Опыт постижения...

Опубликовано в Журнале «К здоровью через культуру» №1 (2) 1996г. Изд. Терос.

        НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

         И.Ю. Степаненко*

                ОПЫТ ПОСТИЖЕНИЯ ГИМНА В.А. СКУМИНА
                «К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ»
                (предварительное сообщение)
 
       Харьков

Каждый человек, которому довелось слушать Гимн В.А. Скумина «К Здоровью через Культуру», подтвердит – он создаёт радостное, жизнеутверждающее настроение и восстанавливает состояние гармонии, душевного равновесия, так нужное сейчас в наше беспокойное время. В настоящем сообщении предпринимается попытка совместить научную трактовку произведения с его интуитивно-чувственным восприятием.

       Музыка Гимна написана в светлой до-мажорной тональности, и её аккорды ассоциируются с лучами солнечного света. Главной Основой мелодии является Космическая тема, использованная также и Р.Вагнером в его знаменитом «Полёте валькирий». Это и характерный размер 9/8 и торжественный ритм – maestoso. Но в отличие от вагнеровской темы, которая написана в си-минорной и ре-мажорной тональностях, мелодия Гимна В.А. Скумина имеет арпеджированный по звукам главных трезвучий до-мажорной тональности аккомпанемент.

        В зависимости от словесного содержания текста Гимна мелодия меняется. Во всех строфах  Гимна – восходящее, устремляющее вперёд движение мелодии. А там, где слова: «Духом душою и телом к Здоровью через Культуру придём», - нисходящее. В этом заложен особый смысл. Ведь дух есть самое высшее, самое прекрасное и светлое в человеке. Без творческих устремлений духа к совершенствованию, преображению  жизни, к красоте невозможна сокровенная связь с Иерархией, с Миром Высшим. Дух, именно, нисходит, побуждая душу возвыситься, облагораживая чувства и желания, оздоравливая даже физическое тело человека.

       Музыка Гимна «К Здоровью через Культуру» благодаря своим консонирующим (согласованным, гармонически сочетанным) созвучиям содержит оздоравливающие свойства и очищает пространство от волн хаоса.

       Основное воздействие оказывает ритм. «Ритм есть породитель сотрудничества. От глубокой древности люди уже понимали значение ритмических хоров, музыкальных движений; так накоплялось сознание о двигателе общих работ. Они уже знали, что ритм зажигал общие огни, помогал избегать раздражения и разъединения. Он утверждал одинаковое устремление, потому музыка перед общей работой есть знак единения» (6).

      Не случайно в Гимне четыре строфы. Живая Этика призывает:
«Друзья! Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый – Почитание Иерархии. Второй – Сознание единения. Третий – Сознание соизмеримости. Четвёртый – Применение канона «Господом твоим».
Для утверждения первого – призовите всю любовь вашу. Припомните из детства вашего лучшие улыбки, самые яркие лучи солнца и первую песнь птиц за окном.
Для второго – облекитесь в оружие дня, достаньте доспехи ваших действий и освежите восприятие глотком трезвой воды.
Для третьего – выберите в вашей рабочей комнате самую высшую отвесную линию и назовите её размером Плана. Все недовольства, раздражения и утомления прикладывайте мысленно к размеру мирового Плана, и, сравнивая, не найдёте даже малейшего места для призрачных настроений.
Для четвёртого – представьте себе всю бесконечность звёздного мира. Поистине у Отца много домов, который из них запятнаем? Вспоминая данный канон, представьте, как из запертого дома выходите не свет. Так придёт к вам всё, в чём нуждаетесь.
Начертайте на первом камне – Голубя. На втором – Воина. На третьем – Колонну. На четвёртом – Солнце» (9).

        Первую строфу Гимна «К Здоровью через Культуру» - «Аум – священная Космоса сила» - можно обозначить символом Голубя, так как она соответствует первому основанию. Голубь считался символом чистоты. Аум – высокая психическая, духовная энергия – есть сама Чистота. Это импульс Культуры Здоровья, неисчерпаемый источник новых возможностей и сил. Недаром в музыкальном сопровождении Гимна быстрое чередование  звуков шестнадцатыми длительностями создаёт впечатление движения и полёта.

         Вторая строфа Гимна – «Главная цель наша – Свету служенье» - говорит о том, что для людей, которые почувствовали сердцем Зов Великого Владыки и устремились к познаванию и совершенствованию, - важнейшая задача жизни – творческое преображение её в борьбе за добро, красоту и любовь. И поэтому символ Воина означает Воина Света, оружием которому служат одухотворённый труд и служение Свету, а доспехом – верность избранному Учителю.

