омар-афанди ас-сурги

Омар-Афанди Ас-Сурги

         Человек удивительной судьбы, человек-легенда. Родился в селении Бикаламахи Сургинского участка Акушинского района Республики Дагестан в конце 19 века. Обучался исламским наукам в Газикумухе, принадлежал к цепочке ученической преемственности Накшбандийского Тариката, идущей от  учителя Имама Шамиля, Джамалутдина Газикумухского, через Абдурахмана Сугури. Получив фундаментальное исламское образование и утвердившись в науке поминания Всевышнего, молодой алим начал распространять свет знания в родных горах. Был имамом мечетей в селениях Вачи, Кули, Цовкра, Кая, Цущар Кулинского района, преподавал арабский язык и религиозные науки. В него влюбилась лучшая ученица, Бахтун, дочь Ибрагима и Тамари из Цущара, ставшая впоследствии его женой. Тамари, грузинка по происхождению, наделила свою дочь необычной для здешних мест красотой, а Ибрагим наделил ее любовью к Исламу, ведь он был из рода газикумухских курайшитов, восходивших своей родословной к Пророку Мухяммаду(сас). Его отец, Шейх, совершил пешком паломничество к святыням Ислама, благодаря чему получил приставку Гаджи к своему имени. Так в их брачном союзе соединились кровное, через предков, родство Бахтун и духовное, благодаря его принадлежности к идущей от Мухяммада(сас) непрерывной цепи передачи знаний о науке поминания Бога, родство Омара с Пророком. Свадьбу играли и в Кулинском и в Акушинском районах, да так, что долго о ней вспоминали жители Центрального Дагестана. Дал им Всевышний троих детей – старший получил имя Гусейн, средняя - Айшат, младший – Омар.
         Много воды утекло с тех пор… Трудно отделить правду от вымысла. Расскажем то, что услышали от старших, многие из них уже отошли в мир иной. Говорят, Омар любил уединяться в пещере, подобно нашему Пророку, для искреннего поклонения. Он мечтал совершить паломничество к Дому Аллаха(свт) в Мекке. Много лет откладывал деньги, и однажды его мечта сбылась. Возвращаясь из хаджа домой, в Азербайджане, он остановился на берегу реки, чтобы совершить омовение для намаза. Так, в состоянии ритуальной чистоты, вознеся молитву Всевышнему, он отдал свою душу Тому, Кто является ее хозяином. Похоронили его там же, на берегу, ибо никто не знал, кто он и откуда родом. Рядом с его могилой со временем чудом выросло плодовое дерево, и люди поняли, что под ним похоронен авлия – приближенный к Богу. Однажды молодой местный юноша, снедаемый тяжелым недугом, попросил родственников отнести себя к его могиле, в надежде обратиться к Всевышнему рядом с чудесным образом выросшим деревом. И чудо свершилось - он выздоровел!
         Так место захоронения Омара-Афанди стало известным во всех окрестностях. Его дети, а потом и внуки, повзрослев, попытались найти его могилу, но те, кто знали о ее местонахождении, к тому времени уже унесли с собой в могилы это знание, и потомки шейха так и не смогли побывать на месте упокоения их славного предка. И остались памятью о нем только арабские книги, которые он передал своему младшему брату, Мустафе, уходя в Мекку.
         А что же с его духовным наследием? Как известно, Шайтан питает наибольшую ненависть к близким родственникам праведников, чтобы опорочить истинных последователей религии его неправедными потомками. Да и время оказалось нелегким для поклонения Богу – расцвет атеистической идеологии в коммунистическом государстве сделал свое дело – дети Омара и Бахтун не пошли по стопам своих богобоязненных родителей, хотя овдовевшая их мать была известна на весь Дагестан своими исламскими знаниями. К ней приезжали за советом молодые алимы, приходили для лечения аятами из Корана потерявшие надежду вылечиться методами современной медицины. Многие из тех, кто обращался к ней за исламскими знаниями, стали со временем известными религиозными деятелями, имамами мечетей. Скончалась и похоронена Бахтун в Буйнакске, где проживает до сих пор ее дочь, Айшат. Подобно тому, как род Пророка Мухяммада продолжился через его дочь Фатиму, духовное и религиозное наследие Омара и Бахтун нашли свое продолжение через их дочь.  Старший сын Айшат после многолетних поисков Истины обрел искомое в Исламе. Совершил путешествие за Знанием в Китай, как повелел Пророк, а на пути религиозных знаний прошел обучение на факультете теологии Института теологии и международных отношений имени Мухаммаддибира Ар-Рочи, получил степень бакалавра. Для дипломной работы выбрал самую сложную тему - «Мудрость Корана», и защитился, получив высокую оценку преподавателей и представителей Духовного управления мусульман Дагестана. Для развития темы, которую изучает больше двадцати лет, пишет диссертацию о единстве корней всех Священных Писаний человечества. В родном селении своего дедушки, Омара-Афанди, он  строит своими руками мечеть, которая уже функционирует, несмотря на отсутствие внутренней отделки и недостаток комфорта. Помимо религиозной деятельности  является членом Союза Журналистов России, переводит национальных поэтов на русский язык, проводит культурные мероприятия памяти своего дедушки, Омара-Афанди. Вот так внук последовал по стопам своего богобоязненного предка, не дав угаснуть зажженному им пламени любви к Аллаху. 


Рецензии