Книга Памяти

С  чего  начать  и  почему  вдруг  вспомнилось?   4  мая  2014го  вдруг  внучка  задала  мне  несколько  вопросов  о  прадеде  своём – Растворцеве Анатолии Ефимовиче.   Оказывается  правнучке  нашей,  которая  уже  во  втором  классе  в Екатеринбургской школе учится,  задали  написать  сочинение  на  тему  -  Ваши  прадеды  в  Великой Отечественной….

Пришлось  напрячь  память  и  вспомнить,  что  помнилось….  Хотя  это  не  мой  корень,  но  это  корень  моих  внуков  и  правнуков…

          А  дело  было  так…

   Растворцев Анатолий Ефимович  - отец  моего  мужа  -  Растворцева  Анатолия  Анатольевича.   Анатолий – первый  -  родился  в  1917м  году,  Анатолий – второй -  в 1938м году…   

Анатолий  Ефимович,  когда  я  вышла  замуж  за  Анатолия – младшего  в  Ленинск  из  Коканда,  в  его  семье  не  упоминался  никогда…  Муж  говорил,  что  он  ПРОПАЛ  БЕЗ  ВЕСТИ  НА  ВОЙНЕ…  Муж  мой  от  него  для  себя  взял  музыкальность,  говорил,  что  и  отец  его  был  музыкантом…  И  тягу  к  автомашинам.  И  тоже  от  того,  что,  якобы,  его  отец  был  хорошим  автомехаником…  И  даже,  вроде  бы  танкистом…  Я  верила  этому,  а  почему  бы  мне  в  это  не  верить,  я  же  вообще  ничего  об  этой  семье  не  знала…  А  семья-то  их  состояла  из  двух  всего  человек  -  мой  муж  да  мама  его,  Кузнецова  Пелагея  Ивановна,  1915го  года  рождения…  Никогда  об  своём  отце  в  этой  семье  не  вспоминалось  и  не  говорилось…

Помнится  мне  один  эпизод  в  Ленинске.  Когда  я  родила  мальчика  в  Ленинске,  то  есть  сын  у  меня  родился,  на  второй  день  при  кормлении ребенка  в  палату  вошла  нянечка  -  тетя  Маруся Базарбаева  её  звали,  внимательно  взглянула  на  ребенка  и  сказала – «Эххх,  и  где  же  его  дед-то  пропал?  Взглянул  бы  на  внука  своего…  Копия  ведь  Растворцев  Анатолий…»

Я  не  придала  тогда  никакого  значения  этим  словам  и  даже  о  них  забыла  совсем,  никому  и  не  рассказывала….

Шли  как-то  годы…   И  вот  как-то  -  уже  был  1965й год -  летом  я  почему-то  решила  проветрить  вещи,  которые  лежали  в  сундуке  у  свекрови,  сама  она  была  на  работе…  А  там  были  валенки…  Естественно,  я  сунула  руки  в  валенки,  и  в  одном  была  связка  писем….  Старых  писем…  Треугольничками…  Я  заинтересовалась  ими.  Было  их  три  или  четыре  всего…  Написаны  четким  почерком  и  черными  чернилами…  Пером,  Ну  прочитала  я  их…  И  на  одном  вдруг  обнаруживаю  очень  четкий  почтовый  штемпель  -  Кривой Рог - __апреля  1945…  Я  даже  вздрогнула…  Как  это?  1945й  год  и  Кривой  Рог?  Это  же  Украина, А  в  Украине  в  1945м  войны  уже  не  было, тем более – в апреле…  Мне  показалось  это  странным…  Хотя  в  письме  ничего  странного  и  не  было…  Обычное  письмо  мужа  к  жене…  Пара  вопросов  о  сыне…  И  ничего  о  себе…  Даже  не  было  обещания  приехать  и  когда…  Очень  было  мне  это  странным…

