Мои путешествия по Беларуси. Гл. 2. Экскурсоводы и

Экскурсоводы и туристы

1-ая глава здесь: http://www.proza.ru/2015/11/08/160

Начиная рассказы про свои экскурсионные поездки, хочу сначала рассказать о главных действующих персонажах таких поездок – экскурсоводах и туристах (экскурсантах).


Экскурсоводом номер один у нас в Беларуси заслуженно считается Анатолий Георгиевич, штатный экскурсовод «Турфирмы», обладатель почётных грамот Министерства спорта и туризма, как лучший экскурсовод, автор статей о Беларуси в газете «Путешественник» и собственной книги на эту же тему.


Сама профессия «экскурсовод» появилась в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году и, как я могу догадываться, Анатолий Георгиевич стоял у истоков развития экскурсоведения у нас в Беларуси. Попасть на экскурсию к этому экскурсоводу считается редкой удачей и доставляет неимоверное удовольствие, так как глубина познаний истории родного края, хорошо поставленный голос, отточенное с годами ораторское искусство не могут не восхищать.


Как-то какой-то другой экскурсовод рассказал мне одну забавную историю, связанную с Анатолием Георгиевичем. Во время экскурсии в автобусе экскурсовод рассказывает путевую информацию – что-либо историческое или краеведческое о той местности, где в данный момент времени проезжает автобус. Когда возникла пауза, то кто-то из туристов спросил:
- Скажите, пожалуйста, а это у Вас сейчас кассета играла?
Вот такой у человека уровень профессионализма, умение говорить интересно и с чувством, толком, расстановкой.


Туристы берут с собой в дорогу еду. Едят обычно либо в автобусе в пути, либо во время санитарных остановок в специально отведенных для этого местах, где есть туалеты (если туалетов нет, то ходим в лес «до ветру», где нас с удовольствием едят комары) и столы со скамьями для еды. Турфирма в офисе передаёт экскурсоводу чай, кофе, сахар, одноразовые стаканы и маленькие квадратные кусочки горького шоколада в фирменной упаковке. Всем этим экскурсовод угощает туристов во время санитарных остановок (не более одного раза за экскурсию). Экскурсионные автобусы оборудованы специальным большим кипятильником на несколько литров воды для этих целей, кипятильник включается в дороге и к моменту санитарной остановки на «чай, кофе, потанцуем», как говорила одна замечательная дама-экскурсовод, вода уже вскипала.


Экскурсоводы не всегда берут с собой поесть, поэтому туристы иногда их угощают, но не всех, а самых любимых и уважаемых экскурсоводов, что является способом выразить им свою любовь и благодарность, либо женской уловкой из разряда «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок». Я тоже этим грешила. Помню, когда была на экскурсии по Витебской области, мы посещали заповедник «Голубые озёра». По заповеднику нас водила дама-экскурсовод из местных, а Анатолий Георгиевич ждал нас возле автобуса, причём ждать пришлось порядка трёх часов. Угостила его большим куском «Шарлотки», приготовленной накануне вечером по особому рецепту, за что получила массу благодарностей по возвращению обратно к автобусу. Заботой у туристов пользуются ещё и водители. Один из них – Александр, стройный брюнет с бородкой, пользовался у меня особой благодарностью за отличное знание туристических маршрутов, дисциплину, строгость с «буйными» туристами. Никогда не было у нас с ним такого, чтобы мы заблудились.


Если ездишь на экскурсии всё время с одной и той же турфирмой и ездишь часто, то неизбежно начинаешь встречать в автобусе одни и те же лица. Была одна пожилая семейная пара, которая проявляла обо мне отеческую заботу:
- Иди сюда в тенёк, а то голову напечёт.
Или:
- Присядь, отдохни.
Вообще, со мной такое не в первый раз, когда я у других туристов вызываю непреодолимое желание позаботиться обо мне, меня это удивляет и умиляет, но я не могу им в этом отказать.


