Беседы День рождения Иоганна Вольфганга Гете

28 августа 2024 года исполняется 275 года со дня рождения великого немецкого поэта и ученого Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832). А потому наш  друг, независимый журналист М. Михайлов, решил мысленно побеседовать со  знаменитым человеком.

Предлагаем запись их беседы:

М. – Уважаемый господин Гете, Вы прожили  долгую и плодотворную жизнь, создали великие литературные произведения, занимались политикой и науками, познали любовь и успех. Ваш соотечественник Ф. Геббель написал: «Каждая нация находит гения, который в ее костюме представляет все человечество; у немцев это Гете». Таким образом, Вашу жизнь наверняка можно считать счастливой. Но ведь никто не испытывает радостный подъем постоянно. В какие моменты Вы чувствовали себя на верху блаженства?

Г. – Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.

М. – А нам, обычным людям без выдающихся способностей что, по-вашему,  для нужно счастья?

Г.– Будь ты король или простой землепашец, ты будешь по-настоящему счастлив лишь тогда, когда в твоем доме будет мир и покой.

М. – Безусловно, это, наряду со здоровьем, необходимые условия. Но, вероятно, недостаточные, если так мало людей считают себя счастливыми. Так или иначе, всех настигают беды и разочарования.

Г. – Большая часть бед во всем мире происходит оттого, что люди не очень точно понимают свои цели.

М. – Возможно. А у Вас какая была главная цель?

Г. – Цель в жизни – это сама жизнь.

М. – Жизнь все люди проживают по-разному. Многие считают, что мы рождены, чтобы трудиться.

Г. – Большинство людей работает основную часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него.

М. – Да, далеко не каждый умеет плодотворно использовать досуг, а ведь в это время  можно чему-то учиться, читать хорошие книги или заниматься творчеством.

Г. – В жизни, кроме здоровья и добродетели, нет ничего ценнее знания; а его и легче всего достигнуть, и дешевле всего добыть: ведь вся работа – это покой, а весь расход – время, которое нам не удержать, даже если мы его не потратим.

М. – Чтобы получить глубокие и обширные знания, нужны хорошие учителя, а они довольно редко встречаются; иметь такого учителя – большая удача.

Г. – Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

М. – Да, пытаться учить и в самом деле научиться – эти действия  не всегда совпадают.

Г. – Учатся у тех, кого любят.

М. – Но не все, кого мы любим, могут нас чему-то научить.

Г. – Умные люди – лучшая энциклопедия.

М. – Это верно. А, кроме того, необходимо обладать способностями – без них никакой учитель не поможет стать по-настоящему образованным человеком.

Г. – Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.

М. – Что именно Вы имеете в виду?

Г. – Недостаточно только получить знания; надо найти им применение. Недостаточно только желать; надо и делать.

М. – Эрудированный человек, достигший успеха на своем поприще, вероятно, очень умен?

Г. – Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя.

М. – Да, философы всех времен призывали нас «познать самого себя», а некоторые из них добавляли, что это не только самое трудное, но и самое неприятное занятие. Оставим это мнение на их совести. Итак, каким образом  этого можно достичь?

Г. – Как можно познать самого себя? Только в действии, но никак не в созерцании. Старайся выполнять свой долг, и ты сразу узнаешь, что у тебя за душой.

М. – Мне кажется, чтобы понять, в чем твой долг, надо понимать, кто ты такой и что должен себе, а что – людям. И только потом действовать. Иначе не избежать ошибок.

Г. – Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир.

М. – А все-таки, что он для этого должен делать?

Г. – Мыслить, знать, чувствовать, верить и как там ещё называются щупальца, которыми человек нащупывает вселенную; они должны всегда работать во взаимодействии, только так мы и сможем выполнить свое призвание.

М. – Дайте, пожалуйста, совет хотя бы для одного щупальца.

Г. – Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое выражение.

М. – Ну, это несложно и приятно. Кстати, о мудрых выражениях: я заметил, что иногда одни и те же афоризмы встречаются у авторов, живших в разных странах в разное время. Как Вы это объясните?

 Г. – Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову, нужно только постараться еще раз к ней прийти.

М. – Значит, тут дело не в плагиате?

 Г. – Что носится в воздухе и чего требует время, то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования.

М. – Теперь понятно. Однако вернемся к вопросу изучения мира и себя в нем. К сожалению, мы постигаем его не только через науки, искусство и литературу, но и через все трудности и беды, которые уготованы для каждого в реальной жизни, через сопротивление окружающей среды, любовь и ненависть ближних и дальних, через все случившиеся с нами события.

Г. – Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть.

М. – Таким образом, с возрастом у нас на душе все больше шрамов. А как избежать этого и добиться хорошего отношения окружающих? Возможно, тут может прийти на помощь вера? Она тоже помогает познавать и становиться мудрее?

