Женское лицо искусства. Скульптор Мари-Анн Колло

Между Францией и Россией. Рассказ о замечательной  женщине-скульпторе из Франции Мари-Анн Колло (1748 - 1821)
 
Не всем, наверное, известно, что первой женщиной - членом Российской Императорской Академии художеств была француженка. Это скульптор Мари-Анн Колло (Marie Anne Collot), ученица и сподвижница выдающегося  мастера Э. М. Фальконе, ей тогда было 19 лет.
Если женщина-живописец не частое явление в искусстве XVIII века, то женщина-скульптор - очень редкое.
Жизнь и творчество Колло складывались непросто. Она прожила 73 года, но лишь 20 из них посвятила творчеству, соединившем в себе стилистику рококо и неоклассицизма.
Подробностей биографии Мари-Анн сохранилось немного. Она родилась в Париже в 1748 г. в семье с небольшим достатком. Известно, что у нее был младший брат.
О матери будущей ваятельницы вообще нет никаких упоминаний. Отец, очевидно, не занимался воспитанием детей. Дени Дидро писал: «Мадмуазель Колло, ваш отец действительно очень странный человек. Когда он говорил о Вас в неподобающих выражениях, мадам Дидро повздорила с ним, и у меня с ним дело чуть не дошло до бурной сцены». В другом письме Дидро называет Колло сиротой, сообщая о смерти ее отца. Известно, что уже в 13 лет Мари-Анн прекрасно рисовала и увлекалась пластикой.  Стараниями Дени и Анне-Туаннет Дидро девочка-самоучка стала ученицей художника и скульптора Жана-Батиста Лемуана.
Однажды Дидро рассказал своему другу Этьену Морису Фальконе, что он и его жена, озабочены судьбой детей, у которых умерла мать, а их отец не интересуется ими. Младшему ребенку 8 лет, а старшему - 15, и он уже проявил незаурядные художественные способности.
Фальконе, который сам когда-то поднимался из низов, а теперь был маститым скульптором, неохотно взял протянутую ему папку с рисунками.
Вскоре выражение его лица изменилось: «Если мальчишка способен так рисовать, нигде не учившись, то каких успехов достигнет, пройдя хорошую школу!
Пусть придёт ко мне завтра». На следующий день в мастерскую Фальконе вошла стройная девушка в траурном платье. «Наниматься пришла?» – спросил мастер, оценивая фигурку и прикидывая, какой моделью может послужить эта натурщица. «Мосье Дидро сказал мне, что Вы разрешили прийти. Меня зовут Мари-Анн Колло. Мосье Дидро сказал, что Вам понравились мои рисунки» - пролепетала девушка. Этьен воскликнул: «Ах, черт! Ловко провел меня Дени. Знал ведь, что я ни за что не возьму в ученики девчонку ...».
Так, по версии Дидро, 15-ти летняя мадемуазель Колло впервые вошла в ателье Фальконе, придворного скульптора, профессора Академии художеств, директора Севрской мануфактуры. Они встретились как ученица и учитель, их разделяла большая разница в возрасте, но сблизила общая судьба и преданная любовь к искусству, благодаря которой они вскоре попали в окружение самой блестящей из государынь своего времени.
В отличие от Родена и Клодель, с которыми их часто сравнивают, Фальконе и Колло при всех жизненных обстоятельствах относились друг к другу с глубочайшим уважением.
Сначала мастер готовил девушку в художницы, но быстро понял, что ее призвание - скульптура. Вылепленные Колло портреты были столь хороши, что примерно через год, Фальконе разбил свою работу - портрет Дидро, когда рядом поставил бюст философа, созданный ученицей.
Конечно, на формирование личности Колло повлияло ее знакомство с видными представителями французского и европейского Просвещения из окружения Фальконе. Частыми гостями у Фальконе были философ Д. Дидро, немецкий публицист барон
Ф. Гримм, русский дипломат и ученый князь Д. А. Голицын.
Посол Голицын, выполняя поручение императрицы найти во Франции ваятеля для работы в России по созданию в Санкт-Петербурге (СПб) конного памятника Петру I, остановил свой выбор на Фальконе.
Дидро тоже не сомневался, что его друг справится с созданием конной статуи, задачей, которая издавна считалась необычайно сложной. Дидро и Голицын желали, чтобы Колло тоже отправилась в Россию, причем как самостоятельный мастер с отдельным гонораром.
Голицын позднее писал министру Панину: «Г-н Фальконе привез с собой молоденькую ученицу. Она воистину чудо таланта и чистоты. Я видел множество ее работ в Париже и полагаю, что она будет полезна и в нашей стране. Думается, она достойна покровительства Ее Императорского Величества...».
По прибытии Колло в Петербург, Екатерина II «для оценки мастерства» заказывает ей скульптурный портрет фрейлины А. Соколовой. Портрет императрице понравился, и она заказывает парижанке свой бюст. Он вышел на славу, Мари-Анн великолепно передала одухотворенное выражение лица модели и пышность ее наряда.
