Царские строгости и милости-Царь и мать террориста

     1 марта 1887 года, в день годовщины смерти императора Александра II,
         было совершено покушение на императора Александра III.

  - Ваше Величество, - докладывает царю дежурный в приёмной канцелярии офицер, - пришла мать террориста, который покушался на вашу жизнь.  Та, что встречалась с сыном в тюрьме.
  - И что она ещё хочет? Мы уже знаем, что её сын не пожелал выполнить наши условия.
   - Она просит разрешения на личную аудиенцию с Вашим Величеством.
   - Что же, пусть войдёт. Только предупреди её,  что мы слишком заняты, аудиенция должна быть короткой.

  В роскошный кабинет Его Величества зашла далеко не молодая женщина, одетая в тёмную, но элегантную одежду, соответствующую дворянской моде того времени.  Лицо женщины выражало глубокую печаль, под чёрным кружевом вуалетки были заметны поседевшие волосы. Женщина остановилась с поклоном и тихо проговорила:
  - Да хранит Бог жизнь и здоровье Вашего Величества.
  А Его Величество подошёл к женщине, взял за руку, помог сесть.
  - Я сделал всё, что мог, - сказал император, садясь рядом с женщиной, чем выразил равенство между ними.
  - Я благодарна вам, Ваше Величество, - тихо заговорила женщина, - простите меня за то, что я осмелилась просить у Вашего Величества аудиенцию. Я молю вас, Ваше Величество, пожалейте моего заблудившегося сына, он ведь не чужой…

  Царь не дал возможности женщине продолжать свою речь, заговорил сам.
  - Нам известно, - сказал он строго, - что ваш сын позволил себе дерзость, возомнил себя на дуэли с самим императором.  Если мы с вами допустим даже такое, то я не могу отказаться от ответного выстрела.  За мной великая империя, которую последнее время терзают такие бунтари, как он.  Помилование его после того, как он сам отказался просить прощения, вызовет большое недовольство в государстве и приведёт к новым бунтам и попыткам убийств.  Вам остаётся только смириться, сейчас такое время, что многие позволят себе осуждать меня даже за то, что я  после того, на что решился ваш сын, дал вам эту аудиенцию.

  И император быстро встал, показав этим, что аудиенция окончена.  Женщина поняла, что на пощаду уже нет никакой надежды, и ей надо удалиться.  Плачущая, еле сдерживающая рыдания, женщина уже не могла говорить и она, не сказав ни слова, вышла из кабинета.

   7.11.2015


Рецензии
Спасибо, Василий! Это была Ульянова, мать Александра? Здоровья вам и успехов в творчестве.

Любовь Розенфельд   21.11.2015 19:31     Заявить о нарушении
Вы угадали. Спасибо за добрые пожелания!
С уважением,

Василий Чечель   22.11.2015 20:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.