Искусствишко принадлежит народишку

«В наше время скаженное», когда сознание народа каждый день травмируется то политическими дрязгами, то экономическими неурядицами, вести разговор о поэзии, казалось бы, занятие бесполезное и совершенно неуместное. Однако, на самом деле, всё совсем не так. Чем активнее в обществе накапливается негативная энергетика, тем созидательнее становится творческая сила народа. Духовные запросы ничтожно малой части общества выступают внутренним резервом в борьбе с общественными недугами. Видимо, духовность нам для того и нужна, чтоб не изничтожалось родство людей в планетарном масштабе, чтоб через богатство и многообразие культур мы научились ценить идеалы гуманизма.

Оказывается, многие миллионы людей на нашей планете пишут стихи. В интернете на русскоязычных сайтах поэзии сегодня зарегистрированы сотни тысяч авторов. А сколько их, ещё не вошедших в мировую паутину?! Не всем, конечно, хватает мастерства и таланта в служении высшим смыслам слова, не многие поэты удостоились чести разгадать загадку души поэзии, открыть таинство её неповторимой прелести, соединить глубокую философию с музыкой слова, но не это важно. Само по себе замечательно уже то, что человек решается на творческий труд, на поиск Истины.

Не раз задумывался: золотой и серебряный век в поэзии уже состоялись. Как потомки нарекут нашу эпоху? Достоинством какого металла или минерала её оценят? Всегда так получается: мы подслеповато различаем современных гениев, чаще оставляя потомкам право взвешивать значимость их трудов и талантов.
В начале ХIХ века, как это ни удивительно, самыми известными в России были не Пушкин и не Лермонтов, а Иван Миллер и Матвей Комаров.  Их книги значительно превосходили по тиражу теперь уже признанных во всем мире классиков. А что осталось от любимцев читающей просвещённой публики? А ничего!..

Или другой пример. Сколько слоны коммунистической идеологии ни пытались затоптать в памяти народа творчество Есенина, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Мандельштама – всё  тщетно. Они возродились, как птица Феникс из пепла. Когда-то в литературном институте им. Горького студенту Николаю Рубцову ставили посредственные оценки за стихотворения, которые, вскоре после его смерти, превратились в подлинные жемчужины русской лирики.

История культуры не терпит ни халтуру, ни конъюнктуру. Почили в бозе многие лауреаты и орденоносцы, литературные генералы и столоначальники. Зато мы начинаем понимать, что, например, Борис Мозолевский  столь же велик в поэзии как и в науке, что его время ещё впереди. Его откопают из невежественного беспамятства новые поколения истинных ценителей поэзии, как он когда-то извлёк из беспамятства веков скифскую пектораль. Золото не ржавеет…

Недавно перечитывал сборник стихов «Автограф» Игоря Ляпина, не просто нашего земляка, но Поэта милостью Божьей, писателя глубокой гражданской позиции и «раскалённой» совести. Потом попались на глаза стихи одного новомодного поэта. После вкусной, терпкой словесности Игоря Ляпина «мне плесень современных песен сверлит  косноязычьем слух» – все эти скороспелые «классики» хуже, чем пойло из корыта. Книгу бросил. Чумовую «шекспирию» читать расхотелось.

Читают, как известно, всех писателей – перечитывают не многих. Большая поэзия всегда принадлежит перу неистовых Творцов, но, при этом, далеко не всегда она бывает популярной. Настоящих знатоков поэзии все же меньше, чем тех, кто себя именует поэтом. Да и самих поэтов – не мною замечено – развелось в наше скорбное время, пожалуй, больше, чем читателей.

Этому обстоятельству огорчаться не следует. Ещё А.С. Пушкин предупреждал: «Поэт! Не дорожи любовию народной». И поныне ни к творчеству Пушкина, ни к творчеству Шевченко на самом деле нет всенародной любви. Есть клятвы, есть внешнее молитвенное почтение, но всё это соседствует с патриотическим лукавством и удручающим незнанием их литературного наследия. Для того, чтобы любить, надо глубоко знать предмет своего восторга.
 
Вот поэтому современным поэтам практически невозможно рассчитывать на всенародную любовь и признание читателей, остаётся лишь надеятся на суд истории. Литературные встречи при большой аудитории возможны лишь в столицах, да и то, если на сцену выйдет человек с хорошо всем известной фамилией, причём, большая часть слушателей купит входные билеты лишь для того, чтобы поглазеть на знаменитость. Впрочем, и это уже хорошо. Хоть что-то святое невольно в душе своей вынесут с этой встречи.

Оказывается, истории нужны периоды «оттепели», когда поэты собирали полные залы и даже городские площади благодарных поклонников изящной словесности.
Сейчас иное время – лживые жрецы переворотов да революций овладели сознанием площадных масс. Ещё Аристотель сказал «Поэзия философичнее и серьёзнее истории, ибо поэзия больше говорит об общем, история – о единичном». А разве не подтверждает эту мысль Юнна Петровна Мориц в стихотворении «Античное блям»?

«Сына прекрасно родить, чтобы в танке сгорел за свободные, блям, их таланты, за страшную их красоту, писанину фигни философской, за пафос  и пифос, за их озарения, блям, по части кампаний военных, трофеев и пленных, зажариться в танке – за нефть и за банки, за скотские пьянки элиты, за, блям, их оргазмы, фантазмы, харизмы, маразмы, туризмы – полечь на гражданке, о счастье, об этом  я круглые сутки мечтала ещё в эссэсэре!...»

