Трудармия Урала и ее бойцы

Решение о строительстве Челябинского металлургического комбината в 15 километрах севернее Челябинска около Першина было принято советским правительством 12 июня 1941 года. Эта стройка сразу стала одной из самых важных: стране нужен был металл.
Руководило строительством комбината управление особого строительства НКВД СССР.
Основным источником  рабочей силы трудармии  стала так называемая трудовая мобилизация немцев. Она началась летом 1941 года после Указа Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья".
Трудпоселенцам самим нужно было рыть землянки, немного попозже для стали строить дощатые бараки. Всех прибывших определяли в стройотряды и на лагерные участки.. Территорию лагеря обнесли колючей проволокой и охраняли. Трудмобилизованные оказались в неволе.
Вот о чем рассказал приказ, последовавший за проверкой состояния режима лагеря:
1.Бытовые условия заключенных неудовлетворительны:
  а) питание осуществляется побригадно, отсутствует индивидуальная раздача пищи;
  б) отсутствие в достаточном количестве уборных и помойных ям привело к загрязнению территории и ее полному антисанитарному состоянию.
2. Медицинское обслуживание заключенных находится на крайне низком уровне".
Суровые испытания выпали на долю этих людей. Неустроенный быт, плохое питание, огромная физическая нагрузка привели к эпидемиям малярии, дистрофии, болезни кожи. Люди страдали от отеков и авитаминоза, вызванных обилием соленой рыбы, которую давали вместо мяса, а жаркая погода усиливала и без того сильную жажду.
В лагере была высокая смертность: за 20 дней февраля 1942 года умерло 179 заключенных. Трупы не успевали вывозить. Например, 24 апреля в морге центральной больницы скопилось 37 трупов. На место умерших прибывали спецпереселенцы из Куйбышевской, Ульяновской, Актюбинской областей, Сызрани и Соликамска.
На 1 января 1942 года на строительстве металлургического комбината Челябинска работало 4237 заключенных, в феврале прибыли еще 11657 трудмобилизованных. В марте численность увеличилась 16846 человек. К концу войны эта цифра достигла 34 тысяч.. Но сторожевые вышки и охрана не могли удержать людей: побеги из лагеря стали обыденными.
Тогда стала применяться целая система уголовных наказаний. За самовольный уход с работы объявляли дезертирами. Только в 1942 году за дезертирство, саботаж и другие серьезные провинности 309 мобилизованных приговорены к расстрелу, 230 - к различным срокам тюремного заключения. (От себя добавлю, что муж моей матери, тогдашний "зеленый пацан", работавший на комбинате в Магнитке, бежал с производства на фронт. Его сняли с поезда и сразу - на два года в тюрьму. Его спасло, что он из вольнонаемного состава, не заключенных и трудармейцев: это бы увеличило срок заключения - автор).
Особенно ожесточился режим по отношению к немцам. Приказы о расстреле подписывал лично заместитель Наркомстроя СССР Комаровский. Делал это ежемесячно, иногда два-три раза в месяц. Чаще всего в приказах значились немецкие фамилии. Создавалось впечатление, что Комаровский выполнял какой-то кровавый план по уничтожению немцев-трудармейцев. (Может, я что-то не понимаю, но имя этого палача с генеральскими погонами носит одна из центральных улиц Челябинска - автор).
... Режущий и колющий инструмент приказали убрать с территории лагеря, также закрыть все мастерские, электростанции, лесопильные установки. Хранить инструмент в бараках запретили. поэтому нередко проводили обыски, нередко заканчивающиеся карцером провинившихся.
Скромное питание зависело от производительности труда. Трудармейцы, в основном, получали 550 граммов хлеба. Не выполняющим производственные задания норма хлеба снижалась на 100 грамм.
Чтобы повысить производительность труда, руководство стройки увеличило продолжительность рабочего дня. С 15 июня 1942 года рабочий день установили до 10 часов
Не легче было и положение вольнонаемного состава.
Из докладной записки помощника директора Кировского завода о результатах рейда по выявлению ночующих в цехах рабочих: "В целях изоляции из цехов дезертирующего и другого преступного элмента охраной завода в цехах задержано 324 человека. Большинство - молодежь мужского и женского пола в возрасте от 15 до 17 лет, 29 человек задержанных старше 1917 года рождения, в их числе узбеки. Все задержанные ночью в цехах остались по причинам: совершенно разутые 25 человек, с обувью непригодной для носки - 175 человек, не имеют верхней одежды - 100 человек. все задержанные имеют плохой внешний вид: грязные, оборванные, разутые. Некоторые из них в цехах живут по нескольку месяцев и столько же времени не ходили в баню. Никто из них не имеет сменного белья.
Задержанная А. Боношевская при опросе объяснила: "Привели нас в цех 36 человек, остальные двое - сбежали. Жила в школе. Переодевать мне было нечего, я завшивела. Меня выгнали из интерната, а начальник цеха не дал белья. Нормы не выполняю, потому что уже два месяца живу в цехе и не отдыхаю".
П. Кирьянов живет в цехе полтора месяца, нет обуви. Сейчас раздетый: фуражку украли в душевой, а пальто - в общежитии.
А. Кром работает в цехе учеником токаря. Отбывала наказание в ИТК. После тюрьмы ее поместили на уплотнение, но ничего не дали: ни кровати, ни матраса, ни одеяла, ни подушки. она заявляет, что  в тюрьме условия были лучше,ем здесь, на заводе.
Ежедневно (ночью) до 50 человек женщин спят в женской уборной, а мужчины - до 35 человек - ночуют в мужской уборной.
Ночью в цехах спят и в уборных, на лестницах, под печами, возле станков". (Мне старожилы рассказывали, что в доменных печах находили скелеты задохнувшихся от газа и заживо сгоревших людей - автор).
... Ныне в живых трудармейцев не осталось. Элементарные арифметические подсчеты показывают, что самым молодым сейчас уже за восемьдесят лет.
Тогда они были заняты на подсобных работах, такелажных, земляных, транспортных, закладывая фундаменты домен и каркасы заводских корпусов.
Они были первыми: им приходилось тяжелее всех.
Вряд ли откроют памятник или монумент со скромной вязью: "Трудармейцу - от благодарных потомков", незаметным и забытым труженикам Великой Отечественной войны...