         Третья строфа Гимна мною воспринимается как колонна Воинов Света, которые самоотверженно и объединено в разных странах и регионах продвигают дело оздоровления природной и социальной сфер планеты на физическом, психическом и духовном планах. «…Соберу под знамением Духа 1 000 000 000 – это будет знак Моего войска» (3). Прочным стержнем, опорой для сотрудников Международного общественного Движения «К Здоровью через Культуру» является Учение профессора В.А. Скумина о Культуре Здоровья, которое объединяет людей, укрепляет в них веру в свои силы и возможности и служит залогом успеха во всех добрых начинаниях.

       Четвёртая строфа Гимна – «Имя Владыки звучит в нас мантрамом…» - говорит о применении канона «Господом твоим». Учение Живой Этики советует во время молитвы представлять солнце, так как образ солнца наиболее близок к облику Владыки. Щедрое солнце – сердце солнечной системы – светит для всех людей – добрых и недобрых, и света его лучей хватает на всех. Только нужно уметь радоваться солнцу. Так же и Владыка посылает на землю лучи благодати для всех людей, и, чтобы почувствовать эти лучи, нужно сосредоточение духа. Хорошо уметь молиться, говорится в Живой Этике, молитва или духовная беседа – высшее проявление. Устремлённый к высокой цели, вдохновенный и самоотверженный труд будет лучшей молитвой.
 
        «Делите всё на четыре части: первая – Высшему, вторая – Общему Благу, третья – ближним и четвёртая  - себе. Но придёт час, когда останется только три части, ибо четвёртая будет поглощена второй. Такие деления называются огненными. Никто, кроме сердца не укажет границу этих частей. Но пусть огненно будет начертана последовательность» (6).

        Гимн «К Здоровью через Культуру» является отзвуком Музыки Сфер. Как известно, движение любого тела в воздухе сопровождается звуком. Ещё учёные и философы Древней Греции считали, что движущиеся небесные тела тоже звучат, образуя небесную гармонию. И звучат не только планеты и звёзды, но так же и всё пространство, наполненное невидимыми физическому зрению лучами энергий. Поскольку энергия это тоже материя, только очень тонкая, то и звучание её будет утончённым.

       «…Вполне справедливо назвать Музыку Сфер песней Огня» (6). Будучи преломлённая аурой Земли, Музыка Сфер – небесная гармония, песнь Огня  приобретает другие качества. Она звучит уже как Гимн Природы. Гимнами Природы называются «созвучия, возникающие при одолении тьмы. Они  почти то же, что и Музыка Сфер, но более принадлежат Земле, нежели высшим пространствам… Так обычно Музыку Сфер и Гимны Природы слышат те. Кто имеет сердце, напряжённое любовью» (8).

       «Часто ощущается звучание Природы…Ведь звучат вихревые волны Огня, чуткое ухо может даже в полной тишине услышать это великое звучание. Можно слышать сочетания тех же вибраций и в шумах Земли» (6).

         Когда говоришь о Гимне «К Здоровью через Культуру», речь невольно облекается в поэтическую форму. Вот одно из стихотворений, которые вдохновлены были прослушиванием этого Гимна.

…Именно Агни – Огонь – будет играть решающую роль в дальнейшей эволюции планеты. 
                В.А. Скумин

Песня дальних миров в вышине
Чистым зовом откликнулась в сердце.
Светлым гимном звучит в тишине
Величавое пламени скерцо.

Восхваляет Природа Творца,
В разных формах себя проявляя.
И звучит и творит без конца
Светоносная мощь огневая.

Может ввысь устремить только труд
И явить ритмы новые слуху.
Одолев ухищренья запруд,
Мы к вершинам поднимемся духа.

Жизнь земную венчает борьба
За добро, красоту, постиженье.
Слышу сердцем, как мощно труба
Созывает всех в наше Движение.

И, как мощные струны-лучи,
Мысли-молнии вспыхнули сразу.
Гимн Культуры Здоровья звучит,
Светоносные сея алмазы.

Пифагорейцы, как известно, совмещали теорию гармонически настроенного Космоса с теорией «подражания». Любое произведение искусства, созданное человеком, считалось подражанием тому прекрасному, что существует в пространстве. Человек, как определённым образом настроенный инструмент, приходит в резонанс с небесной гармонией, когда сочиняет музыку. Гармония, воспринимаемая душой музыканта, композитора, переводится в слышимые звучания. И таким образом музыка, которую мы слышим, - это прообраз небесной гармонии. Гимн «К Здоровью через Культуру» - образец гармонии.

