Незаконченный урок

Из тысячи всевозможных профессий он выбрал именно эту. Из множества чистых жизненных троп он выбрал наиболее пыльную.
Парень из богатой, знатной семьи, накануне своей свадьбы получивший академическое образование, имеющий дюжину верблюдов и собственное небольшое имение на родном севере, обладающий поразительною находчивостью и предприимчивостью, внезапно для всех своих родных, близких и друзей становится… учителем.
«О, небо! Он продает все свое наследство и раздает беднякам собственные деньги!» - причитает его раздосадованный отец.
«Аллах! Он оставляет невесту, родителей, родные края, и отправляется в охваченные волнениями столичные земли, чтобы нищенствовать, читая науку!» - плачет у порога мать, сотрясая руки над головой.
«Зачем… почему… для чего?!» - шепчутся о его поступке люди на местном рынке и площади.
«Я хочу изменить все вокруг к лучшему» - гордо и твердо заявляет Молодой Учитель, и с небольшими пожитками уже через неделю пешком входит в столичный город.
С детства его поражали две вещи: человеческая любовь и человеческие страсти. Внимательно наблюдая за происходящими вокруг событиями, он с легким удивлением для себя обнаружил, что все они суть последствия двух этих понятий. Руководствуясь ими, люди оберегали и уничтожали, строили и разрушали, делились и отбирали, а также воевали и мирились. Возможно, поэтому смышленый мальчик очень рано принялся досконально изучать внутреннюю природу человека, что неизбежно привело его к пониманию ее несовершенства. А за тем развилось до искреннего желания помочь всем исправить эту вечную ошибку.
Поворотным пунктом в его миропонимании стало знакомство в академии с одним весьма приметным слушателем. Весь первый год тот упорно осваивал разнообразные дисциплины и умения, но к началу следующего внезапно был задержан и заключен под стражу. Оказалось, во время хмельных развлечений он украл у одного из слушателей позолоченные четки. Во время суда парень молодой человек активно вступился за своего друга и пообещал повлиять на него, если последнего отпустят под залог. Суд принял это предложение и деньги, заставленные за преступника его товарищем. Сколько же времени потратил он на разнообразные разговоры о морали, справедливости и законе с оступившимся юношей! Однако, спустя пару месяцев, тот опять был уличен в краже и обезглавлен по приговору тех же смирившихся однажды судей. Это событие чрезвычайно сильно изменило взгляды упорствующего в своем стремлении помогать людям молодого человека. С тех пор он задался великой целью учить подрастающее поколение быть другими, нежели их стареющие в своей неправедности предшественники.
Выбор места преподавания также как и профессия, не был случайным. Столица рождала будущих чиновников, знать и ученых. Поэтому надлежащее образование и воспитание именно этих людей вставало особо важным заданием.
- Ну, а война на востоке? Неужели ты не понимаешь всей опасности?! - спрашивали перед отъездом его друзья.
- Опасно там, где живет безразличие, - дерзко отвечал Молодой Учитель. – Среди вас, молчаливо наблюдающих за ее ходом, больше шансов пропасть, чем от стрелы или ятагана врага.
В городе он поселился в небольшом домике, расположенном во дворе мечети, где и находилась местная медресе, покровителем и меценатом которой являлся наследный принц Максуд. Преподавая основные науки детям разных сословий, Молодой Учитель едва сводил концы с концами, но никогда не жаловался на такую жизнь. Напротив, работа с будущим этой страны иногда даже на голодный желудок делала его искренне счастливым.
- Если бы я хотел вкусно и обильно питаться, много отдыхать и предаваться веселью, я бы стал либо чиновником, либо мятежником – с улыбкой любил говорить Молодой Учитель своим новым столичным знакомым.
…Сегодня он немного опоздал на занятия, поскольку помогал двум несчастным старикам выбираться из под завалов собственного дома, разрушенного пушечным ядром. Город вот уже несколько дней осаждали мятежники. Однако, никто из учеников не убежал домой, покорно дождавшись своего мугаллима.
- А вы знаете, что сегодня великий день для нашего города? – вопросительно ответил на традиционное приветствие один из них.
- Каждый день, освященный и посланный нам Аллахом, является для нас великим – улыбнулся Молодой Учитель, перебирая в руках разные свитки с древними текстами.
- О, нет, нет, мугаллим! – закричал все тот же мальчик. – Я о другом…
Внезапно на дворе послышались крики и громкий топот сотен ног, что вынудило его на мгновение прерваться.
- О чем же? – Молодой Учитель, сохраняя спокойствие и, то и дело, посматривая в окно напротив.
- Мой отец, хранитель головных уборов во дворце Повелителя, и он рассказал утром моей матери, что сегодня принц Максуд жениться.
- О! – улыбка Молодого Учителя вызвала безобидный смех у юных учеников. – Да ниспошлет Аллах благословение нашему благотворителю и господину, а также его невесте и великому Повелителю! Я обязательно прочитаю в их честь молитву по окончании занятий. А пока что, вернемся к алгебре и чтению…
Громкие крики и шум со двора на этот раз прервали самого учителя.
- Мугаллим, – почти тихо и немного грустно обратился к нему другой ученик. – А что там на улице происходит?
- На улице, мой милый шакирд, кошмар любого учителя, - уверенно ответил тот и быстро собрал все свитки в охапку.
- И что это значит? – не унимался любопытный ученик.
- Кошмар любого учителя, дети, это повзрослевшие недоученные или неверно воспитанные ученики с оружием в руках и ненавистью в сердце под зданием медресе – назидательно ответил Молодой Учитель. – А сейчас мы с вами прервем наш урок, чтобы перейти по подземному ходу в помещение мечети. Быстрее, быстрее, дети!
Увлеченные возможностью маленького путешествия под землей, громко смеющаяся ребятня бросилась к двери, позади наставника и мгновенно скрылась за ней.
- Аллах! - Молодой Учитель прислушался к доносящимся из окна школы воплям и крикам о помощи, а потом и сам поспешил к двери подземного хода. – Надеюсь в храме твоем мы его благополучно закончим.


Рецензии