Сон или не сон? 3. Глава 8 История Размика

/Воротанское ущелье — окрестности Татева, https://www.tatever.am/ru/

Глава 8. История Размика

Машины съехали с магистрали на проселочную дорогу. Поворот освещал одинокий фонарь. Когда мужчины подъехали к холму, в тёмном небе сверкали звезды. Возвышенность украшали яркие огни на проводах между столбами, освещающими тропы из белых плиток, ведущих к домикам, затерянным между деревьями.
Владелец пансионата открыл калитку, вошел и распахнул ворота.
— Въезжай, — указал Мовсесу, куда поставить машину.
— Мне нужно обойти территорию и переодеться. Вы подождите меня в том домике с разноцветными огнями у входа. Это место для развлечения гостей и общения друг с другом. Я подойду через пятнадцать минут, — Размик обратился к Атому и побежал к своему особняку.

— Он нам зубы заговаривает, — Атом буркнул Мовсесу, выбравшись из автомобиля, когда водитель припарковался на стоянке.
— Зря ты так, будь спокойнее. Нельзя с людьми говорить требовательно. Тебе он ничего не должен и Оник тоже. Если злишься на старика, не выливай яд на его ученика. Мне Размик нравится — открыт, дружелюбен, гостеприимен.
Мовсес посмотрел на небосвод.
— В горах воздух прозрачнее, небо черней и потому кажется, что звёзд больше и они светят ярче.

Деревянный домик для отдыха представлял собой один большой уютный зал. Стены украшали небольшие картины с местными пейзажами. Всюду стояли кресла или короткие диваны, перед ними — низкие столики. В одном углу располагался бар. Там дежурила сотрудница пансионата. Отдыхающий мог выпить чай, кофе, сок или тан, поесть ягод и печеное. Играла тихая музыка, несколько гостей сидели на мягкой мебели и беседовали.
— Здесь всё платное? – Атом уточнил у дежурной.
— Всё бесплатно для наших гостей – это угощение. В горах из-за свежего воздуха чувство голода возникает чаще, — улыбнулась девушка.
— Даже если возьмем много?
— Если вы голодны, принесу вам ужин, — так же дружелюбно пояснила дежурная.

К бару подошел Размик.
— Асмик, принеси нам ужин, кофе и десерт в пятый номер.
Мовсесу и Атому указал на дверь и пошел к выходу.

Хозяин пансионата направился к одному из домов, открыл дверь ключом, вставил ключ в замок с внутренней стороны.
— Номер ваш до утра, — Размик включил свет в холле.
Два мягких кресла, низкий столик и пуфик занимали небольшое пространство. На одной стене висела картина, на другой – цветной большой календарь с пейзажем.
— Здесь две комнаты: справа и слева. В холле можно отдохнуть и поужинать. Садитесь в кресла.
Гости молча сели. В дверь постучали. Размик открыл и впустил девушку со столиком на колесах.

Асмик ловко расставила на столике холла всё что принесла — отварное мясо, сыр, салат из овощей, зелень и лаваш, тарелки и столовые приборы, стаканы и графин с соком.
— Десерт принести сразу? – уточнила девушка.
— Я позвоню, — улыбнулся ей Размик.
Асмик выкатила из номера столик на колесах и закрыла за собой дверь.
Размик сел на пуфик и пожелал гостям приятного аппетита.
— Спиртное у вас не водится? – спросил Атом.
— Не приветствуется. Есть только вино, если хотите. Но, кажется, нам предстоит серьезный разговор.
— Да, пить алкоголь не стоит, — согласился Мовсес.

После ужина Размик позвонил Асмик.
Девушка вкатила столик на колесах — принесла десерт: кофе, ягоды, сок и печеное. Собрала лишнюю посуду и унесла на столике на колесах.
— Я слушаю ваши вопросы, — начал разговор Размик.
— Где и когда вы познакомились с Оником? – Мовсес задал первый вопрос.
— Мудрец знает меня со дня моего рождения.
— Откуда пришел старик? Этот вопрос самый главный! – воскликнул Атом.
— Из того города, развалины которого вы видели, — спокойно ответил Размик.
— Ты хочешь сказать, что из того же города? Ты нас разыгрываешь! – воскликнул Атом.
— Если вы верите, что старик пришел из прошлого, почему и я не могу быть оттуда?
— Но это невозможно!
— Вы готовы выслушать меня или будем спорить?
— Атом, успокойся, ты сам себе противоречишь, — вмешался Мовсес.
— Пусть скажет кто он на самом деле, — потребовал Атом. — У меня есть связи и я могу все выяснить.
Владелец пансионата рассмеялся.
— Сегодня не ваш день или наоборот ваш. Вы можете узнать любопытные вещи. Но, если вам не интересно, я уйду. Отдыхайте здесь до утра.
— Асмик, убери посуду, пожалуйста, — Размик сказал по телефону.

Девушка пришла, быстро все собрала и вышла из домика.
Хозяин пансионата шагнул вслед за ней.