Здоровье – это гармония начал.
В.А. Скумин

Гармония, согласие, созвучие,
Аккордов благозвучных сочетание…
Да есть ли ещё в жизни что-то лучшее?
Не это ли основа мироздания?

Ты, радость, добрый свет во всех творениях,
Ты, духа песнь, источник вдохновения,
Гармония, ты дивно хороша –
Тобою исцеляется душа.

Живая Этика утверждает, что Музыка Сфер состоит, прежде всего, из ритма, который создаёт вибрации, а мелодия – это душа музыки. «Огонь в ритме, не  в содержании мелодии. Конечно, могут быть счастливые совпадения, когда мелодия претворяется в ритм. Очень нужно понять связь ритма с Огнём» (5). «Именно, не тема, но ритм составляет сущность Музыки Сфер. Именно, качество чистоты звуков является междупланетным проводом. Эти звуки слышимы на многих дальних мирах, но на Земле их можно слышать лишь на высотах…» (1).

      «Тонкий звук подобен языку Тонкого Мира. Он понимается без грубых вибраций земных, так же, как и Музыка Сфер, присоединяется к нашим тонким вибрациям, и тогда получается ощущение прекрасного» (6). «В разных религиях замечается особая гармонизация молитвенных напевов. Если сравнить древнейшие из них, можно отметить поразительное сходство тональных построений. Кроме того можно найти замечательные общие ритмы, доказывающие, что составители этих песнопений глубоко понимали значение гармонизации. Невозможно приписать такое основное сходство простой преемственности. Можно понять, что на них воздействовал один Источник. Нельзя сомневаться, что всеначальная энергия Бытия будет давать однородные ритмы для одного вдохновения» (2).

      Так Музыка Сфер выражается в ритме, который можно услышать и воспринять как музыкальное созвучие, как ритм и рифмы стихотворения, как игру цветов и красок. «Не просто было записать её с помощью слов и нот так, чтобы будучи преломлённой аурой Земли, она обладала бы и качествами Гимна Природы, - пишет В.А. Скумин в книге «Культура Здоровья – фундаментальная наука о человеке», - чтобы ритм, мелодия и слова Гимна находили отклик у оявленных и потенциальных сотрудников Движения «К Здоровью через Культуру» (12). И то чувство, которое ощущает сердце, настроенное на волну любви к Владыке, на ритм Его Труда, некоторые сотрудники нашего Движения выразили сходными словами и мелодиями, которые В.А. Скумин скристаллизовал в наилучшую форму.

     До-мажорная тональность с точки зрения Учения о Культуре Здоровья является самой светлой тональностью из всех остальных, она наиболее  близка к Музыке Сфер, являясь непосредственным её отзвуком. До-мажорное трезвучие – «до – ми – соль», которым начинается мелодия Гимна «К Здоровью через Культуру», соответствует священному символу сочетания высших энергий – АУМ. Звук «до» соответствует «А» - мысли-основе; «ми» - «У» - Свету, Началу; «соль» - «М» - Тайне, Сокровенному. Из этого можно сделать вывод, какая сила благотворного воздействия получается при игре и пении до-мажорного трезвучия в разных обращениях и сочетаниях. А голос есть проявление духа, и поэтому петь очень полезно. Духовная песня посылает нам здоровье. И не так важно качество голоса – громкий он или тихий, низкий или высокий – главное, чтобы песня шла из сердца. Сила голоса в чувстве самом. Огнём сердца очищается и голос. Он становится приятным, выразительным и проникновенным.

       Что касается ритма, то «многие ограничивают понятие ритма. По их мнению, ритм выражается в музыке, пении, танцах и поэзии, но они забывают главный ритм, разлитый во всей Вселенной и напитывающий всю жизнь… Для беспорядочного быта каждое ритмичное действие уже будет целительным, но это лишь преддверие великого ритма Вселенной.

       Пусть люди задумаются, почему одни действия убедительны, между тем, как другие не задевают струн сердца? Ответим, - внутренний ритм действует убедительно и приготовляет присутствующих к принятию сказанного и сделанного. Окружающие пойдут в ногу, сам не зная отчего.
…Так можно заметить ритм Вселенной во всей жизни.