Особенно мне запомнилась одна пара постоянных туристов. Это симпатичная женщина лет тридцати пяти и её отец, поразительно похожий на нашего Президента. Целью экскурсий для них был не столько досуг, сколько желание найти мужа для этой женщины. Помню, что женщина сидела в начале автобуса, её отец беседовал с кем-то из мужчин-туристов в конце автобуса, а потом вернулся к ней со словами: «Я сказал ему, что я твой брат».


Помню, была забавная ситуация, связанная с этой женщиной и Анатолием Георгиевичем. В автобусе я сидела за спиной у экскурсовода, за моей спиной сидел отец этой женщины, а она сама сидела слева от экскурсовода, на сидении через проход. Я видела, как она ловила каждое его слово, как в автобусе, так и во время осмотра достопримечательностей. В автобусе она пшикала себе на лицо белой пеной из какого-то маленького баллончика (какое-то косметическое средство) и смотрела украдкой, оборачивается ли экскурсовод на эти звуки или нет. Во время осмотра достопримечательностей туристы обычно делятся на две группы: первые сбиваются в кучу возле экскурсовода и ловят каждое его слово, вторые – разбредаются по территории и делают фотографии. Я относилась ко второй группе, к тому же я фотографировала на продажу (для фотобанка) и мне нужны были фотографии, где бы в кадре было как можно меньше людей. Фотографирую я обычно архитектуру и пейзажи.
Та женщина относилась к первой категории и стояла в первом ряду туристов, внимавших речам Анатолия Георгиевича. Когда я сделала фотографии и подошла к ним, чтобы послушать информацию, Анатолий Георгиевич указал рукой на полуразрушенное здание из красного кирпича, стоящее через дорогу, и спросил нас, знаем ли мы, что это за здание. Я на экскурсиях была далеко не в первый раз, поэтому знаю, что чаще всего таким зданием оказывается синагога. Поэтому я подхожу к ним, не слыша ничего из того, о чём говорилось ранее, лихо отвечаю по поставленный вопрос экскурсовода, который услышала, когда подошла:
- Синагога.
Анатолий Георгиевич эмоционально всплеснул руками в мою сторону и подтвердил:
- Конечно синагога!!!
И быстренько увёл туристов смотреть что-то другое.
Та женщина за ними не пошла, она была просто в шоке от моего поступка, сняла свои тёмные солнцезащитные очки, посмотрела на меня, как на врага народа, но ничего не сказала.
Затем в автобусе она резко сменила тактику – посадила своего отца рядом с собой и делала вид, что экскурсовод ей больше не интересен.


К сожалению, на экскурсии Анатолия Георгиевича я не слишком часто попадала, хотя много ездила на экскурсии в то время, но могла видеть его на площадке рядом с домом-музеем I Съезда РСДРП, откуда уезжают экскурсионные автобусы.
Экскурсоводов можно разделить на тех, кто придерживается официальной информации, строго следуют экскурсионному тексту, выданному Национальным агентством по туризму, по данной теме экскурсии, и на тех, кто любит «бабушкины сказки» - мифы, легенды, анекдоты и прочее устное народное творчество о данной конкретной местности. Первые вызывают глубочайшее уважение своими академическими познаниями в истории Беларуси, но вторых – сторонников «бабушкиных сказок» - я люблю больше, так как экскурсия для меня – это отдых, хочется чего-то такого весёлого и легко запоминающегося, а не забивать себе голову именами и датами, которые я всё равно не запомню.
Анатолий Георгиевич – академический экскурсовод. С этим была связана одна забавная история.


