Часть земли одна шестая

«Писавший был, как говорят, без кожи.
А если кожа всё-таки была,
То так тонка, прозрачна, беззащитна,
Что сквозь неё я видел в дневнике
Биение любой малейшей жилки,
И вздрагивание каждого комочка,
Как голубя, рожденного для неба,
Но спрятанного в тесной клетке рёбер.
И чувствовал я кончиками пальцев,
Касавшихся не слов, а рваных нервов,
Как под рукой пульсировали буквы…»
(Е. Евтушенко)

Наверное, самое правильное было бы начать так: Добрый день!

Меня зовут…

Впрочем, разве это так важно, как меня зовут.

Хотя, возможно, кто-то немного увлекается нумерологией или астрологией, поэтому специально для них сообщаю: я родился 22 января 1961 года. Соответственно, по гороскопу я – Водолей. По году я – Бык, а может, Вол. Вы же понимаете в чем разница…

Если, кто не понимает, объясню.

Бык ассоциируется с сильным, огромным, полным энергии самцом, целью жизни которого является продолжение рода. А Вол для многих – это, хоть и огромное, и сильное, но очень медлительное животное, тянущее за собой плуг или арбу.

На самом деле в 1961 году переход года по китайскому календарю состоялся, по-моему (не буду столь самоуверен), 4-го (или 6-го) февраля, а значит, если быть точным, я родился в год Крысы. Сами понимаете ничего общего у Крысы ни с Быком, ни с Волом нет.

Еще одно «зодиакальное» уточнение: знак Водолея начинается 21-го января и следует за Козерогом. Так что целеустремленность Козерога во мне сменяется мечтательностью Водолея. Именно поэтому я всегда повторяю: «Я – Козерожный  Водолей и Крысо-Бык».

Не все верят в астрологию, и многие скажут, что я предаю ей чрезмерное значение. Но весь мой жизненный опыт (сейчас 2015-й год, то есть мне уже исполнилось 54) говорит о том, что характер человека, его темперамент зависит от очень многих факторов, и место рождения, а  в силу общей теории относительности Эйнштейна и время, играют немаловажную роль. Конечно, с Эйнштейном я хватил, но никто не будет отрицать, что среда влияет на родившегося, а что такое расположение звезд в момент зарождения как не внешняя среда…

Но это я увлекся. Как бы то ни было, со временем рождения («звездной средой»)  мы определились, теперь пора определится с пространством. Ну а потом попытаться все это как-то увязать.


                <Часть земли одна шестая>

«Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек…»
(Популярная советская песня)

Родился я в той самой стране, где «так вольно дышит человек». Кто-то может не знает, было такое государство – Союз Советских Социалистических Республик или, коротко, СССР. Казалось бы, какая разница, в какой стране родился человек? Но все знают: в Германии живут немцы, в Китае – китайцы, в США – американцы. А в СССР жила «новая общность людей – Советский Народ», Так, по-крайней мере, писали в школьных учебниках. Позже, правда, и про страну и про народ говорили:  «Совок».

Эта страна просуществовала более 70 лет. Вот её краткая история.

Вооруженный теорией немецкого философа Карла Маркса, российский политический деятель начала двадцатого столетия Владимир Ульянов-Ленин, воспользовавшись кризисом власти в России и необразованностью российского пролетариата и неокрепшего еще после отмены «крепостного права» крестьянства,  наобещав одним землю, а другим фабрики и заводы, совершил государственный переворот, в результате которого и возникло это самое государство.