Я,  конечно,  эти  письма  снова  в  валенок  не  положила…
Наступил  вечер…
  Долго  не  было  с  работы  моего  мужа  в  тот  день.  Не  знаю,  где  он  мог  шляться,  может  быть,  пиво  где  пил  с  друзьями,  Как-то  я  тоже  к  этому  относилась  тогда  спокойно…   А  свекровь  в  то  время  работала  кондуктором  на  городских  автобусах,  и  с  работы  приходила  тоже  очень  поздно,  после  полуночи.  Автобусы  по  городу  в  то  время  ходили  до  12-ти  ночи…
Ну  вот…  Где-то  часов  в  11  вечера  муж  мой  заявился  домой  и  в  возбужденном  состоянии.  В  очень  возбужденном.  «Ты  что_  говорю -  выпил  хорошо,  что - ли?    --ага,  говорит -  выпил --  но  ничего  меня  сейчас  не  спрашивай…  расскажу  потом…  немного  отойду  вот…
Не  поняла  ничего,  но  уже  в  этот  вечер  его  не  трогала…
На  другой  вечер  я  его  всё же  стала  расспрашивать,  что  же  было  с  ним  вчера,  что  его  так  взволновало  и  взбудоражило?  И  он  мне  говорит…  -  да  я  у  Базарбаевых  вчера  был   (у  его  товарища,  сына  этой  самой  тёти  Маруси  был  день  рождения,  что - ли?)..  И  ему  эта  тетя  Маруся  рассказала  в  тот  вечер,  что….  Она  была  любовницей  у  Анатолия  -  старшего,  и  что  они  хотели  даже  пожениться,  но…  не  получилось…  И  когда  его  в  Армию  в  1938м  году  призывали  (Анатолию-младшему  было  тогда  всего  9  месяцев),  старший  Анатолий  ей – Марии -  сказал,  что  в  Ленинск  он  не  вернется,  а  её  потом  вызовет  туда,  где  он  будет…
   Во,  повороты  судьбы!!!   Конечно,  это  моего  Анатолия  очень  взволновало  тогда…   Вот  и  я  ему  тогда  «выкатываю»  сюрприз  -  эти  письма…  Он  ошалело  на  меня  смотрит  своими  голубыми  глазами,  на  письма…  Ничего  не  понимает….  Прочитал…  Где  ты  их  взяла?...  говорю  -  вот  так  и  было  дело,  в  валенке  лежали….  Да  ты  на  штемпель  один  посмотри -  говорю  ему….  Смотрит  -  1945й  год…  снова  не  понимает  ничего…  Да  ты  пойми – объясняю  ему  я  -  Кривой  Рог -  это  где?  Украина…  1945 год  -  это  что ?     Что – спрашивает?  А  то – говорю,  что  в  1945м  войны  не  было  уже  в  тех  местах…   - Так  что -  говорит  он -  значит,  он  может  быть  живой?   
 -  Может  быть  и  живой -  говорю…  Тем  более,  если  связать  твой  вчерашний  рассказ  от  тети  Маруси  и  эти  письма…   Ты,  -  говорю – только  матери   ничего  не  рассказывай  и  ничего  не  спрашивай  у  неё…  Сами  разберёмся….  Как -  он  мне  говорит -  разбираться?
      В  те  годы  ведь  не  было  даже  телевидения  еще,  Было  только  радио.
  А  на  радио  по  четвергам  утром  рано  была  передача  -  мне  помнится  женщина  вела  эту  передачу,  и  называлась  она  тогда  -  Поиск…  В  той  передаче  рассказывали  о  поиске  детей,  эвакуированных  в  годы  войны…  И  размещенных  в  детских  домах  Советского  Союза…  Очень  была  передача  интересная.  И  я её  всегда  слушала,  тем  более,  что она  транслировалась  по  утрам  в  6  утра…

Ну  вот,  я  и  говорю  мужу,  - А  давай  туда  напишем  письмо…  Они  же  занимаются  поиском…  Может быть,  ответят  что…  Он  говорит  мне  тогда  -  пиши…   Написала….  Отправила…  Стали  ждать  ответа…

Ответ  пришел  через  две  недели… Четко  почта  тогда  работала…
  И  написали  они  в  письме,  что  проект  ПОИСК  занимается  поиском  детей,  эвакуированных  во  время  войны  из  разных  городов  Советского  союза…  Поиском  же  военно - служащих,  погибших и пропавших без  вести,  занимается  Архив  Министерства  Обороны  в  г. Подольск Московской области…

Ну -  спрашиваю  у  мужа -  продолжим?
   - Продолжим – говорит…
Продолжаем…
.  Пишу  письмо  в  этот  Архив  Министерства  Обороны СССР
…  Ждем….   Проходит  еще  две  недели…  И  ответ  приходит…
  Но…  это  письмо  из  почтового  ящика  вытащила  свекровь,  мать  мужа…и  вскрыла…прочитала…  Подает  мне  и  говорит  -  письмо  твоему  мужу  откуда-то…  Я  взяла  это  письмо  и… обомлела…  Мы  же  всё  это  вели  в  тайне  от  неё…  А  тайна  открылась….  Я  прочитала  справку  Архива  МО СССР,  что   Растворцев Анатолий Ефимович,  1917 года рождения, уроженец Московской области, деревня  Марьина Роща,  был …  демобилизован  в  1945 году…  Приписан  к  Грозненскому  райвоенкомату….  Подпись.  Печать…
      Ужас  я  испытала  тогда  неописуемый…  от  своего  как  бы  преступного  замысла…
  Но…  взяла  себя  в  руки  и  ей  говорю…  -  может  быть,  это  не  он?  Мало  ли  однофамильцев? 
Нет, - она  говорит,  - это  он….  Он  родом  был  из  Москвы…  В  1937м  от  голода  мы  все  бежали  в  Узбекистан,  и  я  тоже  от  голода  из  Саратова  сюда  приехала….  Это  он….   И  всё….  На  этом  и  разговор  закончили  как бы…
  Но  она  продолжила  еще  -  а  мне  тогда  гадалка  и  нагадала  -  не  жди  его,  не  вернётся  он  к  тебе…  Вот  я  и  не  ждала….    Не  стала  я  уже  ей  про  Базарбаеву  Марию  рассказывать….  Может  быть,  она  и  знала…  потому,  что  со  всеми  русскими  тогда  тётками  она  дружила  там,  в  Ленинске,  а  вот  Марии  у  нас  в  доме  не  бывало  никогда…  У  этой  Марии  был  муж  узбек – Базарбаев  и  четверо  сыновей,  и  все  Базарбаевы…  И   русских    женщин,  у  которых  мужья  узбеки  были, тогда, надо это отметить, особенно не уважали. Такой вот был и тогда  национализм  между русскими и узбеками  в  вопросах брака
(Кстати,  моя  родная,  отцовская  семья,  меня  тоже  воспитывала  в  русском  национализме….  Папа  говорил  -  пусть  кривой,  пусть  косой,  но  только  чтобы  был  свой….  Такие  были  нравы  в  те  времена  у  многих  русских  в  Узбекистане…)

