И. -В. Гёте Максимы и рефлексии выдержки

    Доподлинный посредник - искусство...

    Глубочайшее уважение, которое автор может оказать своим читателям, это - создавать не то, что от него ждут, а то, что он сам считает правильным и полезным на данной ступени своего и чужого развития.

    Так называемые поэты-самородки... - подлинные возродители, дающие толчок к новым достижениям.

    В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам.

    Древний мир мы охотно ставим выше себя, грядущий же - никогда. Только отец не завидует таланту сына.

    Искусство само по себе благородно. Поэтому художник не страшится низменного. Принимая его под свой покров, он его уже облагораживает. И мы видим величайших художников, смело прибегающих к этой прерогативе монарха.

    В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант. И росток этот оживает особенно часто, когда человека одарённого хотят ограничить, задобрить и заставить служить односторонним целям.

    Прекрасное - манифестация сокровенных законов природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми.

    Говорят: художник, изучай природу. Но не так-то просто из низменного извлечь благородное, из уродливого - прекрасное.

    Красота никогда не уяснит своей сути.

    У греков, поэзия и риторика которых были просты и позитивны, одобрение высказывается чаще, чем порицание; у латинян мы наблюдаем обратное: чем больше понижается поэзия и ораторское искусство, тем больше места отводится хуле, тем меньше - восхвалениям.

    Тому, кто хочет упрекать автора в темнотах, следует заглянуть в свой внутренний мир: достаточно ли там света. В сумерках даже очень чёткий почерк становится неразборчивым.

    Туманность известных максим относительна; не всё, что понятно говорящему, может быть разъяснено слушателю.

    Природу и идею нельзя разобщать без того, чтобы не разрушить искусства, равно как и жизни.

    Создания искусства разрушаются, как только исчезает чутьё к искусству.

    Каждый большой художник захватывает, заражает нас; всё, что в нас есть от тех чувств, которые в нём зазвучали, приходит в движение, а так как все мы имеем некоторое представление о великом и известную склонность к нему, то нам нетрудно вообразить, что тот же росток заложен и в нас самих.

    Великолепное церковное пение... "Гряди, дух зиждущий!" - подлинное воззвание к гению. Поэтому оно так мощно воздействует на людей, богатых духом и силами.

    Античные храмы концентрируют бога в человеке, соборы средневековья возносятся к богу всевышнему.

    ...Звуки отмирают, но гармония остаётся...


Рецензии