Genesis... Reunion?

I

На днях Фил Коллинз допустил вероятность возвращения Genesis в составе трио - Коллинз - Бэнкс - Резерфорд - чьи записи с 1976 по 1991 годы принесли самые высокие тиражи дисков за всю историю группы (начиная с 1969 года).

С уходом Питэра Гэбриэла в 1975 году Genesis открыли, без преувеличения, Новую Эру творчества - не худшую и не лучшую, а - ИНУЮ.

Их музыка, сохранив бесценную школу арт - рока, стала более доступной; если хотите - демократичной, а стихи ушли от гэбриэловского многосмыслия, аллюзий, абстракций и символизма (т.е признаков элитарного искусства) в сторону более простого, но не менее цельного слога.

Тут можно развернуть целый диспут о том, является ли сложность признаком подлинного Искусства, а простота - синонимом пошлости.

Но, в том - то и дело, что мы говорим не о геометрии :) и никаких "универсальных аксиом" в музыке не существует в принципе.

В случае с Genesis (в составе трио) подобная стилистика являлась не коммерческим ходом, а самим их естеством - что позволяло безошибочно (на мой вкус) балансировать между пошлостью и относительной простотой; впрочем, такая "простота" была сложна и недосягаема для сотен иных групп.

Относительная коммерциализация творчества заключалась лишь в том, что в один и тот же альбом Genesis включали "всеядные" вещи - от сложного арт - рока с несколькими мелодическими линиями и переходами - до сентиментальных баллад и даже танцевальных вещей; впрочем, повторюсь, - его величество ВКУС не изменял им и тут.

Одновременно, подобная всеядность демонстрировала широчайший диапазон группы; на рубеже веков издание Melody Maker выяснило, что у Genesis самый объемный охват слушательской аудитории - от 10 до 80 лет (!)

Очень показательная история произошла в 1978 году, когда вышел весьма "грузовой" арт - роковый диск "И тогда их осталось трое" в сугубо гэбриэловских традициях.

Но, самой любимой из него стала финальная баллада Follow You, Follow Me - c простыми, но искренними словами и воздушной мелодией.

- Как бы многосложно мы не выражались, в конце нам захотелось сказать просто, и о главном - отметил Тони Бэнкс (на мой взгляд - лучший клавишник за всю историю рока).

После этого отпали последние комплексы о сравнении с гэбриэловской эпохой - они просто были СОБОЙ - счастливые люди, и каждый - на своем месте.

Что есть - и дар, и рай в ЭТОЙ жизни...


II

Ниже - несколько абсолютно вольных литературных переводов (от автора этих строк) тех песен Genesis, что меня неизменно вдохновляли...

Mad Man Moon / Луна Безумца (1976)

Лето засыхающих рек
И плотин шум.
Внезапный июньский снег
Как облегченье от дум.

Я плакал о своей любви
Став тем, кто решился уйти.
Туда, за край света - познать
Есть ли в полете птиц Благодать.

И, притворившись, что все руки - крылья
Я вдруг взлетел...
Как даже облака бессильны
Но понял, что Пустыня - мой удел.

Где миражи - слуги обмана
Мгновенно приземлили меня вниз.
И я упал в смятении нежданном
Оплакивая участь падших птиц...

Неужто та Пустыня - наша Вечность?
И что случится там - дождь, или зной?
Как сон... как суд - за ту беспечность
Что вечно правит в Мире под луной.

И в том песке даже темница
Сияет, словно рай в аду.
Тот, что дает возможность очутиться
В Ньюкастле - под дождем, или в снегу.

- Эй, приятель!
Я - песчаный человек!
Хочешь новость?
И тебе в эту тюрьму навек!
Песок плотнее крови держит врозь
И не надейся, что ты только гость!

В долине смерти без единой тени
Мы молимся о тучах, ждем грозу.
Но там, где ливень, потерявший время
Рай - это место в солнечном свету.

Все так и в жизни - стебли зеленеют
Покуда суждено им ввысь расти.
И наши мысли в той Пустыне реют
В мечтах о Море - хоть, в конце пути...


***


Home by the Sea / Дом у Моря (1983)

Пролог

Я с детства знал легенду о том Доме
Что возвышается на берегу и в штиль, и в шторм.
И если любопытство сильней воли
То - ты бы, как и я, в тот Дом зашел.


I

Ночь опустилась, словно предсказанье
О том, что не вернуться прежним мне.
Но страха нет страшнее ожиданья
И я подкрался к Дому в тишине.

Я влез в окно, шагнул по полу
Я не хотел безмолвие спугнуть.
В пыли вещей, как судеб незнакомых
Я понял, что ступил на ложный путь.

Я осмотрелся… закачались тени
Хор голосов шептал мне в темноте.
Что жизнь была игрой – не той, не с теми
И вот мы здесь… На исповедь… К тебе!


II

Я слушал миллион невыслушанных судеб
Бесплотных теней в образах людей.
Мечтающих, что кто – то их осудит
Напомнив сладкий привкус иных дней.

Как нам казалось, мы ценить умеем
Те радости, что украшают быт.
Но все прошло, картины – помутнели
И вместо созерцанья – только стыд.

Мы были молоды… Свободны?! И беспечны...
Кричали, нет - вопили голоса.
А Дом у Моря звал нас раем вечным
Ну что ж… Добро пожаловать сюда!


III

Так заходи и ты в наш Дом у Моря
Присядь – ты здесь уже не гость!
Хоть в Рай, хоть в ад мы входим без конвоя
Уж так по Его воле повелось.

И здесь мы снова тщетно проживаем жизни
Рассказывая всем, кто к нам зашел.
О том, что иногда земные мысли
Стирают даже Вечность в порошок...


Эпилог

Я не случайно здесь – и мне не выбраться отсюда
Я не зашел, а именно – вошел.
Меня спасло пронзительное Утро
Смерть сну…
А был ли это сон?


***


Entangled / Запутавшийся (1976)


Воздушные сны о Земле
Сны фрейдовской тишины.
Высокий полет - Песнь Мечте
В зеленых полях чистоты.

Туда, где играют беспечные дети
Где можно узреть, но расслышать - нельзя.
Полет, что дороже всего на свете
Холодное утро, где я - снова я.

Растерянность, слабость - нет, не возвращайся!
Тот сон, что с собою меня примирил.
Мечты умирают с тем сном, как и счастье
Абсурд - это сон и места где я был...


И я, опасаясь летать - засыпаю
Моля прекратить этот эксперимент.
Ничто не затронет, никто не поранит
Но сон возвращается, я - пациент.

Глаза тяжелеют от зримого счастья
Вот музыка - та, что вовек не сыграть.
Я падаю в Небо, я снова - согласен
Продлить этот миг, чтобы больше не встать.

Я жду приговор - быть во снах этих вечно
Нет в мире вещей желанней, чем те
Что мне позволяют летать так беспечно
Смеясь над теорией о Пустоте.

Над глупым "ничто", что неверием дышит
Над "помощью", что мне окажут врачи.
И даже имеющий уши - не слышит
И думает - я заблудился в Ночи.

Да, Ночь все оплатит счета той печалью
Что вечно без снов наяву нам дана.
Вот утро... таблетки и крепкого чаю
В мой Мир Бытия уж несет медсестра...

 


Рецензии