Еще в сентябре 1766 года Колло была приглашена с работами, привезенными из Парижа, в Академию художеств.
Вскоре появилось сообщение, что она была избрана академиком. Колло с гордостью носила специальную форму, сшитую в виде амазонки. По описаниям она «...была хороша собой, гибкая фигура, гладко зачесанные волосы, прямой тонкий нос, высокий лоб и испытующий взгляд больших темных глаз, почти тяжелый в своей пристальности».
Императрица была в восхищении и от работ парижанки, и от нее самой. Заказы следовали один за другим. На протяжении 10 лет Колло была единственным скульптором-портретистом Екатерины II. Всех поражали ее работоспособность, профессионализм и редкая сосредоточенность. Осыпанная милостями императрицы, заказами двора и знати, Колло словно отстраняла от себя все, что не касалось творчества.
Пожалуй, самым значительным достижением Колло  в Северной столице, было ее совместное с Фальконе участие в работе над монументом Петра I.
Едва ли Фальконе предполагал, что голову императора  вылепит Мари-Анн.
Мастер работал над ней, но без особого успеха. «Мне кажется, я знаю, чего хотят от Вас. Разрешите мне сделать попытку со своей стороны…», - слова Мари-Анн, с которых началась ее работа над головой Петра (по посмертной маске, снятой Б.-К. Растрелли).
В статье «Колло» из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1890-1907) есть такие слова: «Самый замечательный ее труд - голова Петра Великого, вылепленная после того, как создатель монумента, Фальконе, пробовал несколько раз моделировать эту голову, но не мог удовлетворить вкусу императрицы. Любуясь этой головой, полной энергии, величия, глубокого понимания, как характера Петра, так и его исторического значения, удивительно гармонирующей с остальными частями памятника, - с трудом веришь, что ее произвел не русский искусный художник, а двадцатилетняя девушка-иностранка».
Пожизненный пенсион в 10000 ливров (франков), пожалованный Екатериной II, как и звание академика, были выражением признательности России Колло, прежде всего, за вклад в создание монумента, прославившего имя Этьена Мориса Фальконе и ее.
Следует отметить еще одну петербургскую работу Колло – мраморный бюст Фальконе, считающийся шедевром скульптурного портрета XVIII века. Мари-Анн удалось создать обаятельный образ своего любимого учителя, передать его светящееся улыбкой живое, умное лицо.
В 1777 году Колло становится невесткой М. Э. Фальконе, выйдя замуж за его сына, художника Пьера Этьена Фальконе. У них родилась прелестная дочурка Мари-Люси, но брак с неверным и грубым Фальконе-младшим оказался несчастливым и длился всего два года. Затем их пути разошлись и больше не пересекались.
Из-за неприязненных отношений с президентом АХ Иваном Бецким Фальконе и Колло в 1778 году, не дождавшись открытия монумента Петру I, покидают СПб. Завершение работ поручили архитектору Фельтену. «Фальконе уехал, не испросив у меня отпуска», – писала разгневанная Екатерина.
Фальконе с невесткой и внучкой прожили два года в Гааге. В Голландии Мари-Анн отогрелась душой после семейных неурядиц и снова начала ваять. Она, в частности, создала бюсты принца и принцессы Оранских, а также лечащего врача своей дочери. Затем Фальконе возвращаются в Париж. Этьен Морис, как и прежде, работает на Севрской фарфоровой мануфактуре. В 1783 году он собирался осуществить свою мечту – совершить путешествие в Италию. Уже были собраны вещи, но в день их отъезда, Фальконе разбил паралич. Больше без посторонней помощи он не вставал.
Мари-Анн, бывшая уже членом и Парижской академии, восемь лет преданно ухаживала за близким ей человеком. Мадам Фальконе постоянно жила в Париже до взрыва революции. Для новой власти она просто гражданка Фальконе, подозреваемая в монархических настроениях. В 1791 году Мари-Анн приобретает в Лотарингии имение Марильон около Нанси, владение герцога Ришелье, будущего генерал-губернатора Одессы. Живя здесь с дочерью, Мари-Анн совершенно отказывается от художественных занятий. Ее дочь Мари-Люси уже через год вышла замуж за барона Янковича, родом из Польши. В Нанси Мари-Анн Колло-Фальконе и умерла в 1821 году, пережив своего незабвенного учителя на 30 лет.
Ее хоронили с почестями, как тещу барона Янковича, ставшего депутатом Национального собрания. И не было, пожалуй, никого, кто бы помнил, что она выдающийся мастер скульптуры, чьи работы бережно хранят и Эрмитаж, и Лувр.


Рецензии
Замечательно!!!!

Лариса Белоус   19.11.2017 22:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.