В 2009 году поехала я на экскурсию с Анатолием Георгиевичем по маршруту «Мир-Несвиж». На этой экскурсии я была второй раз, в первый раз – за два года до этого, оба замка в этом городах были ещё не отреставрированы и в очень плачевном состоянии, внутрь тогда никого не пускали. В 2009 году реставрационные работы были уже где-то на полуготовности и туристов начали водить по тем помещениям, которые были отремонтированы. Стоимость входных билетов включалась в стоимость экскурсии, поэтому всей экскурсионной группе не было надобности стоять в очереди, чтобы заплатить за вход в музей (замки работают, как музеи и вход платный), экскурсовод сам идёт в кассу и платит за всю группу общей суммой. Но, если кто-то из туристов собирается фотографировать внутри, то надо заплатить за фотографию и кассовый чек показывать в музее сотрудникам при их любопытстве по этому поводу. Я стала в очередь, чтобы заплатить за фото, а Анатолий Георгиевич как раз стоял у окошка кассы и оплачивал вход в музей за всю группу. Кассирша и ещё одна женщина с ней, естественно, знали, что это лучший экскурсовод Беларуси и решили проверить его знания или как-то подколоть его что ли.


Есть такая легенда, что в лесу недалеко от города Городок, Витебской области, стояла церковь. Но Люцифер наслал проклятие на эти места – церковь ушла под землю, а на её месте образовалось красивое озеро. И со дня этого озера доносится колокольный звон. Ещё есть версия, что в этом озере водятся русалки. Увидеть их можно не только ночью, но и при свете дня. Русалки опасны тем, что околдовывают и затаскивают на дно красивых мужчин. Спастись от них можно двумя способами: начертить круг, либо, завидев такую особу, сказать ей «Чур моя!» - говорят, это поможет не только не поддаться её чарам, но и «захватить» красавицу домой, где она будет трудолюбивой хозяйкой. Главная особенность русалок – это их иссиня-голубые глаза, которые не двигаются, а лишь пронзительно смотрят на тебя, заманивая в пучину озера.


Так вот, эти две женщины на кассе музея спрашивают у Анатолия Георгиевича:
- А Вы знаете, где в Беларуси Люцифер церковь потопил?
Тот отвечает:
- Это мифы и легенды, всё это неправда.
А я незадолго до экскурсии читала эту легенду в газете, поэтому знала. Решила похвастаться своей осведомлённостью:
- Город Городок, Витебская область.
Но Анатолий Георгиевич уже и мне и этим женщинам повторил ещё раз:
- Это непроверенная информация, я не могу об этом говорить.
Вот такой был случай.


Ещё одного замечательного экскурсовода, с которым я любила ездить, звали Александр Иосифович. Он окончил журфак БГУ, а потом решил освоить профессию экскурсовода. Сначала он был просто экскурсоводом, но позже открыл собственную турфирму, которая проводила как обычные экскурсии, так и экскурсии-анимации – уникальный для Беларуси туристический продукт. Туристы очень любят Александра или Алеся, как его ещё называют. А как не любить? Молодой симпатичный мужчина, кроме русского языка, отлично знает белорусский и, если я не ошибаюсь, польский. Мне очень нравится, как он во время экскурсии очень органично переходит с русского языка на белорусский, а к туристам обращается: «Паны и паненки».


Не может не восхищать глубокое знание Александром истории Беларуси, что не удивительно при его образовании, массы всяческих рассказов на белорусскую историческую тематику. Его обожают за то, что он не тарахтит зазубренный экскурсионный текст, как это делает большинство экскурсоводов, а рассказывает то, чего мы не услышим ни на одной экскурсии. Экскурсии-анимации он проводит в обалденном костюме шляхтича!!! В общем, не экскурсовод – мечта! А ещё большой шутник. Как-то Александр рассказывал про некого князя, у которого была трёхметровая сабля. Он каким-то особым образом крепил её к поясу. А потом следует такая фраза: «А вот представьте, какой на ней можно было бы шашлык зафигачить!!!». Народ в восторге! Так вот разбавляется шутками и прибаутками сухие исторические факты.
Александр – директор фонда по восстановлению белорусского наследия, несколько лет назад он выкупил шляхетское подворье (в газете читала, что за смехотворную сумму в четыреста долларов), отреставрировал его и проводит там часть анимационных программ для туристов. Ещё интересная особенность, когда мы едем в автобусе, то Александр не сидит на сидении, говоря в микрофон, как это обычно принято делать, а стоит в проходе в начале автобуса, спиной к водителю и лицом к туристам, что обеспечивало зрительный контакт со слушателями. Это было очень необычно и очень приятно, хотя вопиющим образом нарушало технику безопасности в пути.


