
Я очень обрадовался но все же спросил о каком бизнесе идет речь?
Об этом поговорим при встрече – сказал Хунинг.
Через десять минут мы сидели в симпатичном кафе и Хунинг сказал, что еще чуть чуть и на рынок выпустят свежие акции одной многообещающей фирмы. Надежные люди считают, что сейчас как раз время делать деньги на этих акциях. Уже даже один миллионер приготовил деньги, чтоб скупить на рынке все акции этой фирмы.Это будет удачная сделка. Но еще ведется большая подготовительная работа, поэтому решили и меня привлечь в долю.
Я был рад такому повороту событий.Если нужные люди садятся вместе и обсуждают финансовые темы то с этого могут получится фантастические вещи.
Нам надо только иногда встречаться и обсуждать дело по тихому без лишнего шума – предупредил Хунинг.
Следующая встреча произошла в маленьком кафе.
На встрече сидели уже все компаньоны.
Доктор Слуцковский, Кунштатер, я и Хунинг.
Доктор Слуцковский.
Нам надо чуть поторопиться, главное не опоздать. Пока состояние рынка идет нам только на пользу. Но все может измениться в любой момент.
Я.
А о чем собственно речь. Что это за бизнес?
Кунштатер.
Мы говорим о очень серьезной сделке. Но к ней надо подготовиться как следует. Нельзя лишний раз сделку подвергать опасности. Но если только чуть чуть. Поэтому я предлагаю еще раз проверить личные связи и быстро передать бизнес.
Я.
Что передать?
Кунштатер.
Бизнес передать. Кто берет на себя ответственность, что пульс сделки бьется в нужном направлении?
Хунинг посоветовал меня. Все согласились.Я должен проверить, что можно еще сделать, а потом я позвоню Хунингу и мы все опять встретимся и обсудим дело.
Главное гибкость – напутствовал меня доктор Слуцкий. Если не идет в одном направлении , надо попробовать в другом.
Я начал действовать. Ходил в определенные места и спрашивал людей. Что сейчас слышно и как ситуация?
Обычно мне отвечали , что пока присутствуют разные фантазии , но нельзя об этом говорить на "одной ноге". Надо сесть серьезно и поговорить.
Я позвонил Хунингу и мы назначили встречу в уютном кафе и заказали чай.
Компаньоны были в нетерпении узнать новую информацию.
 Ну что вам сказать, ситуация даже совсем неплохая – обрадовал я их. Но мы должны знать, что мы хотим.
  Прежде всего надо выяснить насчет разрешений. Если нету всех бумаг от всех инстанций то нам не о чем говорить – выпалил Кунштатер.
 А что насчет возможностей на ближайшее будущее – спросил доктор Слуцковский.
  Я думаю, что нам надо еще раз все продумать.
Он прав- подтвердил Хунинг. Нельзя приводить ничего в исполнение , пока нет уверенности , что все работает на все сто процентов.
   Полностью согласен – подытожил Кунштатер.Мне кажется, что сегодня вечером мы прояснили все важные аспекты. Что еще?
    Извините но о чем все таки идет речь? – спросил я.
Договорились, что каждый сделает все возможное , чтоб продвинуть сделку. Если возникнет непридвиденная проблема,надо будет сделать звонок и встретиться. И тогда проясним, что можно будет сделать по этому вопросу.
После этой беседы я решил больше не звонить Хунингу, иначе за свою нервную систему я больше не ручался.
Но, вот на днях я опять случайно встретил Хунинга он сидел  с новой группой компаньонов и наверное обсуждал сделку в приятном, летнем кафе.
Хунинг заметив меня сразу же ко мне подскочил отчитывая на ходу.
Куда ты пропал? Разве так дела делаются. Ты только вошел в бизнес. И посередине все оставил и пропал. Почему не пришел на нашу встречу.
Объясни мне Хунинг зачем мне надо было туда приходить?
Как зачем ? Ну ты даешь? В тот вечер мы делили запланированную прибыль от будущей сделки. Каждый из нас получил по четыре тысячи лир.
Я рад Хунинг. Но ты можешь объяснить о какой сделке идет речь?
 Это мы еще не выяснили. Но мы можем договориться о следующей встрече и вместе сесть и переговорить.
Я развернулся и пошел прямо  к телефону. Я набрал номер Скорой Помощи. И им я объяснил, что общество в котором я нахожусь очень сильно нуждается в лечении. Из Скорой Помощи мне ответили , что им это известно но к сожалению сейчас все машины заняты, на вызовах. И свободной к сожалению нет.
                Конец.
 


Рецензии