8. Поездка в Вифлеем

         25 октября (воскресение).

   Сегодня в Израиле переводят часы на зимнее время (на 1 час назад), так что на час дольше поспали. Сегодня у нас будет экскурсия в Вифлеем - храм Рождества Христова в Вифлееме, Храм Иоанна Крестителя, Горненский женский монастырь.
 Из Бат Яма выехали в 7 часов и не выходя из нашего автобуса (многие , как и мы на прошлых экскурсиях пересаживались в Тель Авиве на другие автобусы) выехали из Тель Авива с экскурсоводом Жорой на автобусе N17 фирмы TREVELLUX (телефон отдела реализации 052-3585382) в 8-15 час.
  На 30 минут остановились на завтрак в кафе "Элвис Пресли" на заправке. На каждой экскурсии мы заходили в это кафе. Хозяин фанат Пресли и всё в кафе так или иначе говорит о  Пресли. Его фигуры на улице и в кафе, все стены и потолок в его фотографиях, фото и на кружках, и даже на пакетиках с сахаром, чаем и кофе... Кружка с чаем стоит 15 шек. и её потом забираешь в подарок.
  По дороге к Иерусалиму экскурсовод Жора очень интересно рассказывал об истории Израиля. Рассказывал, что на храмовой горе (по преданиям здесь хранился ковчег завета)  раньше два раза в день приносили жертву (овечку или ягнёнка резали а затем сжигали на протяжении 500 лет).
  В конце сентября евреи отмечают праздник шалашей (в полнолуние), а у мусульман это праздник курбан-байран и очень часто в это время случаются беспорядки. И в конце этого сентября у стены плача так же были теракты (нам кстати из-за этих событий не советовали ехать в эту поездку). Всё время делят Храмовую Гору. Только Стена плача доступна для всех вероисповеданий, а всё остальное на храмовой горе принадлежит мусульманам.
  Проезжаем мимо оврага (балки) - где по легенде находилась "Гиена огненная" (здесь находилась огромная бронзовая статуя языческого бога Молоха. Под ней разжигали огромные костры. И по одним данным в них бросали младенцев, как бы в жертву богу, по другим данным младенцев очищали дымом от костра от дурного).     Башня царя Давида у Яффских ворот, от этих ворот Звезда ушла на Вифлеем (дорога волхвов).
  В Иерусалиме высаживаем основную группу туристов с экскурсоводом у Яффских ворот на 5-ти часовую  пешую экскурсию по Иерусалиму трёх религий. А мы и с нами ещё шесть человек отправляемся в Вифлеем. Нас пересадили в микроавтобус и отправили к границе с Палестиной. При въезде в город попали в небольшое дорожно-транспортное ЧП. В наш микроавтобус на перекрёстке врезалась женщине на легковушке, не вписавшись в поворот. На удивление быстро приехала полиция (с автоматами), сделали фотосессию с поцеловавшимися машинами,и мы минут через 10 отправились дальше. Кстати водитель араб и о сложившейся ситуации с ним объяснялись "на пальцах". По дороге подсадили к нам в автобус экскурсовода, тоже араб, но хорошо говорящий по русски. Как всегда нас вначале завезли в магазин с сувенирами, правда впервые угостили кофе с кардамоном (очень понравился кофе!)
  Племя левитов на протяжении многих веков учили наизусть библию и передавали эти знания из уст в уста, почти 3 тысячи лет. Самаритяне - староверы.  И только святой Иероним перевёл Библию на латинский язык. (Информация от экскурсовода). Сейчас в Израиле 5776 год от рождения Адама...
  Похолодало, по прогнозу обещают дождь...  Сильный ветер. Зонтика не взяла...
Удивила Палестина. Все по телевидению говорят о военных действиях здесь, ничего подобного мы не видели. Спокойные жители прогуливаются по городу. Архитектура домов отличается от Израильской. Булыжные мостовые, узкие улички и почти нет зелени. В Палестине могила Каина.
  Уже в  Палестине начался сильный  дождь. В Храме Рождества Христова поклонились месту рождения Христа (ясли и Вифлеемская Звезда). Здесь же икона Вифлеемской Божьей матери. Единственное изображение улыбающейся Богородицы.
                ***

             ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

    "Пещера Рождества -
 Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.