Г. – Вера не начало, а конец всякой мудрости.

М. – Тем не менее, история говорит нам, что люди всегда исповедовали ту или иную религию.

Г. – Вся история Церкви – смесь заблуждения и насилия.

М. – Конечно, все это было, но разве Вам никогда не хотелось поверить во что-то высшее?

Г. – У кого есть наука, тот не нуждается в религии.

М. – Говорят, однако, что среди ученых иногда встречаются люди глубоко верующие. Впрочем, все люди разные. Но нельзя не признать, что религия призывает народ творить добро, помогать бедным и страждущим и любить ближнего. А ведь это необходимо.

Г. – Совершай добрые дела из чистой любви к добру.

М. – По мере сил пытаюсь. Но вернемся к нашим баранам: допустим, человек получил прекрасное образование, успешно познает мир и себя в нем. Станут ли его уважать и любить за это?

Г. – Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него.

М. – Почему Вы так думаете? Ведь это ужасно.

Г. – Нет ничего страшнее деятельного невежества.

М. – Разве нельзя как-то договориться с этим большинством – доходчиво объяснить свою позицию?

Г. – Каждый слышит то, что понимает.

М. – Вы, кажется, невысокого мнения о народных массах?

Г. – Нет ничего ненавистнее большинства: дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, масса должна идти вслед за ними, не сознавая своей воли.

М. – Это очень опасно: сильный вождь может привести бессознательную массу к гибели. При этом прольются реки крови. Мы в ХХ веке через это прошли. Так что хотелось бы, чтобы  народ сознавал, куда его ведут. Кстати, и «сильные люди» тоже должны понимать свою ответственность перед «массой», иначе все кончится революцией, что и происходило неоднократно.

Г. – Ненавижу всякую революцию, потому что она уничтожает не меньше благ, чем создаёт.

М. – Это верно, как и любая ломка старого. «Мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем», – пели наши революционеры в начале ХХ века.

Г. – У слабых людей часто бывают революционные убеждения; они думают, что им было бы хорошо, если бы ими не управляли, и не сознают, что они не в силах управлять ни другими, ни собой.

М. – Но в революцию очень часто шли сильные люди, умеющие управлять и собой, и другими. Другое дело, что результат их правления был неоднозначный. Как и все в человеческих делах. Часто вожди  обещают народу, что в результате перемен его жизнь станет свободной и счастливой, а получается ровно наоборот: многие при этом теряют последнее, вплоть до самой жизни, а остальные разочаровываются во всем на свете. Это прекрасно выразил наш замечательный поэт Б. Окуджава:

Ребята, нас вновь обманули,
опять не туда завели.
Мы только всей грудью вздохнули,
да выдохнуть вновь не смогли.
Мы только всей грудью вздохнули
и по сердцу выбрали путь,
и спины едва разогнули,
да надо их снова согнуть.
Ребята, нас предали снова,
и дело как будто к зиме,
и правды короткое слово
летает, как голубь во тьме.

Г. – Нас никогда не обманывают; мы обманываемся сами.

М. – Думаю, и нас обманывают, и мы сами обманываемся, когда нам обещают что-то хорошее. «Ах, обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад», – писал наш великий поэт А. С. Пушкин. Но, несмотря на все разочарования, мы, пока живем, не теряем надежду на лучшее.

Г. – Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться.

М. – Какие мысли не давали Вам впадать в отчаяние в трудных жизненных ситуациях?

Г. – Если бы утро не будило нас для новых радостей, если бы вечер не оставлял нам никакой надежды, не стоило бы труда одеваться и раздеваться.

М. – Да, но бывает, что утро будит нас не для радостей, а для неприятностей и потерь.

Г. – Добро потеряешь – не много потеряешь, честь потеряешь – много потеряешь, мужество потеряешь – все потеряешь.

М. – Конечно, главное – не утратить мужества. Ведь еще Демокрит говорил: «Мужество делает ничтожными удары судьбы». Но все-таки иногда человек попадает в безвыходное положение.

Г. – Нет в жизни положения, которое нельзя было бы облагородить либо достижением, либо терпением.

М. – Увы, если не можешь изменить сложившиеся обстоятельства, остается только терпеть. Как писал остроумный Амброс Бирс, «Терпение – ослабленная форма отчаяния, замаскированная под добродетель». Причем некоторые люди страдают не потому, что их жизнь невыносимо тяжела, а потому что другие живут лучше и имеют больше.

Г. – Кто хочет избавиться от горя, тот всегда знает, чего ему надо; тот же, кто хочет лучшего, чем у него есть, –  тот слеп на оба глаза.

