Библиотекари в моей жизни

Первым и важнейшим библиотекарем, задавшим направление моему чтению, была, конечно, моя мама.
Босоногой девчонкой бегавшая в провинциальную киргизскую школу (см. «Татьяна Васильевна. Судьба судьи.»  http://www.proza.ru/2011/10/19/1290 ), она всю жизнь тянулась к знаниям и толкала к ним сыновей.

Выучилась от сосланных соседей-немцев их языку и песням, впитывала книги и мудрость окружающих и в окопах войны, и на работе, и на светских приемах.
Приносила мне, шести-семи летнему, эмигрантские книги, с ятями и твердыми знаками, пока мы жили в Швейцарии. На титульных листах многих из этих книг были  примечательные надписи внизу: "Издательство С.- Петербургъ и Москва". Иногда короче: СПБ-М. И годы изданий, обрывавшиеся на цифрах 1917.

Фамилии издателей: Сытин, Суворин, Вольфъ вызывали у меня много вопросов, на которые у мамы не было ответов. И на всех детских утренниках мне приходилось декламировать другие произведения: «Стихи о советском паспорте» и «Евгений Онегин».

Мама собрала домашнюю библиотеку – в рамках бюджета, с учетом профессиональных интересов, но шире, по возможностям советских издательств. Так моими настольными книгами стали «Переписка Сталина с Рузвельтом и Черчиллем», речи Кони и Плевако, множество собраний сочинений.

Следующим "рулевым" в море книг, была Валентина Николаевна, библиотекарь прекрасной 82-й Ленинградской школы. Она мягко оберегала меня от военно-патриотической и детективной литературы, подсовывала классику всех времен.

Семья маминых друзей, аристократов-армян, жила в огромной квартире в шикарном доме на Каменноостровском проспекте. Библиотека располагалась в комнате площадью 45 квадратных метров, с потолками высотой более четырех метров. Зашедший как-то при мне сантехник воскликнул:
- О, тут у вас на мотоцикле можно кататься!

Вдоль книжных полок, которые занимали все четыре стены, нужно было ездить на высокой лестничке, снабжённой колёсиками. Мне было разрешено проводить в этой «сокровищнице» по два часа после школы каждую пятницу. Можно было читать и там, и брать на неделю несколько книг. Помогала их выбирать Майка Абгаровна, строгая и критичная к моим вкусам.

Наверное, логично, что в моём военном билете есть запись: «Библиотекарь-киномеханик». Эту должность я занимал чуть более трех месяцев из более трех лет службы. Прослушал курс лекций по этой специальности, составил список нужных книг для нашей, заново формируемой воинской части. Поездил по армейским коллекторам, скомплектовал библиотеку, «выбил» деньги у командира части и подписался на самые дефицитные журналы. Поскольку костяк части составляли ребята с высшим образованием, нам было что обсудить в малое свободное время.

Культуре работы с каталогами меня обучили квалифицированные библиотекари Ленинки. Они легко и любезно выделяли меня среди студентов и доцентов благодаря моей солдатской гимнастерке и необычным специфическим запросам (см. Советская система игры на ипподроме http://www.proza.ru/2015/11/09/1415).

С должности библиотекаря меня перевели обратно под землю (см. "Три подземных этажа" http://proza.ru/2014/06/24/1150 ), когда, во время инспекторской проверки, любопытный полковник открыл у меня в библиотеке шкаф с книгами, и на него выкатились яблоки, наворованные в окрестных садах.

Работа в 1968 году занесла меня в Рыбинск, Ярославской области. Пару вечеров я провёл в местной библиотеке, в чтении и в беседах с библиотекарем Натальей Соломоновной, тётей Василия Павловича Аксёнова. По её словам, Васенька жил у неё, пока его мать, Евгения Гинзбург, «набиралась в Колымских лагерях  впечатлений» для своей книги «Крутой маршрут».
Удивительно, как Аксёнов смог задолго предвидеть теперешнее превращение Крыма в «Остров Крым»? Правда и то, что все прогнозы-предчувствия сбываются не совсем так, как мечталось.

Мои собственные библиотеки наиболее интенсивно пополнялись во время зарубежных поездок: там купить русскоязычные книги было дороже, но проще. Шкаф для альбомов (Босх, Дали, Мане и Моне, Шилов, ещё десятки художников) зримо пополнился во время работы в издательстве "Искусство". Теперь эти книги и альбомы рассеяны по нескольким домам: моим, дочери, сына.
 
Мне давно перестала быть приятной бумажная основа текстов: надоело возить книги с места на место при многочисленных переездах.
В этой связи запомнилась эпопея: приятель разошелся с женой, и опасаясь за сохранность/дележку самого ценного - огромной библиотеки, попросил меня помочь перевезти книги на другую квартиру. Одна только БВЛ (200 томов) оборвала все руки. Сделали на двух машинах по три рейса через пол-Москвы.

Электронные копии дешевле, компактнее и удобнее в поиске. Особенно важно, что упрощают возможность пополнять чужие  библиотеки своими работами.

Осталось эти работы написать.


Рецензии
О,хорошо как!
И еще хорошо, что есть куда рассеивать свои сокровища, где будут их ценить...

Иван Зубарь   07.05.2016 13:53     Заявить о нарушении
Иван, благодарю!

Борис Васильев 2   08.05.2016 20:45   Заявить о нарушении