Мои старики

   Я часто наблюдал из соседней комнаты за двумя стариками...
Когда они сидя за столом на кухне, играя в карты пили вино и живо вспоминали прошлое. Это были два брата, погодки. которые родились в конце девятнадцатого столетия, им было что вспомнить. Они говорили о революции, коллективизации, раскулачивании. О тех мытарствах обустройства на новом месте жительства в Сибири. Старики иногда забывали о картах, как бы замирали в оцепенении, вспоминая яркие точки отсчета своей жизни и вновь, встрепенувшись своими стариковскими телами, начинали  на перебой говорить и говорить. Было в этом, что-то такое задорное и вместе с тем грустное, безвозвратно ушедшее, что вызывало у меня легкое смущение и жалость к этим двоим. Я был молод, полон сил и надежд...
Мои старички, это были родные братья моего деда, редко говорили о войнах, а им было что вспомнить. Дед Иван, он из средних братьев, вызывал у меня особенные чувства. Он стал вторым мужем моей бабушки после погибшего ее мужа, старшего брата Андрея. Передо мной сидели живые легенды, пусть все израненные и покалеченные войнами и жизнью доставшейся им. Это были люди несломленные, умеющие радоваться тому малому и одновременно большому... Я смотрел иногда в их глаза и видел там, как в зеркале, жизнь полную печали и радости.
Иногда они были похожи на детей. Иван в сотый раз спорил с Сергеем, что сможет укусить свой левый локоть и он это делал! Ложный сустав, результат ранения во вторую мировую, в области плечевой кости позволял делать ему это. Он хохотал до слез, когда в очередной раз рассказывал Сергею, как он не раз выигрывал спор по кусанию своего локтя.
Я подслушивал их иногда шопотную речь, они не хотели видимо, чтобы их слышала бабушка. В эти минуты они были похоже на петухов, почему-то  оба проводили руками по волосам, как бы зачесывали чубы, прихорашивались, а говорили они о похождениях, знакомствах и многом другом, что, когда-то так будоражило их молодую кровь. Глаза их светились лукавым светом, движения рук выдавало внутреннее волнение. Они часами просиживали за беседами. Их жизнь пулей промчалась и сейчас эти пули были на излете...
Я любил этих милых стариков.
Вчера умер дед Иван, неделю назад Сергей.
Я сижу за письменным столом, из соседней комнаты наблюдает за мной мой внук...


Рецензии