М. – Действительно, зависть портит жизнь и самим завистникам, и тем, кому они завидуют, потому что порождает недобрые чувства.

Г. – Ненависть – активное чувство недовольства; зависть – пассивное. Не надо поэтому удивляться, если зависть быстро переходит в ненависть.

М. – И тогда завистники пускают в ход свое излюбленное оружие – злоречие.

Г. – Слово ранит быстрее, чем лечит.

М. – Есть ли щит от такого оружия, например, от несправедливой критики?

Г. – От критики нельзя ни спастись, ни оборониться. Нужно поступать ей назло, и мало-помалу она с этим свыкнется.

М. – Особенно горько, если на вас внезапно ополчился человек, которого вы считали приятелем, всячески ему помогали… Поражает людская неблагодарность.

Г. – Неблагодарность – род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными.

М. – Ну, мне с выдающимися людьми приходится общаться лишь виртуально. Будучи сам человеком обычным, я и живу среди обычных людей. Наверное, надо просто не питать иллюзий и быть осторожнее в отношениях.

Г. – Предосторожность проста, а раскаяние многосложно.

М. – Чтобы не пришлось раскаиваться, на что надо обращать внимание в первую очередь?

Г. – Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет.

М. – Но хорошие манеры даются воспитанием и могут ввести в заблуждение. Так, например, любезность и дружелюбие порой обманывают нас, оказавшись на поверку лицемерием, в то время как честный и добрый человек своим грубоватым и бестактным поведением производит самое неприятное впечатление, и мы будем его избегать. Как разобраться?

Г. – Мы должны развивать в себе чувство тактичности, иначе, заслужив расположение людей, мы можем легко потерять его. Дорого платится человек за этот урок в жизни и, к несчастью, не может избавить потомство от такого же тяжкого расхода.

М. – Да, порой довольно некстати сказанного слова или иной нелепости, чтобы поссорились вчерашние закадычные друзья. Наш великий писатель Н. Гоголь в одной из своих повестей с присущим ему великолепным юмором описал подобную историю. А кто виноват?

Г. – Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее.

М. – Да, умный человек всегда постарается избежать ссоры. Кроме того, он понимает, что важно не только что ты говоришь и делаешь, но и как умеешь это преподнести.

Г. – Конечно, обдумывай «что», но ещё больше обдумывай «как»!

М. – А Вы никогда не чувствовали усталость от общения, когда надо обдумывать каждое слово, то есть избегать быть самим собой? Иногда так хочется побыть в одиночестве.

Г. – Люди могут жить отдалившись от мира столько, сколько им нравится; но рано или поздно, прежде чем они поймут, они покажутся чьими-то должниками или кредиторами.

М. – Конечно, как ни уединяйся, а совсем изолировать себя от общества невозможно. Да и не нужно. Просто порой необходимо, чтобы тебя оставили в покое.

Г. – Всякий, в конце концов, оказывается предоставленным самому себе.

М. – Это и есть свобода, к которой все стремятся на словах, но боятся на деле?

Г. – Каждый может обрести свободу, если только умеет ограничить и находить самого себя.

М. – Такое ограничение нелегко дается и не всякому под силу. Кроме того, и само понятие «свобода» неоднозначно. Нередко под свободой люди понимают отсутствие кого-то вышестоящего, будь то начальник или государь, и возможность делать что им заблагорассудится.

Г. – Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, а то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих.

М. – Обычно молодые люди любят свергать все авторитеты, таким образом самоутверждаясь.  Ведь им необходимо найти свое место под солнцем, а для этого  В. Маяковскому, например, хотелось «сбросить Пушкина с корабля современности». Потом другие будут отрицать его творчество, и так всегда.

Г. – Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала.

М. – И каждый раз пытаться выдумать хоть совершенную чушь, но новую, чтобы прослыть оригинальными, чтобы только не признавать то прекрасное, что достигнуто предшественниками.

Г. – Глупее всего заблуждается тот, кто думает, что утрачивает свою оригинальность, если признает истину, уже признанную другими.

М. – Что делать! Молодость – время заблуждений. Ею приходится переболеть, как ветрянкой.

Г. – Молодость – болезнь, которая быстро проходит.

М. – А что Вы говорили себе, когда почувствовали, что она осталась позади?

Г. – Если твое сердце и твой ум беспокойны, чего же тебе больше? Кто перестал любить и делать ошибки, тот может похоронить себя заживо.

М. – Неужели даже человек такого ума с возрастом продолжал влюбляться и совершать промахи?

Г. – Да разве любовь имеет что-либо общее с умом!

