Прощание с аниме

         Недавно стукнул год, как я начал активно смотреть аниме. Конечно, отдельные случаи были и до этого, однако именно в ноябре прошлого года я оставил в дневнике прозы.ру краткие мысли по первым систематически просмотренным фильмам, выполненным в стиле японской анимации. И, как говорится, понеслась. Очень скоро в рамках полнометражных фильмов мне стало тесно, и я с удивлением открыл для себя, что и сериалы могут быть адекватными. Смотреть я начинал с первых позиций рейтингов, выбирая лишь то, что внушало доверие аннотацией, списком жанров, отзывами.

         В течение месяца-двух мной было осилено всё, что завоевало признание широкой общественности и при этом прошло мой личный тщательный предварительный анализ. Именно в этот период были осилены такие тайтлы, как: “Кланнад”, “Эф”, “Время Евы”, “Хёка”, “Канон”, “Связь сердец”, “Маленькие проказники”, “Мастер муши”, “Меланхолия Харухи Судзумии” и ряд других, не оставивших меня равнодушным.

         Однако, разумеется, не попытавшись пересмотреть остальное, я не мог быть уверенным в том, что не упустил ничего стоящего. Я начал опускаться ниже и ниже в таблицах рейтингов, уделяя внимание уже не самым высоко оценённым публикой сериалам, а так же более тщательно перебирая те, которые я сам ранее обошёл по той или иной причине. И вновь мне попадались достойные представители: “Бакуман”, “Тетрадь смерти”, “Золотая пора”, “Когда плачут цикады”, “Одному лишь богу ведомый мир”, “Паразит”, “Трогательный комплекс”, “Твоя апрельская ложь”, “Врата Штайна”, “Триплексоголик”, “Амнезия сумеречной девы”, “Как и ожидалось, моя школьная романтическая комедия не удалась”. Так, за всех свечку поставил? Приступаем к главному.

         На данный момент я пересмотрел около двух сотен аниме фильмов и сериалов. В последние пару месяцев то, что я в принципе умудрялся добить сериал, уже начало считаться событием. Когда я только стал смотреть аниме, я был очарован качеством рисовки, музыкального сопровождения, изобретательностью повествования, и взялся восторгаться гением японских сценаристов. Однако довольно быстро от этой иллюзии не осталось и следа. Сейчас я могу более точно охарактеризовать формулу популярного аниме, базирующегося на трёх столпах: трусы, экшен и беспомощный юмор. Рассмотрим поближе каждый из этих факторов.

         В списке жанров, наиболее популярных в аниме присутствует такой пункт как этти (эччи). На русский это можно вольно перевести как “рисованные сиськи, трусы и штампы для зрителей дегенератов”. Особенность этого жанра заключается в том, что главный герой беспросветный дебил каждые две минуты случайно наблюдает девушку без одежды, каждые пять минут случайно щупает девушку за грудь, каждые десять минут случайно падает на девушку, случайно утыкаясь лицом ей под юбку. Он краснеет, он бледнеет, его избивают (иногда подбадривают), на него кричат. И любят, любят до беспамятства. На подобное находится множество любителей, и это завораживает.

         Так же отдельного внимания заслуживает так называемый “экшен”. В целом такой жанр присутствует не только в аниме, но в обычных фильмах он обозначает совершенно иное: герои сражаются - в них никто не попадает, они же укладывают всех, стреляя от бедра. Но для аниме экшен был изобретён заново - вот в чём он заключается. Герой сходится с противником, и они начинают пафосную патетику. После возвышенных речей каждый из них дожидается, пока другой завершит переоблачение, призыв оружия, сил духа-покровителя. Третья стадия - они обсуждают произошедшее. Далее начинается битва в ходе которой каждое действующее лицо объясняет, что оно сделало или вот-вот собирается сделать.
         - Как такое возможно?! Ещё никто не мог выдержать моей шутки “твоя мама настолько жирная”!
         - Ничто не способно победить меня, когда моя катана Маша эволюционирует в гигантского человекоподобного робота!
         - Мои тентакли уже нашли сокровенную щель под её бронёй!
         - Не знаю, почему не сделал этого раньше, но выкуси-ка суперспособность, которая делает моего персонажа уникальным, хотя на самом деле картона во мне больше, чем на упаковочной фабрике!
         И так далее. В целом, я не могу представить себе человека старше четырнадцати, которому было бы интересно 90% всех наименований аниме в этом жанре. Есть исключения: например, “Бтууум!”. Или на худой конец “Бездомный бог”, где экшен можно и лучше промотать. Но в большинстве случаев даже неплохая сюжетная завязка не может вывести аниме в указанном жанре из категории “сугубо для детей и даунов”.

         Есть так же ещё один жанр, как правило идущий в комплекте: так называемые “меха”, отличительной чертой которых являются человекоподобные машины, управляемые изнутри. И тут мне даже добавить нечего. Не существует блестящей задумки, которую невозможно было бы испортить простым введением в повествование гуманоидовидных роботов. Если насрать на тортик, это будет уже не тортик с дерьмом, а просто дерьмо.

         Переходим к последнему популярному жанру - так называемой “комедии”. Помните, как говорят: две эмоции сложнее всего вызвать - смех и страх? Весь мир вместе взятый не умеет создавать такие качественные ужасы, как японцы. Вспомним “Звонок”, “Сайлент Хилл”, “Кайдан” и ещё множество хорроров, которые не базируются на принципе “зашугаем громкими звуками и Бу! в экран”. Так вот, боженька, по всей видимости, отыгрался на чувстве юмора японцев. В большинстве случаев, описывая его, приходится употреблять слова “чернуха”, “тупняк”, “неадекватный бред”. Подобный тип юмора сложно разнообразить, и в этом авторы аниме почти никогда не преуспевают. Опять таки, есть случаи более привычной комедии: “Повседневная жизнь старшеклассников”, “Повелитель тьмы на подработке”, сценарии Key. Да и в целом в качественных аниме бывает немного работающего юмора. Однако если мы говорим о столпах популярного аниме, об этом можно смело забывать.

         Снова связанный жанр - пародия. И снова говорить особенно нечего. Если считаете пародией что-то вроде “Знакомства со спартанцами”, у вас не будет с этим проблем. Люди же с чувством юмора никакой пародии не увидят в 95% заявленных случаев.

         Не буду утверждать, что популярность приходит только к подобного вида творениям. Вполне естественно, что большая часть качественного аниме так же пользовалась и будет пользоваться успехом. Однако соотношение дряни к хоть мало мальски смотрибельным проектам удручает. В самом деле, если и то и другое смотрит в среднем равное число людей, кому нужно стараться?

         Как яркий пример лени: в аниме практически невозможно встретить нормальных персонажей. Почти всегда это строчки из стандартизированного набора (http://www.animacity.ru/node/6048). Берёшь охапку наугад, создаёшь вокруг каждого банальную арку (тут тоже есть наборы) и всё это оборачиваешь в основную задумку - вот тебе и готов сюжет, рисуй. Подобное встречается иногда даже в хороших аниме (один), или сносных (два пункта из трёх). Лишь в поистине великих и герои ощущаются живыми и второстепенные сюжетные линии не вгоняют в уныние, а сеттинг и основное повествование так и вовсе заставляют поглощать за серией серию.

         Пересмотрев всё достойное, что уже было нарисовано за полвека, я вынужден ждать стоящих новинок. Хорошо, наверное, что закончился, наконец, мой марафон ежедневного уплетания по паре часов японской анимации. Плохо, что я уже привык.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.