По поводу техники безопасности, то был такой жуткий случай с одной моей знакомой женщиной-экскурсоводом Галиной Антоновной. Как-то она перед экскурсией подошла ко мне, показала себе на лоб и спрашивает:
- Видишь синяки у меня на голове?
Рассказала, что ехала в автобусе, вела экскурсию, сидела на сидении и только чуть привстала, чтобы показать водителю дорогу, водитель вдруг резко тормознул, и она по инерции пролетела вперёд, выбила головой лобовое стекло автобуса, не помню, выпала она наружу или нет, но стекло оказалось разбитым. И теперь транспортная фирма, чей был автобус, думала с кого взимать тысячу двести евро на новое стекло в автобусе. Если будет доказано, что экскурсовод стояла, а не сидела во время движения автобуса, то новое стекло придётся оплачивать ей, в противном случае платить будет водитель автобуса.


Экскурсии с Александром Иосифовичем были в самом начале моих поездок, поэтому о технике безопасности и таких жутких случаях в пути я на тот момент ещё ничего не знала. Об экскурсиях-анимациях, проводимых турфирмой Александра (назовём её «Анимация», чтобы не делать лишней рекламы) я ещё буду упоминать чуть позже. А пока расскажу, как я в 2013 году решила обратиться напрямую в фирму Александра и поехала по одному очень интересному маршруту «Готика Беларуси». Это поездка по городам Ишкольдь, Сынковичи, Гнезно, Шиловичи, Репля и Вопла с посещением готических костёлов. «Турфирма», с которой я ездила все эти годы, по такому маршруту экскурсий не возит, а фотографий красивых церквей мне очень не хватает.


Костёлы очень понравились, погода была на редкость отличной, на этом приятные впечатления заканчивались. Начнём с того, что экскурсию вёл не сам Александр, а какой-то другой экскурсовод с его фирмы, который такую ахинею нёс, что я всю дорогу офигевала, где они его такого взяли. Причём он сам понимал, что несёт бред, так как в конце экскурсии сказал в своё оправдание:
- Вам ведь не надо завтра утром сдавать экзамен по всему услышанному, поэтому ничего страшного, что информация была не очень стандартной.


Была жара, кондиционер в автобусе не работал, пыталась покрутить специальные круглые трубочки в потолке над сиденьем, из которых при их повороте, по идее должен дуть холодных воздух, но воздух подул горячий и с пылищей. Попросила водителя автобуса включить кондиционер, надеясь, что он включается какой-нибудь кнопочкой у него на приборной панели, но водитель в ответ неприлично заржал и сказал:
- Девушка, этому автобусу лет больше, чем Вам, поэтому в нём нет кондиционера!!!


Вся загвоздка была в том, что на стоянке перед домом-музеем I Съезда РСДПР, откуда обычно отъезжают автобусы, мы видели второй автобус – новый, комфортабельный, «еврокласса», как про них принято говорить, а возле него стоял тот самый Александр Иосифович, наличие которого уже делает экскурсию интересной и запоминающейся. Наш экскурсовод сказал, что Александр повёз корпоративную экскурсию из работников одного из белорусских банков. Всё понятно стало, если корпоратив, то даётся всё самое лучшее, если сборная экскурсия, то можно кинуть, что осталось и никуда эти туристы не денутся – схавают, что дают. Ещё были расхождения во времени начала экскурсии. На сайте было написано, что экскурсия начинается в 8.00, а в договоре указали время на полчаса раньше – 7.30. Хорошо, что я внимательно читала текст договора, а то опоздала бы на экскурсию.


