Недалёкое путешествие от Рима
Учёным удалось вычислить эпоху создания Нильской мозаики. Такое имя ей дали в 16 веке, когда совершенно случайно обнаружили запылённый шедевр в одном из подвалов старого епископского дворца в Пренесте (центральная Италия), построенного на месте древнего храма Фортуны поздне-республиканского периода (конец второго века до нашей эры). Мозаика устилала пол…
У него уже был опыт и знание, а главное – желание творить. Заказ был грандиозным и замысел тоже. Бессонные ночи, первые наброски, а затем цвета и оттенки, осколки света и теней. Как в них не ошибиться, угадать? Многое передумано. О прошлом, настоящем. И будущем? Нил перетекает из далёкого времени сюда, в золотой век Египта. И таким же нескончаемым потоком уйдёт в неизведанный путь. Мозаика впитает в себя всю его философию. Думалось и об этом.
Пересыпался песок времени, катили волны Нила, порой выходя из берегов. Исчезла уникальная мозаика как и память о ней. Прошли века, а с ними стихии, войны, пожары, великие переселения народов. И вот, время извлекло на свет не известное доселе творение для новой жизни. Случайно ли? Теперь нам разгадывать секреты былых веков. Создана ли Нильская (Пренестинская) мозаика здесь в Пренестине прибывшим издалёка мастером или вывезена из заморских краёв со всеми предосторожностями как одно из чудес света? Уже не узнать.
Она и сейчас завораживает с первого взгляда. Тысячи цветных смальтовых лоскутков, уложенных тесно друг к другу на значительной площади (585 см на 431 см), оживают динамичным сюжетом. Река Нил, покинув горы, мчится в долину, образуя широкую дельту. Нубийские пигмеи выхвачены в момент охоты (Верхний Египет). Сказочные животные (но мы-то знаем, что вовсе они не сказочные) представлены в большом разнообразии, некоторые с подписанными названиями на греческом языке. Вот оскалил зубы КРОКОДIЛОПАРДАЛIС, в нём что-то есть от динозавра. Ближе к дельте просматриваются сцены городской жизни (Нижний Египет). Нил выходит на средиземноморское побережье. В нижнем правом углу угадывается порт Александрии с большим строением, окружённым крепостной стеной, и фасадом на порт. Возможно это дворец Птолемеев.
Детали, тени, полутона изображения не поддаются описанию. Можно рассматривать часами и делать всё новые открытия. В верхнем правом квадрате (не каждый заметит, охваченный динамичным полотном) на краю скалы сидит маленькое существо, отдалённо напоминающее обезьянку. Но поза у неё не животного и задние лапы лапами нельзя назвать. Слишком стройные, без признаков шерсти и поджаты точь-в-точь как это делаем мы, сидя на пляже. Примечательна группа солдат с полководцем в нижнем правом квадрате. По мнению некоторых исследователей – это Александр Македонский со своими воинами во время похода в Египет. Другие утверждают, что одежда и оружие свидетельствует о принадлежности к римской империи. И тогда в полководце видят императора Адриана или Октавиана Августа. Французский философ и историк Jean Batiste Dubos считал, и многие разделяют его мнение, что мозаика – это географическая карта Египта, обогащённая виньетками для закрытия свободных пространств.
С момента второго рождения Нильской мозаике пришлось пройти непростой путь. В 17 веке, распилив её на квадраты и отделив от пола, вывезли в Рим. В скорости семья Барберини приобрела её в собственность вместе с епископским дворцом (1630 г.). В 1640 году после реставрации мозаику вернули на прежнее место. Сырость не лучшим образом сказывалась на состоянии шедевра. Решено было произвести разделение на 27 пластин с последующей транспортировкой в Рим для новой реставрации. В этот раз по возвращении мозаику установили на полу с наклоном в одном из залов дворца Барберини. При перевозках не удалось избежать потерь некоторых фрагментов. Вдобавок, один из них был подарен великому герцогу Тосканскому. В 1973 году один из фрагментов очутился на Флорентийском рынке и был продан. Настоящее местонахождение его в Берлине.
В 1943 году во избежание повреждения в результате военных действий мозаику переправили в Рим. После Второй мировой войны была произведена очередная реставрация на средства историческо-кинематографического общества Ponti-De Lorentis. Тогда же был снят документальный фильм «Nilo di Pietra» («Каменный Нил»).
С 1956 года мозаика окончательно была установлена в вертикальном положении в Национальном Археологическом музее Палестрины. Не забудьте заглянуть сюда, посещая Италию. Это недалёкое путешествие от Рима (40 км) увлечёт вас в такие дали, о которых не подозреваете.
Свидетельство о публикации №215110901330