Мыслитель умел пробуждать осознание ритма, - «не в танцах, но в биении сердца имеем лучший пример вселенского ритма» (8).
Если вникнуть в словесную часть Гимна «К Здоровью через Культуру», то можно заметить строгую симметричность построения: четыре строфы, восемь предложений, по шестнадцать слов в каждом предложении и т.д. Симметричность уже задаёт ритмичность. В Гимне запечатлены космические ритмы, таким образом, Гимн приобщает человека к жизни Космоса.

          О воздействии музыки на психическое и физическое состояние человека знали ещё в глубокой древности. Было установлено, что консонирующие гармонии и согласованные ритмы имеют свойство очищать пространство от волн хаоса и просветлять дух. Поэтому «древнее учение о звоне полно значения». «Звук трубы привлекает огонь пространства». Так же струнные инструменты близки огненным звучаниям, особенно лютня, скрипка, альт, виолончель. «Музыка нужна для всех огненных посевов. Нужно избирать хорошую музыку. Она собирает наши чувства» (7). Чистые мысли музыки помогают передаче тока. Молимся звуками и образами красоты. Звучащая гармоническая мелодия вызывает из пространства благотворные вибрации, которые питают нашу душу.

                Пусть же наш гимн пробуждает духовные, героические.
                Божественные струны душ человеческих.
В.А. Скумин.

Наш Гимн как радуга, как лига,
Как мост, соединяющий миры,
Раскрытая таинственная книга,
И строки в Гимне – как небес дары.

Строка дойдёт не сразу до понятия –
Подскажет сердце только обо всём.
Чем глубже чувство, тоньше восприятие, -
Тем больше Знаков в Гимне мы найдём.

В Живой Этике указано: «…новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычайно сложен. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение. Так лишь огненное сознание подскажет утончённость ритма» (6).
«Усвоение ритма есть ступень к дальним мирам. Никто не может воспринять тонких вибраций, если он не усвоил ритма и не понимает значения гармонии. Но кому-то она – звук пустой, но имеется тот,  кто уже гармонизировал жизнь свою. Не явленный ритм плохой музыки, но огненный ритм сердца имею ввиду» (2).
«Диссонанс является отличительным признаком всех современных искусств. Даже можно заметить, как консонанс и мажор сделались как бы отличительным признаком устарелости. Нужно иметь известное мужество, чтобы продолжать творить в консонансе мажора- маэстозо! Так нужно по всему строению жизни отмечать отклонения от всякого героизма. Во всём мире трусливая злобность отличает сторонников тьмы и хаоса. Но сердце просит устроения…» (10).
Гимн «К Здоровью через Культуру» - прекрасный пример творения в консонансе мажора-маэстозо. Когда слушаешь его, мысли невольно обращаются в стихотворные строфы.

Мы реалисты и понимаем, что тяжела 
                должна быть ноша, чтобы дойти в Сад Прекрасный.
В.А. Скумин

Наросты умалений, искажений
И извращений жизненных основ
Путь преграждают к новым достиженьям,
К гармонии мелодии и слов.
Неистовствует тьма и шлёт угрозы.
Но близится Эпохи Новой Свет.
Творите же в мажоре-маестозо,
Маэстро – Музыкант, Поэт.

Нам нужно оздоравливать планету,
Вернуть искусству красоту идей.
Основа жизни – почитанье Света.
Войди же, консонанс, в сердца людей!

«Мыслитель постоянно говорил о гармонии в музыке. Он полагал, что это познание поможет гармонии в жизни». «Слушать Прекрасное и смотреть на Прекрасное – значит улучшаться» (4).
В легендах и мифах в античной литературе можно встретить немало примеров, свидетельствующих о широком применении музыкотерапии – лечения музыкой. В Древней Греции музыкотерапию связывали с Аполлоном – богом Света и покровителем Муз и его сыном Асклепием (Эскулапом) – покровителем врачевания. Для вызывания того или иного настроения применялись определённые лады: ионийский, эолийский, миксолидийский, дорийский, лидийский, фригийский, гипофригийский (локрийский). Строй современного фортепиано по белым клавишам содержит все эти лады. Так до-мажорная тональность, в которой написан Гимн «К Здоровью через Культуру», полностью соответствует ионийскому ладу. Дальше – гамма от звука «ре» по белым клавишам будет соответствовать дорийскому ладу; от «ми» - фригийскому; от «фа» - лидийскому; от «соль» - миксолидийскому; от «ля» - эолийскому; от «си» - гипофригийскому. Гамма по чёрным клавишам соответствует китайскому ладу (пентатонике).

