Ведьмины дети. Глава 15. Чепуха

====================Земляника
Утром Танька  забыла о своих ночных страхах. Матери дома не было. Они с Ритой позавтракали вчерашними пирогами и отправились на деревенское кладбище. С разговорами не заметили, как дошли до кладбищенских ворот. Калитки не было. За оградой белела часовня, утопающая в густых зарослях малины. От ворот уходила  дорога, по обочинам которой ярко краснела земляника.

 – Ой, сколько! – ахнула Рита. Ей вдруг до дрожи захотелось земляники. – Сколько же её здесь... А спелая какая! – Рита нагнулась было - сорвать, но в её руку жёстко вцепились Танькины пальцы:
- С ума сошла?! Она ж могильная, на покойниках выросла, - ужаснулась Танька.
- Всё ты врёшь, - беспечно отозвалась Рита. – Пусти!  Самая обыкновенная земляника очень даже вкусная. Я ж не на могиле рву… - Рита отправила в рот душистую земляничину и зажмурилась от удовольствия. – Ешь! Вон, смотри - все собирают.

Впереди, на обочине дороги паслась на ягоднике детвора. Завидев Риту с Танькой, дети стреканули в заросли шиповника и затаились там, пережидая, когда они уйдут. Поравнявшись с кустами шиповника, Танька громко сказала: «Кто ягоды на кладбище ел – недолго проживёт. Они его за собой в могилу утянут, это уж непременно».

В кустах испуганно ахнули и по-детски завсхлипывали – тоненько, жалобно.
- Всё ты врёшь! – громко сказала Рита, разозлившись на подругу. – Ты зачем их пугаешь? Это с могилы нельзя, а вдоль дороги если собирать, то ничего не будет. Я, например, каждое лето ем, и ничего, не умираю! – вдохновенно врала Рита. Плач прекратился, за кустами шмыгнули носом, хрустнула ветка. Мелькнуло голубое платье…

- Вот и всё! Не будут больше бояться, - засмеялась Рита. Присела на корточки, набрала полную горсть ягод и отправила в рот.
- А ты вправду… каждое лето ешь? – прерывающимся голосом спросила Танька.
- Да я  здесь вообще первый раз, ты же сама меня сюда привела, - расхохоталась Рита. – Вру, конечно! Надо же было их успокоить, они же маленькие, им ночью сниться будут эти ягоды… А ты тоже хороша, напридумывала про покойников! Ты посмотри, как здесь хорошо, спокойно, солнечно… И от берёз светло!
- Всё равно,  мне здесь как-то не по себе, - призналась Танька. – Может, я пойду? Воды надо натаскать, а то мать придёт, ругаться будет…

- Подожди, - остановила её Рита. – Я не поняла. Почему тёть-Надя вчера про баб-Тоню… про Антониду говорила, что она никому ничего не передала? Она дом детям своим завещала, поровну всем троим, а я ей не родная внучка, то есть вообще никто…
- Она не о том говорила. Не о доме.
- А у неё только дом и был, больше ничего. Огород поделили тоже…

===========================Чепуха
Танька вдруг решилась:
- Ну ладно. Я тебе как подруге скажу, только чтоб без обид. Сама же просила. Про Антониду-то слух, что колдует она, умеет всякое… Вот! – выдохнула Танька, вытаращив на Риту серые честные глаза.- А теперь ты расскажи. Как у тебя с мужем-то? Он тебя не бьёт? А молиться не заставляет по-ихнему?
- Слушай, не городи чепухи. Почему это он меня бить должен, он меня любит, и я его тоже. А веры чужой не касайся. Никто меня не заставляет, нормально живём… Ты никого не любила, что ли? Дурочка… А про Антониду я слышала… бредни эти.

- Да не бредни! – с жаром возразила Танька. – Слушай и не перебивай. Колдунья когда умирает, силу свою передать должна. Тому человеку, кто с ней рядом сидит. Ну, вроде, по наследству… - Что ты на меня уставилась? Я знаю, что говорю.

Рита продолжала смотреть на неё своими глазищами - правым карим, а левым серым.Танька не выдержала и опустила глаза: ей трудно было говорить такое Рите, которой Антонида приходилась двоюродной бабушкой, а значит, всё-таки не чужая, не никто…

Но Рита нетерпеливо дёрнула её за рукав: «Ну? И что?» - И Танька, не глядя на неё, скороговоркой сыпала острые как гравий слова, торопясь закончить рассказ.
- Ну, значит, вот. Померла-то она в ночь, одна, никого с ней не было. Днём соседка заглянула, корова-то недоенная осталась у неё, ревела корова-то! Ну, Зинка  и пошла. Заходит в избу, а Антонида уж холодная. Зинка и выскочила сама не в себе, на всю деревню заголосила: «Ведьма умерла!» Ой, прости, - спохватилась Танька.