Рецензии
Как я уже написала в рецензии на другую заметку - заинтересовавшись, я села за материал о Трудовой армии военного периода. И сразу наткнулась на фотографию удивительно ёмкого по смыслу (исхожу, Валера, из твоего материала) памятника трудармейцам в Челябинске (алтарь, колючая проволока, скульптура Иисуса Христа). На нем высечена надпись: "Я живу и вы будете жить". Как гласит подпись: "Автором проекта является известный скульптор и живописец из Австрии Винцент Шрайнер, который работал над композицией совместно с челябинским скульптором Александром Волковым".
Мне стало интересно - а есть ли ещё где-нибудь памятники трудармейцам? Представь - есть!
В частности, есть мемориал погибшим при строительстве Богословской ТЭЦ трудармейцам (город Краснотурьинск).
В 2012 году открыли мемориал в память трудовых армий в Воркуте.
Есть памятник немцам-трудармейцам в Нижнем Тагиле.
В 1993 году установлена гранитная стела с металлическим крестом (в граните выбита цитата из А.Ахматовой («Хотелось бы всех поименно назвать…»)) в Челябинске.
Есть памятные камни в г.Котласе (в основном в память трудармейцам, погибшим при строительстве Котласского моста)
Памятный крест установлен в г.Гремячинске в память погибшим в Пермском крае трудармейцев..
Ну, и так далее... Выпущены памятные книги, есть разделы в музеях...
Спасибо за информацию!
С теплом, Ольга

Ольга Анцупова   24.11.2016 08:49     Заявить о нарушении
Теперь я, Оля, развожу руками: живу рядом с областным центром, а то, что в Челябе два памятника трудармейцам и не слышал... Век учись..
С уважением

Валерий Ефимов   24.11.2016 14:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.