      Перечисленные выше лады составляют основу народной и церковной музыки. Поэтому они ещё называются церковными ладами и ладами народной музыки.
О лечении музыкой говорил ещё великий Пифагор. Дактор медицинских наук, профессор В.А. Скумин рассказывал на своих лекциях, как Пифагор с помощью музыки мог смирять самые неукротимые человеческие страсти и просветлять дух человека., и это знание своё использовал так же в воспитании. В школе Пифагора произносились молитвы, которые успокаивающе влияли на меланхолию и скорбь, раздражение и ненависть, боязнь и беспокойство, на вожделение и похоть. Вечерами, перед отходом ко сну, пифагорейцы очищались пламенем песни от всего, что днём нарушало их благостройность и благозвучие, а утром, на восходе солнца, торжественностью своих славословий и мелодий обновлялись в жизнедательной мощи солнца.

       Консонирующие созвучия благоприятно воздействуют не только на человека, но и на весь окружающий мир. «…Нужно напомнить о значении звука. Тождественность этих воздействий знаменательна. Если для увеличения потенциала растения нужно открытое, светло звучащее сердце, то в звуковом воздействии нужен консонанс и все комбинации доминанты. Явления диссонанса не могут усилить ток энергии» (10).
В тяжкое время катастроф духовных и материальных, когда наша планета гибнет от людского бессердечия и разнузданности мышления, сознание Красоты может стать тем целительным камертоном. Который настроит основной тон души на более светлый и возвышенный лад.

        Н.К. рерих говорил, что искусство есть молитва и подвиг духа. Молятся в минуты наиболее трудные, так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре. Как бы ни ссорились. Как бы ни озверели люди, они всё же объединено замолкают при звуках мощной симфонии и прекращают препирательства в музее или под сводами собора парижской Богоматери.

         Мы должны помнить, подчёркивал Николай Константинович, что лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений.

      «Благородные творения музыки, поэзии, вокала, живописи способны не только исцелять психически, но и улучшать физическое состояние, - пишет В.А. Скумин. – Сегодня получили уже развитие такие методы лечения как терапия творческим самовыражением, психотерапия через искусство, библиотерапия (лечебное чтение), поэзиотерапия, хореотерапия (лечебный танец), музыкотерапия» (11).

       Автор далека от мысли, что ей удалось уже постичь хоть толику сокровенного смысла Гимна «К Здоровью через Культуру». И всё же первым опытом его постижения так хочется поделиться со всеми друзьями – участниками нашего Движения.
Вместо заключения приведу замечательные слова Виктора Андреевича Скумина, с которыми он передал миру своё творение:
«Пусть же наш Гимн пробуждает духовные, героические, божественные струны душ человеческих. Пусть пребудет он символом единения всех творческих сил, устремлённых к Культуре, к оздоровлению жизни. Пусть Гимн «К Здоровью через Культуру» станет для сотрудников нашего Движения тем камертоном, который поможет им настраивать сердца на ритм биения Великого Сердца, на совместный труд, на объединение сознаний в мощный торжественный аккорд служения Свету» (12).
Послужим же Свету, друзья!
____________________
*Степаненко Инесса Юрьевна – сотрудница региональной организации Международного общественного Движения «К Здоровью через Культуру» на Украине, студентка композиторского отделения Харьковского государственного института искусств.

Литература

1.  Агни Йога // Агни Йога. – Самара, 1992 – Т.1. – С.282 – 432.

2.  АУМ // Агни Йога. – Самара. 1992. – Т.2. – С.594 – 710.

3.  Беспредельность, ч1 // Агни Йога. – Самара, 1992. – Т.1. – С.433 – 520.

4.  Братство // Агни Йога. – Самара. 1992. – Т.3. – С.3 – 111.

5.  Мир Огненный, ч1 // Агни Йога. – Самара, 1992. – Т.2. – С. 219 -363.

6.  Мир Огненный, ч1 // Агни Йога. – Самара, 1992. – Т2. – С.364 – 462.

7.  Мир Огненный, ч.1 //Агни Йога. – Самара, 1992. – Т.2. – С.463-593.

8.  Надземное // Агни Йога. – Самара, 1992, - Т.3. – С.112 – 622.

9.  Листы сада Мории, Т.1. Озарение //Агни Йога. – Самара, 1992. – Т1. – С. 97 – 189.

10.  Сердце // Агни Йога. – Самара, 1992. – Т.2. – С.92 – 218.

11. Скумин В.А. Йога: путь самосовершенствования. – Новочебоксарск, 1994.

12.  Скумин В.А. Культура Здоровья – фундаментальная наука о человеке. – Новочебоксарск. 1995.


Рецензии