Что происходит в данный момент-21

Чем отличается стыд от совести, вы задумывались когда-нибудь?
Я вот осознал эту разницу в самом глубоком детстве.
Стыд - это когда ДРУГИЕ считают тебя плохим. Считают, что имеют право тебя осуждать и обвинять. Причём независимо от того, действительно ли ты виноват.
Совесть - когда ты судишь себя сам. Но так, будто стоишь перед Богом. Без скидок.
Моя совесть абсолютно чиста. Я всегда делал все, что только мог сделать.
Но теперь мне опять грозит бездна стыда. Мерзкого, незаслуженного стыда.
Стыда за отсутствие денег. За долги. За то, что не могу снять телефонную трубку, когда звонит хозяин гаража, и когда я вынужден выслушивать автопредупреждения от телефонной сети или от Мосэнерго с их угрозами.
А если копнуть глубже, то знаете, за что этот стыд?
За то, что пожертвовал своим будущим когда-то ради человека, родного брата, который в детстве два раза пытался меня убить, а теперь, видимо, надеется, что я сдохну с голоду.
За то, что предпочитал всегда давать шанс, доверять до последнего. Никогда не ставить крест.
За то, что не хотел дать матери умереть, не сделав её хотя бы раз счастливой, исполнив её мечту.
За то, что хватало совести платить грабительскую плату вовремя... Только один раз опоздал, и то из-за выходных.
За то, что чаще давал, чем брал.
За то, что не врал, не мошенничал, не обманывал.
И ещё за то, что инвалид, конечно.
Именно все это и является источником моего нынешнего вынужденного стыда.
Нищета. Долги. Бесперспективность...
Именно за это я вынужден стыдиться, краснеть.
И ведь самое паршивое, что от этого никак не избавиться. От этого ощущения...
Ведь совесть у меня все-таки есть. А стыдиться, как правило, умеют именно люди с совестью...
Даже когда совесть и стыд полностью противоречат друг другу.
Когда ты знаешь точно, что сделал все, что мог.
Когда знаешь, что твоя беспомощность - не твоя вина, и вообще не вина, а беда. (А если и вина, то мы все знаем, чья.)
Ты знаешь, что совесть твоя чиста, но все равно обречен испытывать стыд.
Потому что совесть у тебя вообще есть.
В отличие от тех, кому совершенно не было стыдно загонять меня в угол.
Включая тех, кто теперь звонит. И перед кем мне теперь вынужденно должно быть стыдно.


Рецензии