Ну,  что  же….  Продолжили  поиски  дальше…

Пишу  письмо  в  Грозненский  райвоенкомат….  Очень  долго  не  было  ответа…  И  мы  решили  уже,  что  он  -  Анатолий  Ефимович – действительно  там  живет,  и,  его  очевидно,  вызывали  в  этот  райвоенкомат,  и  он  приказал  не  сообщать  ничего  о  себе….  Это  были  наши  домыслы  и  выводы….

Тогда  пишу  письмо  в  Краевой  военкомат,  в  Краснодарский край…. И  пишем  туда,  что  Грозненский  райвоенкомат  на  наш  запрос  ничего  не  ответил…

Вот  оттуда  письмо  пришло  довольно  быстро.  И  сообщили,  что  -  да,  Растворцев  Анатолий  Ефимович,  действительно  проживал  в  Грозненском  районе  (название  станицы  я  сейчас  уже  и  не  припомню)…  Умер  в  1953 году…    Вот  это  был  ШОК….  Действительный  шок…  Но  далее  к  той  справке  была  приписка,  что  в  той  станице  осталась  его  гражданская  жена  и  дочка  по  фамилии  Сутягина  Анна…  И  что  мы  можем  обратиться  к  ней…

Обратились…  Написали  письмо….  Тоже  долго  не  было  ответа…  Потом  пришел  ответ…  В  письмо  была  вложена  фотография  Анатолия  Ефимовича,  отрезанная  от  какой-то  фотографии  и  свидетельство  о  его  смерти…
Действительно,  у  него  там  дочка  была,  жена  его  к  тому  времени  тоже  умерла,  и  писала  письмо  её  сестра…  Оказывается,  за  какой-то  проступок  в  военное  время,  административное  нарушение  Устава,  Анатолий  Ефимович  Растворцев  был  условно  осужден  к  поселению  на  10  лет  в  эту  станицу  в  Грозненском  районе  Краснодарского  края…  Это  было  в  1945м  году…  Срок  свой  он  не  доотбыл  там,  и  умер  через  8  лет  -  в  1953м – от инфаркта миокарда…
   Очень  грустная  история   и  печально  закончившаяся…  Но  в  этой  истории  тем  последним  письмом  была  поставлена  точка…

Потом,  спустя  очень  много  лет,  когда  в  Ташкенте  открыли  Мемориал  памяти  участникам  ВОВ  из  Узбекистана,  для  каждой  области  там  открыты  Золотые  книги  Памяти  с  фамилиями  всех,  кто   был  на  той  войне…  Очень  красивый  и  знаменательный  мемориал….  Я  там  была  и  эту  фамилию  там  нашла…  Только  дата  стояла  там  -   1917--     и  конца  не  было….  Потому что  и  военкомат  в  Узбекистане,  очевидно,  тоже  не  знал  того  конца…  Ведь  мать  моего  мужа  и  пенсию  от  военкомата  получала,  как  жена  пропавшего  без  вести…

Переписки  с  этой  дочерью  Растворцева  Анатолия  Ефимовича  далее  мы  не  поддерживали…  Может  быть,  она  жива  и  до  сих  пор,,,  Найти  я  её  не  могу  и  сейчас  даже  при  наличии Интернета…

Далее,  в  прошлом  году,  в  одной  поисковой  группе  в  Интернете  я  задавала  вопрос  об Анатолии Ефимовиче  Растворцеве…  И  мне  тоже  подтвердили  всё  то,  что  я  писала  выше…  Только  было  добавлено  о  том,  что  он  всё-таки  был  награжден  орденом  Боевой  Славы…  и  даже  номер  этого  ордена  был  написан…

Вот  такая  история…  Под  репрессии  Сталинского  режима,  очевидно,  в  те  времена  попадали  многие…  Вот  и  он  наверное  также  попал…  За  что,  про  что  -  теперь  никому  неведомо…


Рецензии