Командовать парадом буду я!

Остап Бендер...
Его знают все. Тот, кто не читал произведений Ильфа и Петрова, наверняка смотрел одну из экранизаций о похождениях Великого комбинатора. Считается, что Остап Бендер - образ собирательный. Однако...

30 мая 1899 г. в г. Никополе (сейчас - Днепровская область), в семье владельца магазина колониальных товаров купца 2-ой гильдии Вениамина Шора и его жены - дочери крупного одесского банкира Екатерины (Куни) Бергер, родился мальчик, которого назвали Иосиф. Домашние называли его Ося, или, в шутку, Остап.
Когда Осе был год, его семья переехала в Одессу. В 1901 году отец умер, а через несколько лет мать вторично вышла замуж за петербургского купца Раппопорта. От этого брака родилась девочка Эльза, ставшая впоследствии известной художницей.

В 1906 году Остап Шор поступил в мужскую гимназию Илиади (потом, Ильф и Петров "определили" сюда же Остапа Бендера). Шор был склонен больше к точным наукам, чем к гуманитарным. После гимназии, Шор стал студентом физмата Новороссийского университета, но будучи по натуре авантюристом, передумал учиться, и в 1916 году отправился в Санкт-Петербург, не имея ни гроша в кармане. По дороге, 17-летний Шор нашел курицу, которая была без единого перышка. И у Осипа возникла гениальная идея!

На сельскохозяйственной выставке, лысая курица стала знаменитостью. Еще бы, это же мечта поваров и домохозяек - курица, которую не надо ощипывать! Крупнейшие мясозаводчики заинтересовались курицей и прислали в Одессу своих агентов.  Здесь их пригласили в местное научное общество, где седой профессор с удивительно молодым лицом, прочел им длинную лекцию о революции в области птицеводства. В роли профессора выступил... переодетый Осип Шор!      

Фирма "Идеальная курица" заключила контракты с крупнейшими птицефабриками юга России. Фабриканты перечислили деньги, однако в назначенный срок, курицы заказчикам не поступили. Профессор исчез, а в помещении фирмы нашли только курицу, у которой на шее болталась записка: "Мы, одесские селекционеры, вывели еще курицу без головы и костей".       

После аферы с лысой курицы, Осип понял, в чем его призвание и начал действовать. Он узнал, что банда Васьки Косого присмотрела для грабежа банк, но попасть в хранилище было непросто - взод закрывалаа двухсоткилограммовая дверь с кодовыми замками. Осип придумал, что нужно переодеться трубочистами и попасть в банк через печные трубы. Банда ограбила банк и выплатила Осипу его процент. 

30 мая 1918 года Осип Шор с размахом отпраздновал свое 18-летие. Деньги на праздник он получил в качестве комиссионных - посоветовал раввину местной синагоги продавать места в раю. На стене синагоги был вывешена схема рая, представленная как дорогой пансионат, и прейскурант, чтобы каждый мог выбрать себе местечко в раю по вкусу и по карману. От желающих купить место в раю не было отбоя. Раввин отреставрировал синагогу и отремонтировал собственный дом.            

Путешествие Осипа Шора из Москвы в Одессу почти целиком вошло в книгу "12 стульев". Кругом царил хаос гражданской войны, и чтобы добраться домой, Осип промышлял, чем только мог. Не умея толком играть в шахматы, Шор представлялся гроссмейстером и проводил платные сеансы одновременной игры. Не держав ни разу в руках кисти, Осип устроился художником на агитационный пароход. Сделав удостоверение пожарного инспектора, Шор наведывался в различные заведения для проверки печей, где ему давали взятки и кормили бесплатно. Когда совсем прижало, Осип женился на тучной женщине. Времена были голодные, а мадам держала лавку. Эта женщина послужила Ильфу и Петрову прототипом мадам Грицацуевой.

Осип Шор пережил зиму, и вернулся в Одессу. Это было тяжёлое время. В городе вовсю орудовали банды. Как-то раз, Осипа попытались ограбить на улице. Шор был физически развитым, еще в гимназии он увлекался классической борьбой, гиревым спортом и футболом. Нападавшие остались лежать на улице, а Осип решил устроится в угрозыск, оперуполномоченным по борьбе с бандитизмом.
Вскоре, Шор стал грозой бандитов. Если при аресте бандиты сопротивлялись, Шор беспощадно их ликвидировал. Пойманных бандитов, Осип допрашивал с таким пристрастием, что они всегда выдавали сообщников.

Как-то раз, при задержании, Шор застрелил нескольких подручных Мишки Япончика. Знаменитй бандит приказал своим подручным прикончить "борзого" опера. Тогда и произошла знаменитая перестрелка в кафе на Ланжероновской улице, о которой потом даже сложили песню. В ходе перестрелки, банда Япончика не досчиталась четверых, а Осип Шор не получил даже царапины. И тогда ему подло отомстили - убили брата Осипа, поэта Анатолия Фиолетова.
Вычислив убийцу, сыщик Шор лично явился в бандитскую "малину" на Пересыпи и спросил: "Кто из вас, подлецов, убил моего брата?". В широком пиджаке, матросской тельняшке и "капитанке" на голове, страшный и могучий Шор долго стоял перед кающимся убийцей. А потом... простил его. Всю ночь Остап провел у бандитов. При свете огарков, они пили чистый спирт, Осип читал стихи убитого брата-поэта, а бандиты плакали. С первыми лучами солнца, Остап спрятал в деревянную кобуру маузер и беспрепятственно ушел.