Возможно, не все знакомы с марксизмом, поэтому объясню вкратце. Марксизм – теория развития общественных отношений, суть которой состоит в том, что это развитие происходит по объективным законам, таким же незыблемым, как законы природы. Используя эту теорию, Маркс предсказал направление развития общества,  ближайшие развитие событий и даже определил цель этого развития, называя его в своих трудах то социализмом, то коммунизмом. Применяя теорию к современному обществу, Маркс, немного погорячившись, определил основную движущую силу развития общества на современном этапе – пролетариат. Имея ввиду класс людей, не имеющий средств производства, и продающий только свой труд.  Но, наверное, проанализировав его политическую безграмотность и, как следствие, явную неспособность управлять, Маркс, дабы не рассыпалась его теория, «подкрепил» ее неизбежностью Диктатуры этого самого пролетариата, как единственного способа удержания власти. В качестве примера страны, на истории которой можно наблюдать сразу несколько этапов  развития общественных отношений, Маркс имел неосторожность упомянуть Россию. Прежде всего, из-за того, что Россия только совсем недавно освободилась от оков феодализма – «крепостного права», и все еще оставалась аграрной страной, но вместе с тем достаточно быстрыми темпами развивала промышленность. Кроме того, из-за обширности территории России, ее многонациональности и не развитой инфраструктуры, волна нововведений очень долго доходила до окраин. Возможно, именно изучив развитие общественных отношений в России, взаимное влияние развитых и отсталых регионов, Маркс озвучил тезис о невозможности построения коммунизма в отдельно взятой стране. Если уж в одном государстве постоянны конфликты, то неравномерность развития различных государств неизбежно будет приводить к войнам.

Лично я считаю теорию Маркса верной. Общество действительно движется к определенному, единому для всего земного шара, общественному устройству. Но, пока существуют границы, движение в разных странах происходит по-разному: кто-то кого-то опережает, кто-то от кого-то отстает. Для визуализации этого процесса, я придумал довольно простую и очевидную модель межгосударственных отношений – система сообщающихся сосудов. Где каждое государство – сосуд, а соединяющие их каналы – суть их взаимоотношений. Причем, чем активнее взаимоотношения (военные и экономические союзы, религиозные, культурные или политические связи), тем больше диаметр соединительных каналов. Для простоты рассмотрим два сосуда. Предположим, в какой-то момент времени уровень жидкости в них одинаков, что соответствует равенству уровней развития государств. Предположим, в одном государстве общественные отношения продвинулись вперед – нальем в один сосуд немного воды. Через какое-то время (в зависимости от диаметра канала) уровень снова выровняется. Если мы попытаемся достичь какого-то уровня в одном из сосудов, потихоньку подливая жидкость, то неизбежно будет повышаться уровень в другом сосуде. Если диаметр канала маленький, а мы резко «повысили уровень» одного государства до какого-то значения, то с течением времени уровень жидкости в «продвинутом» сосуде будет падать, а в «отсталом» - повышаться.

Получается, что человек, в лице какого-то определенного лидера, сам влияет на время выравнивания, устанавливая границы, определяя разные правила. Вспомним философию древних: Экклезиаст учил делать только то, что заповедал Бог, внушая, что все остальное – «суета сует и тленье духа». Лао-Цзы писал о «Дао» для всей вселенной и для каждого человека, как части этой самой вселенной, причем, самым продуктивным действием считал бездействие: «сила в недеянии». Буддисты установили связь поколений в Карме. Маркс просто «сузил» эти философии до общественно-экономических  отношений. Но большинство людей, к сожалению, не желает мыслить абстрактно, многие стремятся во всякой философской теории найти тайный смысл, который позволит им осуществить их амбициозные мечты.
 
Не будем так подробно останавливаться на марксизме – желающие всегда могут почитать вершину его творения «Капитал». Вернемся в Россию.

Теория Маркса как нельзя лучше подходила для Ленина, находящегося в гуще политических событий того времени, и использующего в качестве своих сторонников именно пролетариат - в силу его безграмотности и, как следствие,  социальной неопределенности. Теорию Маркса Ленин дополнил тезисом: «Марксизм – не догма, а руководство к действию». И воспользовавшись политической ситуацией не только в России, но и в мире, экспроприировав сначала власть, потом  имущество устраненных от власти, установил от имени пролетариата свою диктатуру и уничтожил всех своих политических противников. А так как в разряд политических противников попадали почти все образованные, интеллигентные, т.е. способные мыслить и рассуждать, а, главное, честные, люди, со временем в стране осталась только та часть населения, из которой впоследствии и образовалась эта пресловутая общность – «советский народ».

Я еще раз хотел бы вспомнить «Ветхий Завет», и вовсе не для того, чтобы блеснуть своей эрудицией. Многие могут возмутиться и моим примитивным толкованием марксизма и «истории государства Российского», но, поверьте, не об этом мое повествование, поэтому будьте снисходительны.