Вот так, блям, бескомпромиссно художественным словом да по мордасам. И поделом! Кто из политиков может вот так эмоционально сказать правду миллионам людей?! Жириновский? Тимошенко?
А вот поэзия, созданная в декабре 2004 года. Автор – моя давняя знакомая Светлана Скорик. Из поэмы без героя «О власти». Я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок.

Нет, не были жертвы такие
                напрасны,
Но звёздный, в полосочку,
                близился праздник:
У Штатов прекрасные будут
                конюшни
авгиевы: край наш на то был
                и нужен.
Нет, жертвы такие совсем
                не напрасны.
Теперь и бездумному явлено ясно,
Как сладко в единой звериной
                семье
С собратом звериным делить
                бытие.
Нет-нет, не напрасно вы мёрзли
                и мокли.
-Да здравствует Сила Единая
                (Бог ли?)-
Соборная сила и разум народа!
(Помимо, конечно, «бандитского
                сброда»).
Да здравствует Нация
                (трёх апельсинов),
язык наш единственно нужный
                и сильный!
Лишь мы заслужили священное
                право
вести вас к мечте…(целых
                семьдесят?...)Слава
героям всего украинства!
Спасибо,
     И наше вам, с кисточкой – синею .
                Вы бы
Подумали, так ли всё право и свято,
Что инакомыслие судит
                предвзято…

Реинкарнация любых по цвету революций омерзительна уже тем, что победители неизменно превращаются в жертв переворота. Демагогия и голые обещания творят чудеса – словеса наркотичны и психотропны. Сценаристы путчей это знают хорошо… В этом случае правдивое слово поэта необходимо нам в качестве лекарства от одури… Так то вот, блям!

Несмотря на разруху духа, на повышение в цене цинизма, на возрастание алчи, на тотальное обнищание и моментальное обогащение, на девальвацию образования, поляризацию политики и прочую мерзость, современная литература способна поставить в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым, Блоком, Ахматовой и Есениным новую плеяду больших Поэтов. И в этом мнении я не един. К великому счастью, рядом с нами живут и работают, кто своим талантом, сами того не подозревая, делают историю литературы. Я не стану называть их имена – моё мнение субъективно. Ошибаться не боюсь. Боюсь избрать, для себя роль Пророка. И всё же, пусть история вынесет свой вердикт.

И уж совсем не хочется в ряд великих ставить иных «классиков» из числа тех, кто своё имя слепил на прославлении советского строя, а потом, в начале 90-х, мимикрировал в нацпатриотов, в отряд самых примитивных неугомонных врагов приласкавшей их власти. Бывшие «инженеры человеческих душ», цепные псы былой идеологии, выкормыши КПСС и даже КГБ переметнулись «инженерить» в стан интегральных националистов. Василь Стус точно предсказал: «… павлычки любой власти пригодятся». Для меня ценней и понятней позиция Лины Костенко, которая служит только Поэзии, дистанцируется от власти, не ищет выгоду «в пифосе и пафосе». Всяческий «неоцинизм» ей чужд. Она даже отказалась от звания «Герой Украины».

О поэте и литературном критике Светлане Скорик следует сказать особо. Её поэзия глубока по содержанию, сочна и живописна по языку, совершенна по форме, а литературные исследования свидетельствуют о серьёзной теоретической подготовке, знании литературных процессов в современной Украине.

Светлана Ивановна бывала у меня в гостях да и я не раз приезжал к ней в Запорожье.  Накануне встречи она имела возможность ознакомиться с поэзией, которая была представлена на первый  городской конкурс «Я люблю тебя, жизнь!», и, как она отметила, уровень профессионализма столь высок, что пришло время создавать свою писательскую организацию, активнее включаться в литературную жизнь Украины, публиковаться в коллективных сборниках, альманахах, журналах. Наша литературная студия «Звонница» после той встречи действительно шагнула за пределы родного города и во весь голос заявила о своём существовании, как это  уже сделали собратья по перу во многих периферийных городах Украины.

Как говорили древние греки: «поэту нет дела до правды», но мы ищем каждый свою художественную правду. Именно в ней заключена Великая Истина и смысл нашего труда. Очень важно понимать, что талант и мастерство всякому художнику нужнее, чем слава, а искусствишко может принадлежать только народишку.               
               


Рецензии
Задумался, Виталий - почему о поэзии именно
а не о художественной литературе, включая прозу и т.п.
В том числе потому, наверное, что современная поэзия в массовом сознании перестала существовать по сути. Если только она не в виде песен.
Будет ли возрождение? Будут ли слушать стадионы?
Ох, вряд ли... но, по видимому, важно, чтобы жила поэзия настоящая хотя бы для единичных ценителей.

Александр Скрыпник   25.11.2015 12:49     Заявить о нарушении
Ах, Александр, да тут можно говорить о всех видах и жанрах искусства, о современных проблемах! Я притронулся только к поэзии, но сказал не обо всём, что волнует. Если широко глянуть на искусствишко, то диссертация получится. Оно мне надо "делать нервы"?

Виталий Валсамаки   25.11.2015 22:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.