Отечественное танкостроение 1919-1937 гг

История советского танкостроения берет начало с весны 1919 года. Именно тогда, в боях под Одессой, советскими войсками были захвачены два французских  танка Рено ФТ-17.
Одну из машин, командование направило в подарок В.И. Ленину. 1 мая танк прошел по Красной площади и был предъявлен вождю. Владимир Ильич отнесся к новинке военной техники с большим интересом, задав военным специалистам и механику-водителю много вопросов об устройстве, характеристиках и особенности применения танка. Следует отметить, что существует версия о том, что в Москву было прислано два танка, из которых на ходу был лишь один, он-то и прошел по Красной площади, а затем был отправлен на фронт, в то время как второй экземпляр оставался в гараже. Спустя некоторое время было решено наладить выпуск  подобных машин на заводе «Красное Сормово». Разобранный ФТ-17 был поездом отправлен в Нижний Новгород, в пути, часть механизмов, в том числе коробка передач, были украдены, что крайне осложнило организацию производства. Тем не менее, усилиями инженеров и рабочих завода, при помощи  французских специалистов Дема и Розье, сочувствовавших советской власти, спустя год, в августе 1920, первый танк был построен. Спустя еще год были построены еще четырнадцать машин. Все танки имели названия, первый назывался «Борец за свободу товарищ Ленин», имя танка № 12 достоверно не известно (предположительно «Илья Муромец»). Названия были как революционные( «Парижская коммуна», «Лев Троцкий», «Карл Маркс»), так и нейтрального содержания («Черноморец», «Буря», «Керчь»). Первые танки были вооружены 37-мм пушками, остальные еще и пулеметом, что было новинкой в танкостроении. Три танка так и остались невооруженными.
    Эти машины были вполне на уровне своих зарубежных аналогов, несколько превосходя их по скорости (10 км/ч против 7-8 у Рено ФТ-17)  и отчасти по вооружению, но заметно уступая в надежности. Экипаж танка состоял из двух человек. Ни в каких боевых действиях  «Русский Рено» участия не принимал и к 1930 году все  его экземпляры были списаны.
     Опыт, полученный при постройке этого танка, позволил приступить к разработке первого крупносерийного советского танка МС-1, известного также как Т-18. В общих чертах он повторял предшественника, но был гораздо надежнее, а скорость достигала 16 км/ч.  Круговое бронирование в 16 мм защищало от огня стрелкового оружия, а на дистанциях свыше 500 метров – от огня крупнокалиберных пулеметов.  В танке не было каких-то особых новшеств, но выпущенный в количестве свыше 950 штук, он позволил создать полноценные танковые подразделения. Дебютом нового танка стали бои на КВЖД в 1929 году, причем безвозвратных потерь не было. МС-1 неоднократно пытались модернизировать, военных не устраивали низкая скорость и слабое вооружение танка из 37-мм пушки Гочкиса времен первой мировой войны с плохой баллистикой, но в начале 1930-х годов на вооружение стали поступать более совершенные машины,  которым даже обновленные версии МС-1 ощутимо проигрывали. По мере износа их передавали в укрепленные районы для использования в качестве огневых точек, часто демонтируя при этом двигатель. Часть машин была перевооружена новыми 45-мм орудиями. Небольшое количество ходовых МС-1 приняли участие в Отечественной войне, причем последние несколько танков защищали Москву вплоть до февраля 1942 г.
   На смену МС-1 предполагался легкий танк Т-19. Он имел лучшие боевые характеристики, но стоимость и сложность его производства оказались настолько велики, что от него отказались. Также в 1929 г. был построен первый средний или в терминологии того времени маневренный танк Т-12. Он был двухбашенным, причем малая пулеметная башня располагалась на большой орудийной. Вооружение состояло из 45-мм пушки и трех пулеметов, танк весил около 15 тонн и развивал скорость до 30 км/ч. Танк был построен и испытан, но военных не устроил недостаточный запас хода.  Конструкция была переработана и получила индекс Т-24. Вооружение было дополнено курсовым пулеметом, толщина брони уменьшена на 2-3 мм, а запас хода возрос почти вдвое. В 1930-1931 гг. было выпущено 25 танков, но затем по различным причинам, выпуск был прекращен. Т-24 оставались на вооружении вплоть до конца десятилетия, участия в боевых действиях они не принимали.
   В это же время велись работы над создание тяжелого танка, однако они не вышли за пределы создания эскизов из-за общей слабости промышленности и чрезвычайно высокой стоимости.