И встретила окаменелый Ритин взгляд. Таньке вдруг показалось, что это Антонида смотрит на неё – своими разными глазами. Мурашки пробежали по коже…
- Прости, - повторила Танька. – Это не я, это Зинка говорила. Ну и… все говорят.
- Знаю, что не ты, - чужим голосом сказала Рита и стерла со щеки слезу. – Ты иди. Иди, Тань. Я дальше сама…

- Вон видишь,  три берёзы стоят? - обрадованно затараторила Танька. – Там налево свернёшь, и через две могилки Антонидина, оградка чёрная с жёлтым, увидишь. А я  с тобой не пойду, мне домой надо, - отводя глаза, бормотала Танька, а ноги уже несли её прочь – от трёх сросшихся вместе берёз, за которыми – Танька знала точно! – на двухметровой глубине лежала в гробу ведьма, не успевшая никому передать своё страшное знание.

==========================Ведьмина могила
Поравнявшись с тремя берёзами, Рита  свернула – и сразу увидела бабы-Тонину могилку  и чёрные прутья ограды с весёлыми  жёлтыми полукружьями. Низенький холмик покрыла молодая ярко-зеленая трава. Пахло сосновой смолой и земляникой – здесь вовсю хозяйничало лето.

Рита опустилась на колени и погладила шелковистую траву. Это всё, что у неё осталось. Всё, что осталось… Рита выложила на расстеленную салфетку московские гостинцы: тульский пряник и горсть бабы-Тониных любимых «Сливочных коровок».

- Баб-Тонечка, здравствуй, - прошептала Рита. – Прости, что на похороны не приехала. Нам не сказали, только весной позвонили, мы и не знали… Ты прости меня, ба! Что одну тебя оставила, к себе не взяла. Ты же мне обещала, что зиму проживёшь. И я тебе обещала: я теперь всегда с тобой буду. Я буду тебя помнить, и ты будешь жить! Со мной, во мне… Хочешь?

По кладбищу пролетел ветерок, ласково коснулся Ритиных мокрых от слёз щёк, сверкнул в глаза солнечным шаловливым зайчиком. «Это же бабушка! – осенило Риту. – По лицу гладит, слёзы мои вытирает. Бабушкина душа прилетела, ветром стала»...

- Гляди, гляди! На ведьминой могиле ктой-то. Не из наших. Видать, приехамши. Ведьминская родня! – услышала вдруг Рита. Встала с колен, обернулась. За деревьями мелькнуло уже знакомое  голубое платье, захрустели под ногами ветки…

Рита притворилась, что не слышит. Пусть бы ушли эти глупые дети. Дали ей с бабушкой попрощаться. Поговорить в последний раз.
Но они не ушли, сидели в кустах, переговаривались громким шёпотом:
- А чего её на кладбище похоронили? И в часовне отпевали! Разве можно ведьму отпевать? – ужасалась девочка.
- А я когда все ушли, на её могилу плюнул три раза! – похвастался невидимый мальчишка.
- А я! А я! – захлёбывалась девочка (наверное, это её напугала до слёз глупая Танька, а Рита пожалела). И теперь эта девочка – светлокосый ангелочек в голубом платьице – говорила совсем уже несуразное:
- А я! А я! Я ещё лучше сделала, я на ведьминой могиле села и покакала, - с торжеством объявила невидимая девчонка.

- Ах, мерзавка! Шейта-ког (ингушск.: нога шайтана), какая ж ты дрянь! – захлебнулась гневом Рита. И заставила себя замолчать, закусила губы и сжала кулаки, пережидая в себе этот гнев и убеждая себя, что они всего лишь  невоспитанные глупые дети. Взрослые рассказали им сказку про ведьму, которую сами придумали и сами в неё поверили. Потому что им очень хотелось, чтобы так было…

Теперь никто уже не вспомнит, кто первым указал на Антониду, возвёл на неё напраслину. Результат, как говорится, превзошёл ожидания: даже дети радуются её смерти, наблюдая за Ритой из-за кустов и смакуя её горе.
Нет, она не будет плакать! Ей не хватало только разнюниться, разреветься здесь и вернуться в Танькин дом с покрасневшими глазами и распухшим носом. Это всего лишь дети. Жестокие деревенские дети, - уговаривала себя Рита.

А в груди уже поднималась упругая, всё сокрушающая на своём пути волна... Рита хотела остановить эту закипающую внутри неё неудержимую силу. Такое случалось уже не в первый раз, и Рита всегда справлялась. Но на этот раз у неё не получилось – остановить.
 То неведомое, которое жило в ней с прошлого лета,  не желало больше подчиняться Рите. Теперь оно пыталось подчинить её своей воле. Наладить, так сказать, контакт. Рита усмехнулась. – Контакт? С кем? С ней, Ритой? Но тогда получается, что она не в ладах с самой собой?