Зато экскурсовод повеселил нас весёлыми историями из своей практики. Как-то вёл он экскурсию у корпоратива – сотрудников некой организации. Туристы, как это обычно бывает на корпоративных поездках, выпили и во время санитарной остановки на «чай, кофе, до ветру» двое мужчин набили друг другу морды.


А был ещё такой случай, когда этот экскурсовод вёл экскурсию для целого автобуса депутатов. И, когда в десять или одиннадцать часов вечера автобус въехал в Минск, депутаты потребовали, чтобы их развезли по домам. Но тут надо понимать, что экскурсионный автобус – это не такси. По правилам водитель высаживает туристов там, где он их взял – в начальной (отправной) точке экскурсии. Максимум, что он может сделать – это две остановки между въездом в Минск и конечной высадкой туристов. Экскурсовод был ошарашен таким предложением и крепко задумался, чтобы ответить депутатам, чтобы завтра не остаться без работы. Водитель же экскурсионного автобуса был менее интеллигентен, чем экскурсовод, поэтому высадил депутатов в центре Минска на площади Независимости, аккурат возле Дома депутатов (Совет депутатов). Таким вот образом он «развёз их по домам».


Экскурсоводы, которые часто работают с «Турфирмой» уже знают меня в лицо и мне очень приятно, когда они меня узнают и радуются, что я на сегодняшней экскурсии еду с ними. Был такой случай с одной замечательной женщиной-экскурсоводом – Ольгой Львовной. За годы своих поездок я помню её, только ещё входящей в профессию экскурсовода, а потом с удовольствием отмечала растущий в ней профессионализм и любовь к выбранной профессии.


Помню, как ездила с ней на экскурсию в Бобруйск. Заходили мы в действующую там синагогу, смотрели интерьер, задавали вопросы раввину. А потом, следующим летом я встретилась с Ольгой Львовной на экскурсии в Слоним-Ружаны-Коссово-Меречёвщина (я ездила этим маршрутом и ранее, тоже бывало, что с Ольгой Львовной, но в последний раз поехала потому, что там начали реставрировать замки, и было интересно на них посмотреть). В Слониме мы стояли перед полуразрушенным законсервированным зданием синагоги, Ольга Львовна рассказывала о его истории и архитектуре. В прошлые годы, помню, совпало так, что я была в Слониме в одни выходные, и здание синагоги было из красного кирпича, а на следующих выходных у меня опять был Слоним, но входил уже в какой-то другой маршрут, экскурсовод был тот же – Ольга Львовна, а вот здание синагоги оказалось выкрашенным белой краской. Это сразу бросилось в глаза:
- Ольга Львовна, мне кажется, или на прошлых выходных синагога была красной!!!
Она подтвердила и рассказала об этом туристам, что буквально за эту неделю здание перекрасили. Скорее всего, это было связано с процессом консервации здания, то есть его защиты от дальнейшего разрушения временем.


Так вот, в последнее моё пребывание в Слониме возле здания синагоги, кто-то из туристов спросил, есть ли у нас в Беларуси действующие синагоги. Та ответила, что да – в Бобруйске. И тут же вспомнила, что годом ранее ездила туда со мной. Мне было очень приятно, что она это помнит. Я вспомнила и рассказала туристам, что там свитки торы хранятся в специальном шкафу, передняя часть которого скрывается не за дверками, а за толстой чёрной тканью, расшитой золотыми узорами, очень красивой.