   Для придания нового импульса танкостроению, в 1929 году было решено обратиться к зарубежному опыту. Подобно Великому посольству Петра I в западные страны, в 1930 году из СССР отбыла закупочная комиссия во главе с начальником управления механизации и моторизации Халепским и начальником инженерно-конструкторского бюро по танкам Гинзбургом. Она посетила Великобританию, Францию, Италию, Чехословакию и США, причем наиболее продуктивным был визит на Британские острова, где были закуплены значительные партии техники, на основе которых вскоре были созданы новые образцы советских танков. Некоторые модели закупить не удалось, но это не помешало впоследствии построить их улучшенные аналоги.
   Говоря о влиянии зарубежного опыта, нельзя обойти советско-германскую танковую школу под Казанью, где наряду с подготовкой кадров проходили тайные испытания немецкие боевые машины. Это позволило ознакомиться и внедрить в отечественном танкостроении ряд узлов и технологий, например спаренную установку пушки и пулемета.
    На основе английского танка Виккерс Мк.Е., известного также как Виккерс  шеститонный, был создан самый массовый (свыше 11000) советский легкий танк межвоенного периода. Первоначально он был двухбашенным, вооруженным двумя пулеметами, затем  в правую башню была установлена 37-мм пушка Гочкиса. 20-30 танков получили более совершенную 37-мм пушку Б-3, обладавшую большими точностью и бронепробиваемостью. На смену этой модели, пришел Т-26 обр.1933 г. Он имел одну увеличенную башню с 45-мм орудием и пулеметом ДТ. Переход на новый калибр позволил увеличить мощность осколочного снаряда и использовать большой запас 47-мм снарядов дореволюционного выпуска, путем стачивания их на два миллиметра. Экипаж Т-26 состоял из трех человек, толщина брони не превышала 15 см, но на то время подобное было общемировой тенденцией. Впоследствии танк продолжал модернизироваться, получив коническую башню и усиленную подвеску, однако устранить его главный недостаток – слабый двигатель, так и не удалось. К 1937 году по всем характеристикам кроме вооружения Т-26 устарел, хотя при грамотной тактике мог действовать успешно, что было подтверждено в годы войны.
   Большой проблемой на заре танкостроения был малый ресурс гусениц, из-за этого танки не могли совершать длительных маршей. Недостаток пытались решить различными путями: перевозкой на трейлерах или в кузовах тяжелых грузовиков, применением альтернативных видов гусениц, почти целиком состоявших из резины,  установкой на танк колес, для движения на них по дорогам.  Колесно-гусеничная схема в конце 20-х, начале 30-х годов активно прорабатывалась. Советские специалисты заинтересовались танком американского конструктора У.Кристи. В его машине опорные катки были обрезинены и при снятии гусениц выполняли роль колес. Передние катки могли поворачиваться. Скорость танка на гусеницах превышала 50 км/ч, а на колесах 70 км/ч.
   Было закуплено два танка Кристи и на их основе была создана линейка танков БТ (быстроходный танк). Современные российские танки ведут родословную в основном от этих машин тридцатых годов. Первой моделью был танк БТ-2, он нес 37-мм пушку Б-3 и пулемет в раздельных установках, часть БТ-2 имела только два пулемета. Последующие модели (БТ-5 и БТ-7) были вооружены аналогично Т-26, за исключением БТ-7А, имевшим короткоствольную  76-мм пушку КТ-28. Бронирование этих танков не превышало 15-20 мм, минусом были узкий корпус и бензобаки в бортах, что повышало уязвимость и снижало шансы танкистов на спасение. Но БТ любили за высокую скорость и мощный двигатель в 400 л.с. На учениях разогнавшиеся машины могли прыгать на расстояние  15-20 метров, а иногда и больше, к немалому удивлению иностранных военных атташе и специалистов. Последняя модель БТ-7А имела дизельный двигатель В-2, впоследствии ставившейся на Т-34. Также на основе БТ был создан экспериментальный плавающий танк ПТ-1, имевший схожие характеристики.
    Советские конструкторы попытались создать единый танк, совместив БТ и Т-26. Разработка танка была начата в 1933 году конструкторским бюро завода № 174. Руководили проектированием О.М. Иванов и М.В. Симонов. Танк был построен и в 1936 году принят на вооружение. Он имел схожий с Т-26 корпус и ходовую БТ. Вооружение и бронирование было таким же как у прародителей. Скорость на гусеницах 58 км/ч, на колесном ходу до 80 км/ч. Несмотря на недостаточную надежность Т-46 в войсках был принят благосклонно, однако высокая цена производства, поставила крест на его выпуске, не превысившем сорока штук.
   В конце-концов проблема малого ресурса гусениц была решена в Великобритании, путем внедрения новых сортов стали (сталь Гартфильда) и изменением технологического процесса изготовления траков. Советские технологи, командированные на английские заводы, смогли ознакомиться с новыми технологиями и со временем внедрить на родине. Колесно-гусеничный ход стал достоянием истории.