Она всё-таки не удержалась, заплакала от жалости к бабушке Тоне, к своей родной бабушке Полине, Тониной сестре, которая была похоронена не здесь, далеко, а им бы хотелось – вместе, им было бы хорошо здесь, под светлыми берёзами, вдвоём… наговорились бы! 
Рита никогда уже не приедет в бабушкину деревню. Антониды больше нет, и никому она  здесь не нужна. Даже Таньке.

Рита вспомнила, как шептались Танька с матерью, думая, что она спит и не слышит… Даже Таньки у неё теперь нет! – горестно всхлипнула Рита. – А она-то думала… Как же она так ошиблась, как же она ошибалась! Таньку считала подругой, Женьку родным человеком, любящей тётушкой…

Рита представила, как дралась Женька с братом за место в избе – и содрогнулась. Да она же сумасшедшая, Женька! Такого наговорила о матери. Женьке с её россказнями одна дорога – в психушку. Рита к ней туда не приедет, ей хватило больницы… В интернате у Женьки будет много благодарных слушателей. Так сказать, почитателей таланта.
 Пусть живут как хотят. Без бабы Тони. Без Риты. Она больше никогда не приедет в Деулино. Вздохнув, Рита поднялась с колен, посмотрела в последний раз на фотографию Антониды и пошла прочь.

======================Села ведьма на метлу…
Выйдя на дорогу, Рита увидела впереди, метрах в десяти от неё, давешних мальчика и девочку. Дети стояли не прячась, словно ждали Риту. «Что им от меня надо?» - устало подумала Рита.

- Ведьма села на метлу, полетела на Луну! – выдал мальчик звонким дискантом. Девочка – ангел в голубом платьице – показала Рите язык: «Ведьма-ведьма, а где твоя ступа?». Рита остолбенела. Через секунду дети вихрем неслись по дороге к воротам: мальчик впереди, девочка за ним.

=======================Малейк (ангелочек)
- Всё равно не уйдёте, я знаю где вы живёте, всё расскажу родителям! – крикнула Рита им вслед, и беглецы припустили ещё сильней. Голубое платье облачком порхало над дорогой. – «Ангелам не место на земле, пусть летит на небо!» - подумала Рита.
И не сразу услышала тихий скрип, который постепенно перешёл в странный нарастающий гул: у-у-ууу… завершившийся глухим: уахх!! Голубое платье  больше не порхало над дорогой. Вместо него на дороге лежала, перегораживая её, невесть откуда взявшаяся вековая берёза.

Рита не помнила, как добежала до ворот и под огромным стволом упавшего дерева увидела то, что раньше было – девочкой. Ангелочком в голубом платьице. И закричала страшно: «Не-ееет!! Не-ееееет!»

А сердце стучало: «Да! Да! Да! Да!»

Улететь бы на небо. И там жить…

...........

- Ты моя маленькая, ты моя девочка! Малейк (ингуш.: ангелочек), ты меня не бойся, я добрая ведьма, я возьму тебя на ручки и отнесу к тебе домой. Мы платьице постираем, выгладим-высушим, будет чистенькое, мамка тебя не заругает. Ты только меня не бойся!  Ну, открой глазки, открой, пожалуйста! У меня глаза разноцветные, не веришь? А ты глазки открой и увидишь…

Девочка не отзывалась,безвольно повиснув на руках у Риты, и Рита не выдержала: 
- А-аааа, не надо! Я не хочу, я так больше не хочу! А-аааа, не надо, аааа…

====================Без обеда
На негнущихся ногах Рита вошла в дом, держась за стены, прошла в Танькину комнату, побросала в сумку вещи и не замечая Танькиной матери и Таньки, не попрощавшись с ними, пошла по дорожке к калитке.
- Рит, ты… куда?
- Домой, - глухо сказала Рита.
- А обедать? Обедать-то как же? Без обеда уезжать не  след, поела бы, а потом бы ехала,  - обрадованно зачастила тётка Надя, радуясь, что Рита уедет и не останется у них ночевать. Рита ей не ответила, молча кивнула, прощаясь.

- Я провожу! – Танька сорвалась с крыльца, догнала Риту, потянула из её рук сумку. – Рит, ты чего? Обиделась? Может, услышала что? Так ведь все говорят… говорили… говорят, - запуталась Танька.
- Говорили и говорят, - согласилась Рита. – Мне теперь  всё равно.
- Но ведь всё уже? Всё уже… кончилось? – то ли сказала, то ли спросила Танька. А ведь она права – всё уже кончилось.
- Кончилось. Ты не бойся, я к вам больше не приеду. Пока, Тань…

=========================Последняя глава
- Нет!! – вне себя крикнула Рита. И словно эхом отозвалось внутри: «Нет, значит, нет».