    История базилики:
Византийский период. Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому:

 Вид на греческий православный алтарь базилики.
"…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и Василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.
  Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

  Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

  Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.
 
  В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

  Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.

  При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

        Период крестовых походов -

  В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

  После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

  В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены..."
               
                ***

   Микроавтобус нас снова довёз до нашего экскурсионного автобуса и на нём мы под проливным дождём доехали до Храма Иоанна Крестителя. Здесь в трапезной мы пообедали и дожидались нашу основную группу туристов с экскурсоводом. Время пролетело быстро в разговоре со Светланой из Эстонии (врач кардиолог, эндокринолог и гомеопат) - очень светлый и интересный Человек.
  Подождав, когда основная группа пообедает, отправились в Горненский  монастырь. Это православный женский монастырь. Он находится "Там, куда после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария!", чтобы сообщить праведной Елисавете - матери святого Иоанна Предтечи - о грядущем рождении Иисуса Христа, находится Горненский православный женский монастырь. А рядом с ним, в центре живописного иерусалимского района Эйн-Карем, можно увидеть источник, из которого Богородица брала воду. Дорога от источника ведет к монастырю.

                ***

        "Святое место в оливковой роще -

  Сегодня монастырь - одно из самых интересных и посещаемых паломниками мест Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. «Сестра, благословите!» - так обращаются друг к другу при встрече сестры и прихожане.

  В 1871 году глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) выкупил оливковую плантацию у дипломатического работника французского консульства. Поначалу здесь был построен приют для русских паломников, в котором со временем стали селиться инокини. Постепенно приют стал монастырем, но не совсем обычным. Согласно уставу архимандрита Антонина, желающие поселиться здесь монахини должны были на свои средства построить себе дом с садом. Так монастырь приобрел свой необычный вид: без корпусов с кельями, но с уютными домиками в окружении душистых садов с лимонными, миндальными и оливковыми деревьями.

  Первый каменный храм здесь возвели в 1882 г. и освятили через год в честь Встречи Божьей Матери с праведной Елисаветой. Позднее ради спасения сестёр обители от эпидемии холеры в Палестине здесь стала особо почитаться Казанская икона Божьей Матери, а храм стали именовать в её честь.

  Сейчас монастырь посещает много паломников, каждый день прибывают новые группы из разных уголков России, Украины и других стран. Когда-то здесь не было ни дорожек, ни тропинок – камни да пыль, а сегодня в каждом домике есть вода, канализация. Кроме того, около собора строится гостиница. На территории монастыря еще остались полуразрушенные домики, от некоторых – одни стены, но они постепенно восстанавливаются, чтобы все желающие могли посетить это святое место.

      Матушка Георгия -

  Покои матушки Георгии (до пострига Валентины Щукиной) находится в самом сердце монастыря. С ее террасы открывается живописный вид на иерусалимские горы с раскиданными по склонам монастырями. Матушка Георгия была назначена настоятельницей монастыря по благославению Патриарха Алексия II и Священного Синода с напутствием «восстанавливать Горний» в 1991-м году. Как сказал тогда Патриарх: «За святое послушание, матушка, Господь поможет! Побудете три-четыре года, восстановите монастырь, станете принимать паломников».

  Тогда, более 20 лет назад, большинство зданий в монастыре были полуразрушены, не было ни воды, ни электричества, ни канализации. Послушницы ходили за водой вниз, к источнику, из которого, по преданию, пила Пресвятая Богородица. Но, милостью Божьей, это святое место удалось восстановить из праха забвения и разрухи.

  В детстве матушка Георгия пережила блокаду Ленинграда: «Когда нас эвакуировали, на станции Орехово-Зуево мама сдала меня и младшую сестру Ниночку, как умерших, в морг. Ниночка так и осталась там, а я выжила, пролежала больше месяца в больнице. За день до выписки, по воле Божьей, пришел главврач с запросом от моей мамы, которую эвакуировали в Краснодарский край, жива ли я? Так мы и воссоединились. Потом станицу, где мы жили, взяли немцы. Мы прятались от них в погребе. Бог сохранил, не нашли. В Ленинград вернулась в 1944, а в 1949-ом я ушла в монастырь в Эстонии, где прожила почти 40 лет».