  В 1929 году для работы в СССР была привлечена конструкторская группа немецкого специалиста Эдварда Гроте. Разработка и изготовление нового танка велась в обстановке полной секретности. В проектировании машины принимали участие и советские инженеры, ставшие впоследствии известными конструкторами (Барыков, Троянов и др.). Техническую экспертизу проекта осуществляли ведущие советские конструкторы того времени В. Заславский и С.Гинзбург. Построенный танк поражал воображение – настолько он опережал свое время. При весе 28 тонн, он был защищен  в лобовой проекции броней толщиной 44 мм, позволявшей выдержать попадание 37-мм бронебойного снаряда, бортовая броня достигала 20-24 мм. Вооружение танка ТГ состояло из двух орудий 76-мм в неподвижной рубке и 37-мм, в башне, способного вести зенитный огонь. Оба орудия обладали отличными баллистическими характеристиками. Архаичным было лишь установка пулеметов в  бортах корпуса и рубки. Максимальная скорость танка 34 км/ч, Независимая подвеска в сочетании с полупневматическими шинами на опорных катках обеспечивали ему очень мягкий ход, а использование пневматических приводов  делали управление танком необычайно легким не в пример другим советским  машинам. Танк был испытан и проявил себя хорошо, на последующих экземплярах предполагалось заменить неподвижную рубку вращающейся башней.  К сожалению, танк Гроте так и не был запущен в серию, его цена составляла 1,5  миллиона рублей, в то время как БТ-2 стоил только 60 тысяч. Это было сочтено неприемлемым. Сам опытный танк был разобран в начале 40-х годов. В заключение стоит отметить, что характеристики ТГ, построенного в 1931, позволяли уверенно противостоять немецким танкам десятилетие спустя, не говоря уж о возможной модернизации. Но как известно лучшее-враг хорошего, уникальная машина дала бесценный опыт танкостроителям, но в войска должны были попасть более технологичные образцы.
   За основу нового среднего танка был взят английский танк Виккерс 16-тонный. В результате в 1933 в производство был запущен трехбашенный танк Т-28. Он имел хорошую подвижность, был вооружен 76-мм пушкой КТ-28 (на поздних модификациях  более совершенная Л-10) и 4-5 пулеметами ДТ. Это была довольно надежная машина, несмотря на большие размеры очень подвижная. Т-28 послужил образцом для создание самоходных артиллерийских установок и специальных машин, также на нем испытывались новые орудия. Было построено пять образцов с ходовой по типу БТ, получившими индекс Т-29. Существовали проекты снятия с танка малых башен с усилением бронирования и вооружения. Танки Т-28 активно участвовали в Советско-Финской войне, где проявили себя очень хорошо, но выявился явный недостаток их защиты. Чуть больше сотни Т-28 были защищены дополнительными броневыми экранами, обретя бронирование 40-60 мм.  Танки приняли участие в Отечественной войне, хотя большая часть была потеряна летом 1941 (чаще это были небоевые потери), отдельные машины воевали на Ленинградском фронте вплоть до начала 1944 года.
   После отказа от танка Гроте уже советскими конструкторами была продолжена работа над тяжелым (в терминах того времени – позиционным) танком. Наряду с ТГ, ориентиром послужил пятибашенный английский танк Индепендент.  Итогом стало создание тяжелого танка Т-35 – символа мощи Красной армии в межвоенный период. 50 тонный танк был вооружен тремя орудиями – 76-мм КТ-28 и двумя 45-мм 20-К, а также 6-7 пулеметами. Экипаж состоял из 11 человек. При этом Т-35 был очень громоздким (а внутреннее пространство наоборот очень тесным), малоподвижным, а его бронирование довольно слабым, лишь часть лобовой проекции имела 50-70 мм (поздние модели), остальная броня не более 30 мм, что было явно недостаточно. К танку предъявляют претензии, что командир не имел возможности координировать действия экипажа в бою. Но это в реальности было не критично, поскольку между танкистами существовала связь, а каждая башня самостоятельно осуществляла поиск цели. Гораздо более существенным недостатком была низкая надежность танка. В условиях 1941 года это привело к тому, что практически все  Т-35 были брошены из-за поломок и лишь несколько погибли в бою. Последние из 61 выпущенных Т-35 приняли участие в Обороне Москвы. До нашего времени сохранился один Т-35, находящийся в музее Кубинки.
   Уже вскоре после своего создания Т-35 был признан неудачным, но создать ему замену не удавалось вплоть до конца 30-х годов, когда были построены экспериментальные тяжелые танки Т-100, СМК и КВ. Последний будучи однобашенным в итоге был принят на вооружение и стал одним из легендарных танков Отечественной войны и родоначальником тяжелых танков нового типа.