Ещё в Бобруйске были бобры! Ну, я бы удивилась, если бы их не было ; Это были памятники бобрам. Один стоял в центре площади, второй – сидел на лавочке, можно было садиться рядом с ним и фотографироваться. Наши туристы по очереди садились на лавочку и фоткались с ним. А тут как раз по улице шли две женщины (судя по возрасту – мать и дочь) из местных с девочкой лет пяти (дочь и внучка женщин). Девочка как увидела, что рядом с бобром сидит женщина-туристка, так тут же бросилась к бобру, вскарабкалась к нему на колени и начала «наезжать» на женщину:
- Это мой бобёр!!! Мой!!!
Девочку оттянули от памятника, процесс фотографирования продолжился. Вообще оба этих бобра олицетворяют зажиточных горожан – они толстые, одеты в костюм-тройку, на поясе у них свисают часы на цепочке.


Кстати, знаете, в чём отличие туристов от экскурсантов? Экскурсант совершает путешествие в течение дня, а турист остаётся в дороге на ночь. Но об этой разнице знают не все, поэтому всех путешественников чаще всего называют общим термином – туристы.


Экскурсанты – это отдельная тема для описания приколов, происходящих во время поездок.


Был такой случай, когда мы поехали на экскурсию с очень пожилой дамой-экскурсоводом, которой было далеко за семьдесят, но она сумела сохранить активную жизненную позицию и неисчерпаемую любовь к поездкам. Звали её Нина Васильевна. Был маршрут по каким-то очень небольшим городкам, где были очень красивые, старинные церкви. Дорога между городками в большинстве случаев была грунтовой, поэтому автобус двигался со скоростью не более тридцати километров в час, чтобы не поцарапать краску отлетающей от дороги пылью и мелкими камешками. Верхние люки тоже пришлось закрыть, чтобы пыль не затянуло в салон автобуса. Среди туристов попался какой-то вечно недовольный и брюзжащий мужчина, который всё время возмущался. В частности тем, что его не предупредили в офисе турфирмы, что дороги будут грунтовыми, и мы будем так медленно ехать. А когда мы приехали в Камаи, где посетили один из самых древних в Беларуси костёлов, то мужчина не пошёл с группой, а остался сидеть в автобусе, мотивируя это тем, что он был другой религии. Когда мы вернулись, то он предъявил претензии к экскурсоводу, что мы пробыли в костёле больше часа. На что ему ответили, что нет ничего страшного, что он другой религии (большая часть группы тоже ведь православные, а не католики). Костёл можно посещать, как памятник архитектуры, можно послушать органную музыку и пение, которые там звучат во время службы. А в костёл мы опоздали к назначенному времени, так как во время санитарной остановки, время которой было определено в десять-пятнадцать минут, экскурсанты разбрелись по лесу в поисках грибов. Нине Васильевне пришлось их собирать (людей, а не грибы), как нерадивых барашков гнать в автобус и ехать дальше. До сих пор помню, как она их ругала. Из-за опоздания пришлось ждать, пока в костёле отслужат поминальную службу на девять дней и только потом работники костёла уделили нам время. Пока ждали окончания службы во дворе костёла, то наслаждались органной музыкой и чудесным пением девушки-органистки. Удивило то, что исполнялся даже шансон – песня Михаила Круга «Исповедь», наверное, это было последнее желание покойного. Брюзжащий мужчина всё это время просидел в автобусе, глядя на часы, а потом в очередной раз предъявил претензии экскурсоводу.


Помню двух девушек лет пятнадцати-семнадцати, которые во время остановок на «чай-кофе-туалет» чехардились на улице и очень громко смеялись. Пребывали в состоянии какой-то нездоровой эйфории. Во время экскурсии в автобусе, слава Богу, сидели молча.