  Восстановление обители началось с 1992-го года, когда в монастырь прислали 20 студентов-семинаристов из Московской Духовной Академии. С ними работа пошла быстрее. Они восстановили древнее двухэтажное здание при входе в монастырь, в котором была богадельня. Теперь в нём гостиница. Еще через несколько лет в монастырь прибыло около 20 послушниц, и с ними работа закипела. Иногда сестры болеют, справляться со всеми делами бывает трудно. Но матушка не унывает: помогать монастырю часто приезжают «трудники».

  «Трудники» - люди, которым хочется посвятить определенный период жизни служению Богу. Они приезжают на срок до трех месяцев, насколько позволяет туристическая виза, живут в монастыре и помогают в его быте. Каждому из них определяются задачи по умениям.

  Трудники не обременены монастырским уставом, у них свой распорядок дня: в 7:00 - завтрак, после завтрака – работы, на которые их назначает благочинная (сестра, выполняющая административные обязанности), потом обед, час отдыха и опять работа до вечера. После ужина в 18:00 - свободное время. Иногда бывает вечерняя служба, которую все посещают в праздники и воскресные дни.

  Также монастырь посещает много паломников. Так, однажды приехала группа батюшек из России и в течение визита их предупредили: мол, иногда на территории монастыря можно встретить скорпионов и в случае укуса нужно обязательно выпить аракий. На что батюшки отшутились: "Зачем же ждать укуса скорпиона?"

       Монастырский уклад:
  Пасторально, тихо, поют птицы... Жизнь в монастыре размеренная, но насыщенная. У всех сестер есть свои «послушания». Сестры, несущие послушание в церкви, следят за свечками, которые ставят люди, помогают в алтаре, вне церкви сопровождают паломников как гиды или помогают в домиках-гостиницах, убирают территорию, собирают маслины, из которых здесь же изготавливается оливковое масло. Сестры ухаживают за больными, есть послушание в канцелярии, на просфорне, где пекут просфоры - богослужебный литургический хлеб, в трапезной, на воротах (в качестве привратников).

  День сестер расписан по часам: с 5:30 до 9:00 утренняя служба, общий завтрак с 9:00 до 9:30. Затем все идут исполнять свои послушания до 12:30. С 12:30 до 13:00 - обед, после которого вновь послушания до 15:00, а с 15:00 до 18:00 - вечерняя служба. Бывают и вечерние послушания с 18:00 до 21:00.

  Оставшееся время можно посвятить келейным молитвам, чтению... или кормлению животных! В монастыре водятся черепахи, целые стаи зеленых попугаев, кошки и даже мангусты! Они, по рассказам сестёр, очень воспитанные и приходят иногда целыми семействами. Когда монахини кормят кошек, зверьки терпеливо ждут, пока те насытятся, и только потом угощаются сами..."

                ***

  Светлана из Эстонского монастыря, там раньше жила нынешняя настоятельница Горненского монастыря игумения Георгия, привезла ей письмо от сестёр монастыря. Надо было видеть с какой радостью матушка Георгия приняла это послание. Нам повезло получить благословение у матушки Георгии и поприсутствовать на службе в Храме. Только всего 20 минут нам суждено было там побыть. Этого, конечно же бесконечно мало. Значит есть повод вернуться сюда!!!
 Прошлись под проливным дождём к месту встречи (на месте зимнего домика, где родился Иоанн Креститель) Елисаветы (беременной на 6-м месяце Иоанном Крестителем) с Марией. На месте их целования забил святой источник. Уже в полной темноте, набрали святой воды, умылись и отправились в обратный путь. Время 17 часов, а темнота, хоть глаз выколи...
  Дома были в половине девятого вечера по зимнему времени. Оказывается в Бат Яме Тель Авиве и Ришон ле Ционе пронёсся ураган. Несло ветром камни, песок, много поломанных деревьев и даже 3 крана опрокинуло. А нас Бог миловал и мы только дождиком, как святой водой окропило! Сейчас дождика нет, но ветрено и прохладно...

 
 


Рецензии