   Завершая рассказ о предвоенном танкостроении стоит сказать о танкетках и плавающих танках. В 20-е годы танкетки (в советской терминологии – пулеметки сопровождения), считались важной составляющей вооруженных сил. Подвижность и малые размеры машины при отсутствии или недостатке  у противника  противотанковых средств, позволяли эффективно осуществлять функции разведки, охранения, поддержки пехоты и борьбы на коммуникациях. Работы над танкетками велись с окончания гражданской войны, но ни одна из разработок не пошла в серию. В 1930 году закупочной комиссией в Великобритании была закуплена партия танкеток Виккерс-Карден-Ллойд.  Это была очень компактная двухместная гусеничная машина, вооруженная пулеметом, при этом сравнительно недорогая и простая в обслуживании. На ее основе была создана советская танкетка Т-27. Она повторяла прародителя, но имела несколько большие размеры. Вооружение – один пулемет ДТ, толщина брони 10 мм. 40 сильный двигатель разгонял танкетку до 40 км/ч. Дебютом Т-27 была борьба с басмачами, при этом как минимум одна машина была сожжена.  Боевая ценность танкетки была невелика, она была очень тесной, а проходимость ограниченной. В то же время высокая надежность и неприхотливость в обслуживании позволили многим Т-27 дожить до начала Отечественной войны. К этому времени часть танкеток были переделаны в тягачи-транспортеры 45-мм пушек. Сохранив вооружение, они могли постоять за себя и поддержать пулеметным огнем орудийный расчет. Единичные танкетки участвовали в битве за Москву, а в качестве тягача отдельные Т-27 применялись в течение всей войны.
    В конце 1932 под общим руководством С.Гинзбурга был создан мобилизационный танк Т-34 (не путать с Т-34 обр. 1939 г.), предполагавшийся к выпуску на  автомобильных заводах в случае большой войны. Это был достаточно удачный на то время легкий танк  с большим количеством автомобильных агрегатов, единственным минусом которого было слабое вооружение из одного пулемета. Для его усиления предполагалось оснастить танк 20-мм пушкой, но создать подходящий образец не удалось и работы над машиной были прекращены
   Создание плавающих танков также было связано с английским танкостроением (при этом любопытно то, что большинство английских машин на родине либо не принимались на вооружение вообще, либо выпускались очень малыми сериями). В 1931 году на Темзе был испытан 2,75 тонный плавающий танк фирмы Виккерс, вооруженный пулеметом. СССР закупил несколько таких танков, но еще до их прибытия, была начата разработка собственных плавающих танков. После изготовления ряда прототипов был запущен в серию танк Т-37А. В общих чертах он повторял Виккерс, но имел более слабый двигатель и несколько иную компоновку. Машина оказалась неудачной, хотя выпущено их было более 2500, из них 643 с радиостанцией. Ее сменила  новая модель Т-38, несколько более удачная, но также не устраивавшая военных низкими характеристиками и надежностью. По большому счету это были пулеметные танкетки с вращающейся башней и способностью плавать. Использоваться как переправочные средства они не могли, перегруз более чем в 120 кг на воде мог привести к гибели машины и экипажа. Мощности 40 сильного двигателя (50 л.с. у поздних Т-38) зачастую было недостаточно для выхода танка из воды. Т-37А и Т-38 воевали в Финскую и Отечественную войны, но без особого успеха, однако финал их боевой деятельности в 1944 был удачным. При мощной поддержке артиллерии, плавающие танку форсировали реку Свирь и совместно с пехотой захватили плацдарм на берегу.
  Конструктор Н.А. Астров продолжал работы над плавающими танками и впоследствии создал удачный танк-амфибию Т-40, ставший основой целого семейства советских легких танков Т-60, Т-70 и Т-80.
   В 1936 году началась гражданская война в Испании, в которой приняли участие и советские танки Т-26 и БТ-5. Они проявили себя очень достойно, но со всей остротой проявилась проблема слабого бронирования. На совещании Автобронетанкового управления 17 января 1937 года  было принято решение ускорить создание танков новых типов с более мощными защитой и вооружением, что, по сути, стало окончанием  предвоенного развития танкостроения в СССР. В последующие 2-3 года были разработаны танки нового поколения – Т-34, КВ, Т-50 и Т-40.
   Совместив  собственный и иностранный опыт  советские конструкторы смогли создать многочисленные и конкурентоспособные танковые войска. Машины межвоенного периода, встав на пути вермахта, внесли немалый вклад в победу, вопреки расхожему стереотипу, став грозным противником немецких войск. Путем проб и ошибок отечественное танкостроение вышло на лидирующие позиции в мире.


Рецензии