А однажды мне жутко «повезло» - рядом со мной сел турист из России. Молодой мужчина, который время от времени посещать Беларусь с деловыми поездками. Принимающая сторона – некая фирма, покупала ему экскурсию в «Турфирме» и в субботу или воскресенье он культурно проводил время. Как я поняла с его рассказов, он не первый раз в Беларуси и не первый раз ездит на экскурсии. Был он с бодуна, так как накануне вечером выпивал с коллегами по работе. Экскурсия была, честно говоря, скучной – сельская местность, приехали, вышли из автобуса, посмотрели церковь, сели в автобус, поехали дальше. Ни тебе музеев, памятников, ни долгих пеших прогулок по городским улицам. Поэтому решил заезжий турист зайти в местное сельпо и купить себе что-нибудь на опохмел. Это была бутылка коньяка и плитка шоколада к ней на закусь. Естественно, что после первого же стаканчика его сильно развезло, так как шоколад совершенно не помогал усваиваться коньяку. Мужчина начал ронять голову мне на плечо, смахнул одноразовый стаканчик с откидной полочки на пол, шоколад чуть было не полетел туда же и мог быть раздавлен ногами. Как-то я не смогла остаться равнодушной и спасла шоколад тем, что завернула упаковку и спрятала её за откидным столиком напротив моего сиденья. Еле-еле дождалась санитарной остановки, чтобы пересесть на свободное место, которое было спереди от нас. Молодая девушка-экскурсовод пользовалась креслом экскурсовода, которое размещалось рядом с водительским (не во всех автобусах такое кресло есть, часто экскурсовод занимает первые два сиденья рядом с входной дверью), а вещи свои положила на первых два сиденья за своей спиной, но потом убрала их по моей просьбе отсесть, ещё одна женщина села рядом со мной, так как её укачивало. Я была рада, что больше не надо было сидеть рядом с этим выпившим парнем. Было очень стыдно оттого, что люди могли подумать, что этот мужчина имеет ко мне какое-то отношение – это мой парень или муж, так как он сел рядом и мы с ним общались с самого начала экскурсии. Я постоянная туристка этой турфирмы, с одними и теми же людьми часто вижусь на маршрутах, от турфирмы ещё ехала менеджер со своим молодым человеком. Парень сильно расстроился, что я отсела от него, и нет больше под боком мягкой подушки-подружки, на которую можно было бы положить голову. Нашёл за откидным столиком плитку шоколада, которая растаяла (вот как-то не додумалась я, что шоколад мог растаять) на солнце. Парень перегнулся через сиденье и пытался мне её всучить, якобы ешь теперь сама этот растаявший шоколад. Я отказалась, мотивируя это тем, что мне чужого не надо. И … он съел его сам, жутко перемазавшись при этом. Затем снова перегнулся через кресло и тянул ко мне свои руки, чёрные от шоколада. Кто-то из туристов усадил его на место. Он потом там ещё долго всех беспокоил, то возмущался пьяным голосом, то его коньячная бутылка каталась по проходу автобуса, то он сам упал в проход. Вот не могу понять, зачем ему было ехать на эту экскурсию, мог бы спокойно побухать дома.


Было ещё одно забавное наблюдение на вышеупомянутой экскурсии по костёлам «Готика Беларуси». Из костёла выходят три девушки, две из которых всячески отчитывают, позорят и взывают к совести ту, что шла в центре, то есть между ними:
- Как тебе не стыдно, как тебе такое в голову пришло, как ты могла спрашивать ТАКОЕ у священника!!!
А та идёт и оправдывается:
- Да что в этом такого, я всего лишь хотела узнать, как он обходится без секса…

За годы экскурсионных поездок я побывала в очень многих местах, видела замки, церкви, интересные памятники, большие реки и озёра, захватывающие дух пейзажи, посещала музеи, но живое общение участников экскурсии, их характеры и типажи всегда будут занимать особое место в общем впечатлении, оставшимся от путешествия.

Продолжение следует....


Рецензии
Здраствуйте Марина1
Спасибо за замечательное погружение в знакомство с Экскурсоводом.
у вас замечательная глава получилась!
Всего доброго
с уважением

Владимир Деменин   18.03.2024 12:53     Заявить о нарушении
Благодарю за внимательное прочтение, Владимир. А как Вам туристы? Среди них много интересных персонажей.

Марина Шатерова   18.03.2024 21:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.