Школа располагалась в некотором отдалении от деревенских изб, на открытой местности, на бугре. С трех сторон ее окружали неглубокие овраги. Из деревни дорога шла к школе, а недалеко от нее отходила тропа в сторону, также к возвышению, на котором была очень ровная площадка, окруженная кустарником, так называемая танцплощадка. На ней лежал большой камень. Он служил местом для гармониста. На эту площадку во время перемен выбегали дети, а по вечерам здесь под гармошку выплясывали девушки. Помещение школы состояло из одного большого класса, в котором в четыре ряда продольно от входной двери размещались парты для учеников четырех классов. На стене перед рядами парт висели две классные доски. У двери стояла печь. Она называлась «груба». Такая была начальная сельская школа. После годичного перерыва с 1941 по 1942 годы школа открылась первого сентября 1942 года. Учиться пришли ребята из двух деревень во все четыре класса, но не более, чем по 5 - 7 человек в каждый. Я пришла в школу с большой радостью. Нас всех приветливо встретила молодая учительница Зинаида Петровна. Учебников у нас было мало, тетрадей не было совсем. Письменные задания мы выполняли на газетах и на всяких клочках бумаги. Кто-нибудь из ребят их приносил, а учительница между нами распределяла. На каждой парте стояла чернильница с фиолетовыми чернилами. Писали мы перьевыми ручками, макая их в чернила. Все четыре класса ребят учились в одну смену. Располагались классы по рядам: первый и третий, второй и четвертый. Сельские учительницы умели работать с детьми в таких смешанных классах. Один класс, то есть ряд выполнял письменное задание по русскому языку, другой по арифметике, третий готовился к чтению, четвертому классу в это время учительница объясняла новый материал. Приблизительно так строились уроки. Домашние задания по русскому языку и арифметике мы выполняли в школе, так как дома не было ни бумаги, ни чернил. Учительница оставалась с нами и сразу же их проверяла. У меня появилась возможность брать учебник арифметики домой. Он мне заменял художественную литературу, которой не было вовсе. Дома я устно решала подряд задачи и примеры страницу за страницей. Мне было это интересно. Учебники по устным предметам задерживать было нельзя, так как, выучив урок, книгу надо было передать другому ученику. Других книг не было, но мне всегда очень хотелось читать. В четвертой четверти в расписании появился урок военного дела. Один раз в неделю к нам приходил военрук. Стояли теплые весенние дни, поэтому заниматься военным делом мы выходили на танцплощадку. Урок начинался с построения. К концу учебного года мы научились маршировать, надевать противогаз, и ползать по-пластунски. В школу мы приходили не только на занятия, но и на праздники. Седьмого ноября мы слушали доклад учительницы. Она коротко рассказывала о событиях революции так, чтобы было понятно ученикам третьего, четвертого классов. После доклада мы расходились по домам, довольные, что рано закончилось. На Новый год она раздавала нам подарки: по две штучки печенья и по конфете. Тогда это действительно был подарок. Первого Мая мы с учительницей ходили на прогулку как на демонстрацию. Дорога из деревни шла в поле мимо широкого пруда, в стороне от которого, в бескрайней степи был небольшой перелесок. Назывался он красиво: «Осиновый куст». Этот перелесок запомнился мне не только необычным названием, но и тем, что он всегда был наполнен светом и своей особой жизнью. Лучи света играли на ветвях деревьев и кустов, птицы пели, бабочки порхали, муравьи трудились в своих муравейниках. Мне казалось, что на ветру листья на осинах, как будто, между собой говорят, а на других деревьях просто шелестят. Обратите на это внимание, если окажетесь в таком же месте. Все эти детские впечатления были особенно яркими и памятными еще и потому, что мы не знали никаких других радостей. У нас не было книжек с картинками, кино, музыки, театров и музеев. Нас привлекало только то, что мы видели вокруг себя. В детские игры мы тогда не играли, наверное, рано повзрослели. Мы садились в круг вместе с учительницей и пели песни, разученные на уроках пения. Некоторые из них я помню до сих