М. – Насколько я знаю, Вы всю жизнь избегали женитьбы, в конце концов, полюбили  Христину Вульпиус, девушку из низкого сословия, и прожили с ней семнадцать лет прежде, чем повели к алтарю. Ваш выбор был встречен Веймарским обществом с некоторым недоумением – Вы совершили мезальянс.

Г. – Любовь – вещь идеальная, супружество – реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.

М. – Да, за все приходится так или иначе расплачиваться. Зато Вы, несомненно, получили ценный опыт, и можете дать совет молодым и наивным.

Г. – Обращайтесь с женщиной осторожно. Она сделана из кривого ребра. Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она станет еще кривее.

М. – Значит, в женщинах Вы разочаровались. Но в пожилом возрасте почти все подобные заблуждения остаются позади.

Г. – Не следует тащить за собой в старость ошибки юности: у старости свои пороки.

М. – Главный недостаток преклонного возраста – это болезни.

Г. – Если человек займется исследованием своего организма или морального состояния, то непременно признает себя больным.

М. – Да и без исследования у большинства пожилых людей начинает болеть то одно, то другое. И, кроме того, возникают проблемы с памятью.

Г. – Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память.

М. – Значит, чтобы сохранить память и, шире, интеллектуальные способности, надо не прекращать учиться новому и заниматься творчеством? Как писал Плутарх, «непрестанно учась, к старости я прихожу».

Г. – Когда человек стар, он должен больше делать, чем когда был молод.

М. – Возможно, и должен, но это дается все трудней. А есть ли у старости хоть какие-то преимущества? Бывает ли, что характер не портится, а становится мягче?

Г. – Надо постареть, чтобы стать добрее; мне не встречаются ошибки, которых я уже не совершил.

М. – Конечно, кто не ошибается!

Г. – Есть люди, которые никогда не ошибаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями.

М. – И их довольно много. А какие ловушки подстерегают мыслящих людей?

Г. – Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия – если замкнуться в своей специальности, и неосновательности – если выйти из нее.

М. – Зато Вам удалось с блеском воплотить свои литературные замыслы, создав великие книги, и в то же время внести свой вклад в науку, постоянно изучая явления природы.

Г. – Природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание.

 М. – Чтобы читать эту книгу, вероятно, надо овладеть языком цифр?

Г. – Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере, нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется.

М. – Хотелось бы, чтобы он управлялся лучше. Возможно, люди когда-нибудь познают истинное устройство Вселенной и поймут, кто они такие и в чем смысл их столь кратковременного пребывания на Земле. А пока…

Г. – Мы не получаем полного осознания истины, как при божественном откровении. Мы воспринимаем ее лишь через отражение событий и символов, единичных и взаимосвязанных. Мы воспринимаем ее как некую непостижимую для нас сторону жизни и не можем избавиться от желания ее постичь.

М. – Но сколько бы люди ни стремились к познанию, наш разум ограничен и многое не способен понять. Непостижимое для нас было, есть и, вероятно, будет всегда.

Г. – Человек должен непоколебимо верить, что непостижимое постижимо, иначе он ничего не сможет исследовать.

М. – Вы правы, вера в свои возможности помогает во всем добиться успеха. Но стремление к истине не ограничивается только научными изысканиями. В повседневной жизни оно тоже встречается.

Г. – Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее.

М. – Полагаю, такое умение свойственно людям с легким нравом, оптимистам. Они всегда пребывают в приподнятом настроении. Иметь такой характер – это подарок судьбы.

Г. – Характер человека создает его судьбу. Жизнь человека – вот его характер.

 М. – А что Вы посоветуете бедным пессимистам?

Г. – Ловите хорошее настроение – оно так редко посещает нас.

 М. – Будем стараться. Очень поднимает настроение общение с умными и приятными людьми.

Г. – Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной.

М. – С этим нельзя не согласиться. Остается только поблагодарить Вас, герр Гете, за содержательную беседу и попросить дать совет мне и всем нам, проживающим уже в ХХI веке, как достойно прожить в этом сложном и порой враждебном мире?

Г. – Живи и жить давай другим.

На этой мудрой фразе дух великого человека нас покинул…


Рецензии
Бездна мудрости. А мне ближе всего высказывание: "Учатся у тех, кого любят". Возможно, не самая очевидная истина, но для тех, кто понимает, как трудно иногда бывает научить, безусловная. Думаю, что каждый Ваш читатель, Елена, сделает свое маленькое открытие, насладившись этой беседой. Благодарю!

Ирина Дмитриевна Кузнецова   29.08.2024 16:27     Заявить о нарушении
Согласна с Вами, Ирина. Мне кажется, трудно кого-то научить, но каждый может научиться. А для этого нужно большое желание, которое возникает из любви или, как минимум, уважения к Учителю.
Спасибо за отклик!

Елена Пацкина   29.08.2024 17:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.