Евдокия

             
"Дние лет наших, в нихже семьдесят лет,
аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь..."

                (Пс.89)




              Юбилеи.  Большие и не очень, "круглые" и "некруглые" – они периодически незаметно подкрадываются, заставляя нас притормозить, сделать передышку, оглянуться назад, подвести какие-то итоги.  Сами по себе эти празднества бывают значительными и не очень – все зависит от человека.  А если это столетний юбилей? С прибавлением третьей цифры в названии, на порядок возрастает и значимость такого события.


              Однажды мне пришлось наблюдать и быть непосредственной участницей чествования столетия одной из прихожанок нашего храма.  Едва раба Божия Евдокия в сопровождении дочери переступила порог храма, как стала центром всеобщего внимания. Люди смотрели на нее, как на живую реликвию, многие улыбались, каждый старался хотя бы кончиками пальцев дотянуться до столь редкой юбилярши.


             Евдокия же всем кланялась кивком головы, тихо улыбалась, сидя на принесенном для нее стульчике.  Маленькая и сухонькая одета она была по- праздничному – в темное с кружевными вставками платье, туфельки, платок в тон платья. Улыбку прихожан вызвала нитка бус на груди.  Дочь Евдокии рассказывала, как та накануне посещения храма, дотошно расспрашивала родственников о своем наряде, в котором ей предстояло пойти к обедне.

 
             – Женщина она и есть женщина, – с умилением комментировала свой рассказ дочь.


             А Евдокия, словно голубка, – тихо и кротко следила за ходом Литургии, крестясь и кланяясь в положенном месте, неслышно подпевая слова знакомых молитв.


                Но вот подошло время исповеди, и именинница, едва поддерживаемая под локоток, сама подошла к священнику.  Казалось, весь храм сопереживал рабе Божией Евдокии.  Не каждый день, если честно, можно быть свидетелем такого необычного события.

 
               
               Люди смотрели на слегка согбенную фигурку, и каждый думал о своем.  А подумать было над чем.  Ведь родилась Евдокия еще в царствование Николая второго.  Пережила и революции и многочисленные войны, лишения и скорби – все те беды и несчастья, которые выпали России за минувшее столетие. Выстояла, выжила, чтобы в свой столетний юбилей, принести Богу покаяние, свою благодарность за пережитые скорби и радости.  Мы тоже смотрели на столетнюю юбиляршу с радостью, и эта радость объединила всех прихожан сопереживанием ближнему.


              С каким, должно быть, трепетом принимала Евдокия Святые Дары во время Причастия! Едва ли кому-то из присутствующих посчастливится побывать на ее месте в свой трехзначный юбилей. Люди-долгожители по какому-то особому промыслу Божию задерживаются на этом свете сверх отмеренной Богом человеку меры.


              После крестоцелования батюшка вышел на амвон и по-особому радостно, от имени всех прихожан поздравил юбиляршу со столетним ее днем рождения. Клирос, поддерживаемый хором прихожан, торжественно пропел «Многая лета».


               
              Вокруг слышались разговоры:

– Ай, молодца! Сама! На своих ножках в храм зашла!

– Несколько лет назад у нас в городе еще одна Евдокия ко Господу отошла.  Той сто три года было…

– Не иначе аномалия какая-то в нашем городке.

– Скажешь тоже, «аномалия»! Скорее благодать Божия. Благодатное место у нас – вот и весь секрет.

– Что же эта благодать только на Евдокий распространяется?

– Она на всех распространяется. Только не все ее воспринимают так, как положено, – для пользы тела и спасения души!


(фото из интернета)

               
               



               


Рецензии