Кто знаком с Библией, знает: Моисей сорок лет водил людей по пустыне вовсе не в поисках «земли обетованной». Наличие таковой не решало проблему еврейского народа. Высшая сила не только уничтожила всех ропщущих в процессе блуждания по пустыни, но и «заставила» Моисея уничтожить всех своих инакомыслящих соплеменников (не много, ни мало 3000 человек) в первую в истории человечества «ночь длинных ножей». Кроме того, потребовала смерти всех тех, кому по выходу из Египта было более 20 лет, т.е. всех, кто жил и трудился в рабстве. Легко догадаться, почему именно сорок лет. Если считать, что 20 лет – это средний возраст для продолжения рода у женщин, за сорок лет происходит смена двух поколений. А так как лучший возраст для государственных мужей примерно 40 лет, следовательно, управлять «по-новому» должны те, кто  набрался опыта и мудрости вне рабства - в период трудностей, связанных с блужданием по пустыне. И управлять теми, кто родился среди этих трудностей, для кого эти трудности – норма жизни.

Может, мы зря недооцениваем «Ветхий Завет». Переворот, приведший Ленина к власти  строго соответствует теории марксизма и «ветхозаветной» тактике. Чтобы совершить пролетарскую революцию, необходимо было создать «революционную ситуацию». Напомню, по Марксу это – «когда верхи не могут управлять по-новому, а низы не хотят жить по-старому». Очень уж схоже с историей Моисея.  Как бы то ни было, в России, если считать от 1917 года, именно к 60-м годам и было построено государство «развитого социализма» - те же 40 лет. Были в истории этой страны и голод, и «манна небесная», и «золотой телец», и «ночи длинных ножей», и войны. Но это не был «социализм» или «коммунизм» Маркса. Да и теория развития общества именовалась теперь иначе – Марксизм-Ленинизм.

В чем разница? В эпоху перестройки (да, такая тоже была в этом государстве, но об этом чуть позже) был популярен анекдот на тему Российской истории: «Во время Великой октябрьской социалистической революции (именно так официально назывался переворот, приведший Ленина к власти в 1917-м году) внучка «декабриста» (так назывались офицеры царской армии, принимавшие участие в восстании против царского режима, целью которого было установление демократических свобод и отмена «крепостного права») услышав шум на улице, спросила у горничной:
- Даша, что за шум?
- Революция, барыня.
- Это хорошо. А какие лозунги? Чего хотят?
- Хотят, чтобы не было богатых.
- Странно, а мой дед хотел, чтобы не было бедных.»

Оба восстания использовали, в общем-то, одинаковый лозунг – «Равенство». Но, наверное, абсолютного равенства не бывает. И Маркс только сделал вывод, что общество развивается по пути, ведущему к равенству. 

«К тому, чего и не было, и нет, 
но быть должно когда-нибудь,
хотя, наверно, никогда не будет»

Так написал мой любимый поэт, имея, правда, ввиду нечто совсем другое, более реальное,  чем бесклассовое общество. Что же касается Ленина, то … лучше привести цитату из «Песни о Ленине» современного барда:

«Отнял у богатых кошельки и подвел под новые понятья:
Дескать, все отныне – босяки. Вот такая, значит, демократья…»

В советские времена бытовал анекдот, за пересказ который вполне можно было получить срок.
«Летят два воробья, один из США в СССР, другой из СССР в США. Встречаются где-то посередине над Атлантикой. Советский спрашивает:
- Как там у вас?
- Плохо, жрать совсем нечего, у буржуев каждое зернышко на счету. А у вас?
- А у нас еды полно – отвечает советский, - по дорогам столько зерна рассыпано, за всю жизнь не склевать
- Так что ж ты от такого изобилия к нам летишь?
- Да, почирикать захотелось».

Для чего я пишу все это? Только для того, чтобы было понятно, что я родился в стране, где не было богатых (точнее, очень богатых), где было равенство и братство, где все (большинство, по-крайней мере) были одинаково счастливы в своем неведении о том, что творится за пределами шестой части земного шара, именуемой Союзом Советских Социалистических Республик …


Рецензии