Когда она наконец добежала до упавшего дерева, мальчик был там. Белый как мел, он пытался отогнуть корявые чёрные ветви и помочь девочке выбраться, но у него ничего не получалось, и он всё повторял:
- Верка, хватит уже, я больше не играю, вылезай, Верка! Я не хочу так играть, мне надоело! Вылезай, хватит там лежать, - тянул мальчишка, втягивая в себя сопли и тараща на Риту залитые слезами  глаза. – Ты что сделала, ведьма?

- Подожди, не видишь разве, ей ветки мешают, она не может сама… и ушиблась, наверное, сильно, - не слушая его, бормотала Рита. – Ты вот эту ветку подними и держи, сможешь? А я вот эту… Ну, давай же, тяни сильнее, что  ты как маленький, тебе лет-то сколько?
- Д-венн…ннадцать.
- А зовут как?
- Ннн… Николкой. А тебе ззз-зачем?
- А ты что, заика? – не останавливалась Рита, для которой главным было – снять ему шок и вытащить из берёзового плена девчонку, которая, кажется… не кажется! Живая!
- Сама ты заика! Я не заика!
- Не заика? Ну и молодец. Давай тяни, что ты как без сил! Тяни, я сказала!

В отчаяньи Рита дёрнула девочку за руку. Та заорала: «Ай, больно!». Рита счастливо рассмеялась и ухватив её за плечи,  тащила изо всех сил, пятясь назад и не слушая её  «ой, ветка царапает!» и «не тащи меня, мне больно!».

 Вытащила. Села на дорогу, в пыль, не слушая плача насмерть перепуганной девчонки и не утирая бегущих по щекам слёз.

Потом поднялась с земли, ощущая противную дрожь в коленях, и не обращая внимания на слёзы и сопли "малейка", ощупывала покрытые кровоточащими глубокими царапинами детские руки, ноги, спину, заботливо расспрашивая: «Здесь больно? А здесь? А так тебе не больно?». И улыбалась, не могла перестать улыбаться… Она победила сегодня – самоё себя, взяла над собой верх. «Так будет всегда, - вслух сказала Рита кому-то внутри себя.- Я хозяйка, а ты лишь слуга. Ты понял, или тебе повторить?»

И услышала, почувствовала, ощутила – покорный вздох где-то под сердцем:
- Согласен. Слуга. Эту битву ты выиграла. А теперь расслабься и успокойся, девчонка не умрёт, поцарапалась только. Чтобы крепче помнила. Хе-хе, зорово ты их… Здорово мы с тобой их уделали! Ты запомни, если тебе будет нужно – позови меня, подумай обо мне,  и я приду, и дам тебе силу, дам тебе власть…

…Рита гладила, сжимала, давила и мяла «малейка», а ангел мотал головой в ответ, подтверждая, что ему не больно. – «А где больно?» - спросила Рита. Шестилетний ангелочек  задрал голубенькое платьице и показал рассеченное острым суком бедро. Рита сорвала лист подорожника, вытерла от пыли и, слегка его пожевав, чтобы выступил сок, приложила к ранке.

– Сейчас ещё сорву. Смотри, и на плече у тебя кровь, что ж ты так исцарапалась-то… Подорожник всё вылечит, это такая колдовская трава, я же ведьма, значит, правду говорю, знаю. И всё у тебя пройдёт, завтра не вспомнишь… Рита пришлепнула последний листок на девчонкино плечо и радостно объявила:
- Вот и всё, малейк! Теперь будешь зелёная, как лесная дриада. Колдунья. Ну, пошли на речку, платье стирать. А то если дома увидят, тебе ещё добавят… к сегодняшнему.

Рита подхватила «малейка» на руки, звонко расцеловала в обе щеки и услышала вдруг: «А у тебя и правда разные глаза… А ты правда ведьма, настоящая?»
- НАСТОЯЩАЯ. Но если вы не будете никого обижать и бабушке Тоне цветы приносить на могилку, я буду об этом знать, и никогда вас не трону и другим обижать не позволю. Вы оба теперь будете под моей защитой.  Честное ведьминское! – сквозь слёзы улыбнулась Рита.

(«Не плакать. Не вспоминать. Всё уже позади, всё кончилось. Эта битва выиграна. Главное, не давать ему над собой власти, не давать своей силы – она ведь моя, не его, и нечего меня шантажировать, не на ту нарвался.

И никогда, никогда не просить о помощи!  Иначе будет так, как сегодня…  А впрочем, можно и попросить. Если вдруг понадобится. 
Ты мне поможешь, бабушка?  Я теперь поняла. И научилась этим управлять. И жить научусь с этим. И никогда никому не сделаю зла. Это ведь так просто – не делать зла.  Надо только захотеть…»)

Окончание http://www.proza.ru/2015/11/09/183


Рецензии