Гибель брата подействовала на Шора угнетающе. Он уволился из уголовного розыска и в 1922 г. уехал в Петроград. И сразу угодил в тюрьму за драку с человеком, оскорбившим его спутницу. В заключении Осип пробыл недолго. Из Одессы пришли сведения о боевом прошлом Шора и его освободили. Руководство Петроградского уголовного розыска стало уговаривать Шора поступить на службу. Тот согласился и некоторое время работал в угрозыске, но потом уволился.

В 1934 году Шор уезжает в Челябинск, к своему другу Василию Ильичеву, который был директором тракторного завода. С Ильичевым, Шор работал три года. В 37-м, ы кабинет Ильичева вошли сотрудники НКВД и предъявили директору ордер на арест. В это время, в служебном кабинете директора находился Остап. Шор вступился за друга и затеял драку с энкаведэшниками, что в те времена, было невероятно смелым поступком. Шора хотели арестовать, но он раскидал сотрудников НКВД и сбежал.

Долгое время, Шор скрывался в Ленинграде, а затем перебрался в Москву, где тайно жил у своего одесского приятеля, автора "Трех толстяков" Юрия Олеши. Из-за всех мучений и волнений, у Шора развилась нервная экзема, которая переросла со временем в рак кожи. Больной Остап уезжает в Ташкент, куда с началом войны эвакуировалась его сестра. Здесь Осипа вылечили с помощью мумие.

После войны Шор с сестрой переехал в Москву. Детей у него не было - семьёй Осип Вениаминович не обзавелся. Сестра, Эльза Раппопорт (первая жена Леонида Утёсова), работала на "Мосфильме" костюмером-гримером, а Шор устроился проводником поезда Москва-Ташкент. 15 дней он ехал на поезде в Ташкент, 15 дней - обратно в Москву. Потом несколько дней жил у сестры в столице, и снова уходил в рейс.
Шор постарел, носил потертый макинтош и сандалеты, и ни с кем, кроме сестры, не общался. Осип перенес два инфаркта и ослеп на один глаз. Шор дожил почти до 80 лет и похоронен на Востряковском кладбище в Москве.       

Осип Шор, конечно, знал, что именно он послужил прототипом главного героя книг Ильфа и Петрова. Осипу стоило только позвонить в любую газету, рассказать о себе и он был бы обласкан Советской властью. Но до конца жизни, Осип Шор никому не рассказывал о том, что он и есть Остап Бендер, которого знали и любили миллионы советских людей. 

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ОСТАПА БЕНДЕРА:

"Не делайте из еды культа".
"Лед тронулся, господа присяжные заседатели".
"Командовать парадом буду я".
"От мертвого осла уши получишь у Пушкина".
"Ну, ты! Жертва аборта".
"Радикально черный цвет".
"Кому и кобыла невеста".
"Хо-хо, мексиканский тушкан".
"Вас обманули, вам дали гораздо лучший мех, это шанхайский барс...".
"И тут, Степа, обладающий сверхъестественным чутьем, понял, что сейчас его будут 
 бить, и может быть, даже ногами...".
"Знойная женщина - мечта поэта!".
"Ближе к телу, как говорил Мопассан".
"Почем опиум для народа?".
"Гигант мысли, отец русской демократии".
"Днем деньги - вечером стулья, вечером деньги - утром стулья...".
"Кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень!".
"Хамите, парниша".
"Поедем в номера!".
"Пилите,Шура,пилите! Они золотые!".
"Когда будут бить,тогда и будете плакать!".
"Судьба играет человеком, а человек играет на трубе!".
"В детстве таких, как вы, я убивал из рогатки".
"Ах, вы думали? Вы, значит, иногда думаете? Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза?
 Жан-Жак Руссо? Марк Аврелий?".
"Мой папа был турецкоподданный!".
"Скоро только кошки родятся".
"Не надо оваций!".
"Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придётся переквалифицироваться в
 управдомы!".
"Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!".
"Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице".
"С таким счастьем - и на свободе!".
"Сбылась мечта идиота".
"Что вы орете, как белый медведь в жаркую погоду?".
"Молодец Киса, моя школа".
"Мне только справку, вы же видите, что я даже калош не снял"
"Почём опиум для народа?".
"Я чту уголовный кодекс".
"Киса, Вы прирожденный нищий".
"Ах Киса! Мы чужие на этом празднике жизни!".
"Мысль, конечно, жиденькая. Да и исполнение будет убогим".
"С какой целью берется плата? С целью капитального ремонта "провала. Чтоб не
 слишком проваливался".
"Снимите очки, Киса. Сейчас нас будут бить... ".
"Я человек, измученный нарзаном".
"Дышите глубже - вы взволнованы".
"Не нойте, старик. Вас ждут золотые челюсти, толстенькая вдовушка и целый бассейн кефира".
"Что вы на меня смотрите, как солдат на вошь?".
"Отдай колбасу, я всё прощу!".
"Не бейте себя ушами по щекам, не надо!".
"Не учите меня жить!".
"Шумел камыш, деревья гнулись".
"Нас топят - мы выплываем".
"Контора пишет!".
"Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?".
"Это почему ж так много? Овёс нынче дорог?".
"Европа нам поможет!".


Рецензии