Из дневника 7 ноября 2015, сб

Мф.6:21. Если возложить на голову жены царский венец, относиться к ней, как к самой большой ценности после Бога, то вслед за внешне правильным отношением в сердце возгорится и нежная любовь, если даже до сих пор она еле тлела. Ведь «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Начни относиться к жене как к сокровищу, и сердце прилепиться к ней. К раввинской мысли о согласовании внешнего и внутреннего.

Мф.7:11. Как важно именно попросить в молитве о том, что тебе нужно и хочется, конкретно проговорить, открыть свои желания. «Не имеете, потому что не просите» (Иак.4:2).

Мф.7:12. Смысл Пятикнижия и пророческих книг – научить правильному отношению к ближнему.

Мф.9:6 «чтобы вы знали» (и 8:4 «во свидетельство им»). Хоть Иисус и не стремился сделать Себя известным, но необходимой фоновой информации предоставлял достаточно для того, чтобы желающие разобраться могли сделать правильные выводы.

Пс.109:3. “Благолепие” - красота (евр.). Готовые к восхищению церкви будут готовы “в красоте святости”. Настоящая святость красива, настоящая красота свята.

1Цар.13; 1Цар.15; 2Цар.11; Давид сделал тягчайшие грехи по сравнению с грехами Саула, при этом грехи Саула можно объяснить ревностью по служению, а у Давида чисто плотские грехи. Но Давид прощен и был ближе к Богу. Я могу оказаться на положении Саула: мне будут казаться чьи-то грехи огромными, тяжеленными по сравнению с моими, и при этом этот человек может быть ближе к Богу. Эта мысль здорово помогает уважать людей, которые кажутся неуспевающими и грешными, а также скромнее думать о себе.

===

Если верно то, что в старости человек становится во многом похожим на ребенка (а похоже, что это правда), то кризис среднего возраста можно сравнить с подростковым возрастом. Это время оценки и переоценки, это время вопросов «Кто я? Кем я хочу быть? Какими должны быть мои цели?», только в отличие от подросткового возраста добавляются еще вопросы «Важно ли то, что я делаю? Достиг ли я чего-нибудь?» Это время пересмотра социальных обязательств. Оба поколения (подростковое и сорокалетнее) спрашивают себя: «Что я буду делать, когда вырасту?»

Еще кризис среднего возраста у мужчин можно сравнить с менопаузой у женщин, признаки схожи: жалость к себе, плохое настроение, депрессия и раздражительность. Мужская менопауза.

Думаю, механизм этот заложен в мужчинах свыше. Это очередной переходный возраст, время для остановки, пересмотра ценностей, раздвижения (или сужения) горизонтов внимания, корректировки отношений с близкими. В общем – стадия внутреннего роста. Как всякое возрастное изменение, оно приводит к болезненным ощущениям и необходимости привыкать к обновленному себе.

Как мимо всякой вехи – можно пройти и мимо этой. Струсив, испугавшись перемен, отвычек, трансформаций. Либо вообще не заметив необходимости в них. Чем мельче внутренний мир, тем меньше чему есть в нем перерождаться, развиваться. Тут задачи юности по расширению русла души и выбору направления течения не решены, а в прудике – какие бури?.. Кризису негде случаться.

У древних греков слово «кризис» означало «суд» (если я правильно помню). Т.е. возникает он не случайно, это аукается что-то из твоего прошлого, и чтобы двигаться дальше, надо с этим прошлым разобраться, иначе будет продолжать аукаться. А вот у китайцев слово «кризис» состоит из двух иероглифов, обозначающих «опасность» и «возможность». Можно пройти мимо опасностей, упустив возможности.

Попытки мужчины избежать кризиса среднего возраста можно сравнить с отказом подростка от определения своего места в мире и обществе. Подросток может «оттянуть» стадию взросления и самоидентификации, но тогда он войдет во взрослость незрелым человеком без целей и смысла жизни. Так мужчина может войти в старость без отточенных, вымытых, блестящих концептов.

Детство, откуда пришли подростки, – с одной стороны время ограниченности в познании, но с другой стороны это и пора кристальной ясности. Занятия детей понятны и приятны им, их небольшие цельки им по росту и ясны. Большой мир для них сложен и недоступен, но они о нем особо и не задумываются, а вот их маленький мир – прост, как манная каша.

Старость, куда идут мужчины среднего возраста, – это время возврата к ограниченности в познании (после самоуверенного всезнайства юности), время вызревания интеллектуального смирения, но также и время прозрачной ясности целей и смыслов, донесенных до этого рубежа. При условии того, что они – многажды переплавленные на этапах возрастных переломов – вообще у человека есть.

В большинстве случаев подростки жаждут стать старше, а вот мужчина в середине жизни держится за уходящую молодость, хочет остаться молодым. Пройдет он этот кризис, как положено, примет себя как уже не молодого, а перешедшего в следующий класс, – и сможет совершать то, что молодежи еще не под силу.

А не пройдет… Взрослый мужчина, ведущий себя как подросток-переросток, разрушает свой организм, свою семью, свой бизнес или карьеру и свои отношения с окружающими. А опыта, власти и свободы, т.е. разрушительных сил, у него побольше, чем у подростка. Но те же силы могут быть созидательными.

Еще одно различие между возрастами – во внутренних часах. Подростки и молодежь больше направлены в будущее, игнорируя прошлое; старички склонны оглядываться назад, ностальгируя о былом; а мужчины в середине жизни живут во времени «сейчас».

Вступающие в жизнь верят, что у них все впереди, и живут беззаботно. А у приближающихся к старости время достижения мечтаний юности вытекает, как песок меж пальцев. Они сосредоточены на «здесь и сейчас», судорожно хватаются за него, но все отчетливее сознают, что мечтам сбыться уже не суждено. Переносить это тяжело. Вот он – кризис среднего возраста.

С будущим светлых ожиданий уже не связано, впереди старость с угасанием функций, фокус внимания готовится к смещению с настоящего на прошлое…

===

Тима убежал от Эвники, которая хотела его укусить, и кричит: «Слава Богу! Аминь».


Рецензии