пор. Например: «Эй, веселей, запевайте, вы, соколы, Армии Красной сыны! Пусть долетают до солнца высокого песни Советской страны!» и т. д. Как видите, даже в начальной сельской школе идеологическое воспитание учащихся в те времена было поставлено на должном уровне. В летние каникулы я работала в колхозе, в бригаде девочек. Они были постарше меня года на два. Мы пололи траву на полях, во время сенокоса на лугах ворошили и сгребали сено, на сжатом поле сносили снопы ржи и пшеницы, которые взрослые складывали в аккуратные копны, собирали с полей созревшие овощи и еще выполняли много других работ, нам посильных. С первого сентября 1943 года я училась в четвертом классе. Мне было 12 лет. В первый класс пришли новые ученики. В других классах учеников стало меньше. На протяжении прошлого года в разное время некоторые ребята бросали школу, несмотря на то, что учились хорошо. В основном, это были учащиеся третьего и четвертого классов. Зинаиду Петровну сменила новая учительница, Прасковья Васильевна, тоже молодая. Она жила в соседней деревне. Каждый день ей приходилось пешком отмеривать километров пять до школы в любую погоду. Те, кто продолжал учиться, школу никогда не пропускали ни в сильные морозы, ни даже, когда вьюга наметала огромные сугробы, и не было видно, куда идти. Как-то добирались до школы. Был один случай, когда учительница в школу не пришла. С вечера поднялась сильная пурга. Она не стихла и к утру. Снег валил не переставая. Занесло не только дороги, но и избы. Как нам потом рассказала учительница, она сбилась с пути, долго блуждала, и, наконец, вышла совсем в другую деревню, далекую от нашей. Там ей пришлось заночевать. Мы, несколько учеников третьего и четвертого классов до школы все же добрались. В школе была натоплена печь, и было затишно. Снова выходить в разъярившуюся непогоду нам совсем не хотелось. Мы принялись за дело. Для четвертого класса, как это делала учительница, я написала условия задачи, и они стали ее решать, каждый на своем клочке бумаги. Я эти задачи уже решила дома за несколько уроков вперед. Ученикам третьего класса я объяснила новое правило правописания по русскому языку. Его мы «закрепили», как это делали на уроках с учительницей - они повторили вслух это правило. Потом они написали два упражнения на это правило. В это время с другим классом мы продолжили решать задачи. После письменных уроков у нас был урок чтения. В полдень метель утихла. Наши занятия закончились, и мы разбежались по домам. Прасковья Васильевна осталась нами довольна, когда на следующий день проверила наши работы. Более продолжительно мне довелось «учительствовать» во время весеннего половодья. Зимой деревню заваливало снегом, а весной заливало водой. Когда снег таял, пройти из деревни в деревню было невозможно, так как на дорогах под мокрыми сугробами скрывались ямы с водой. Взрослый человек мог провалиться в такую яму по пояс. В дружную весну снег быстро таял, вода спадала, сообщение между деревнями восстанавливалось. Прасковья Васильевна, предусмотрительно, на тот случай, если в весенний разлив она не сможет к нам придти, объяснила мне задания по учебникам для каждого класса, чтобы пройти эти темы на уроках. Методику проведения уроков с четырьмя классами я усвоила за время моей учебы в школе. Я знала, как это делала учительница. Ребята об этом задании заранее ничего не знали, а узнали только, когда не пришла Прасковья Васильевна, и я стала проводить уроки. Дети тогда были совсем другие. Они меня слушались, и в дни моих занятий продолжали приходить в школу. По теперешним временам в это трудно поверить, но это действительно так и было. Уже на втором уроке окна облепили бывшие ученики, так как они всегда заглядывали в класс, проходя мимо, и стали меня дразнить: «Учительница, учительница». Мы на них не обращали внимания и продолжали заниматься. Неожиданно откуда-то появился парень постарше. Он отбросил ребят от окон и сказал им: «А вы так можете, как она?». Они все разошлись, и в оставшиеся дни моего учительства мы их больше не видели. За неделю вода сошла. Пришла Прасковья Васильевна, и учеба продолжилась.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.