— Размик, постойте, — к нему обратился Мовсес, — мне интересно, расскажите, пожалуйста. Атом нам мешать не будет.
— Ладно, — согласился Атом, подняв руки вверх. – Как вы перешли сюда?
— Пусть начнет сначала, Атом, не мешай, — взмолился Мовсес.
Размик сел на место и начал свой рассказ.
— С самого рождения я сильно отличался от ровесников — был крупнее и сильнее. Хотя все твердили, что ребенок мал, отец учил меня всему, что умел сам. Сначала научил плавать и ловить рыбу. Не важно, что у мальца плохо получалось, отец терпеливо объяснял тонкости рыбной ловли. Потом стал брать с собой в лес, знакомить с его обитателями. Чтобы несмышленыш не создавал ему проблем, на настоящую охоту не брал. Свободное время я проводил у Оника. Неусидчивый характер и любопытство тянули меня к мудрецу. Когда старец собирал травы, старался попадаться ему на глаза. Оник замечал меня и объяснял пользу и вред растений. На обратном пути я нес его мешок. Так стал его учеником. Когда отец решился взять меня на охоту, узнал больше о лесных жителях. Дольше бывая с ним, постепенно научился пользоваться его инструментами и делать украшения из серебра.
— Ты ювелир? – воскликнул Атом. — Ну ты заврался.
— Почему ты так говоришь, — Мовсесу стало неловко за друга.
Размик усмехнулся, достал из кармана чётки и покрутил ими в воздухе, играя золотыми шариками.
— Моя работа, я сделал их для мудреца Оника.
— Можно посмотреть? – Мовсес протянул руку.
— Нет! Мудрейший среди смертных оставил чётки мне на память.
Нить золотых бусинок перекочевала в карман Размика.
— Умея делать украшения, ты не стал бы жить в такой глуши! – не унимался Атом.
— Мне эта глушь нравится. Здесь чистый воздух, благодатная земля, вкуснейшая вода и все продукты, которые я ем, да и вы сейчас съели, выросли в этой глуши.
Размик умолк и повисла неловкая тишина.

— Всё, что мы ели, очень вкусное и ароматное, — подтвердил Мовсес. — Просто Атом считает, что ювелиром ты зарабатывал бы больше.
— Зачем мне больше? Мне достаточно того что имею. Продолжить или нет?
— Да, да, конечно, — кивнул Мовсес.

— Я отличался от всех высоким ростом, если хотите, утром покажу вам свои вещи, в которых перешел сюда. Сейчас не хочу тревожить Лусине, по моей просьбе она закрыла дверь и спит.
— Какого роста ты был? Почему стал меньше? Сказки какие-то, — пробормотал Атом.
— В ваш номер не вошел бы. Но лучше расскажу по порядку. Однажды на охоте я разорвал пополам льва. После этого меня боялись все хищники. Звери всё понимают, у них есть своё сарафанное радио. У меня, как теперь принято говорить, взыграли гормоны. Мне нужна была женщина. Но в тот момент девочек рождалось меньше, на всех мужчин их не хватало. Община решала чья очередь – кому отдать девочку. Все чаще женщина имела двоих мужчин.
— Матриархат, что ли? – не удержался Атом.
— Как бы да, но это совсем не то, что пишут в ваших учебниках. Все мужчины хотели женщину. Сначала девочка жила с одним, рожала для него двоих детей, потом, по решению общины, жила с другим, чтобы и ему родить мальчика. Затем женщина выбирала, с кем хочет жить. Моя мама родила восемь детей, половина от другого мужчины – не от моего отца. Теперь живет с моим отцом.
— Вот это нравы! – сердито воскликнул Атом.
— Хотел бы я посмотреть, чтобы ты говорил и делал, если бы тебе не досталась девочка. Так и жил бы, сам с собой решая свои проблемы. Ты понял о чем я говорю, — скептически заметил Размик. — Мне надоело ждать своей очереди – не меньше трех лет. Один горожанин подсказал, что жрец может привести девушку на ночь из другой эпохи. Я направился в наш храм. Там мне сердито отказали, заявив, что они против колдовства – других путей нет. Мужчина, подсказавший этот вариант, уточнил, что следует обратиться к главному жрецу храма в Караундже.
— Так легко переходить из эпохи в эпоху? – удивился Атом.
— Не легко. Все говорили, что опасно ходить к тому жрецу — он злой колдун, но я рискнул. Злыдень обрадовался мне и на следующий день бесплатно показал вашу современницу. Наступил день весеннего равноденствия. У него был прямоугольный кусок отполированного золота, в нем, как в зеркале, можно увидеть себя. Он помахал над зеркальной поверхностью чётками, бормоча что-то, и показалась Лусине. Я влюбился сразу — в серые глаза и заразительный смех. Колдун показывал других тоже, но я никого не желал, только ее. Жрец объяснил, что очень трудно и долго перенести девочку из другой эпохи – для этого понадобится много золота. Потребовал огромное ожерелье и велел сделать его за три месяца. Я нашел золотые самородки, выполнил требование и отнес ему. Это произошло летом, в полночь он привел Лусине и дал нам время лишь до рассвета. Обрадованный, схватив девушку, я понес ее в свою хижину. Он утверждал, что при свете дня она может погибнуть. Я верил и старался не опаздывать.
— Как колдун похищал Лусине? – в этот раз не удержался Мовсес.
— Не знаю. Думаю, кроме него никто этого делать не умел и не умеет. Сначала Лусине испугалась, потом влюбилась. Она сразу же забеременела. Жрец хотел, чтобы она родила и принесла с собой новорожденного. Я испугался, что колдун отберет малютку, но моя теща оказалась хитрее и подменила ребенка на мягкую игрушку.
— Колдун приводил Лусине каждую ночь?
— Нет, только раз в три месяца – в дни равноденствия и солнцестояния, каждый раз требуя больше золота. Ненасытный человек отбирал украшения, которые я дарил любимой, но один раз ей удалось спрятать мои подарки. Жрец разозлился, что Лусине не принесла сына и в моё отсутствие обыскал моё жилище, нашел ожерелье и забрал. Уже много месяцев я дружил со львом. Однажды помог львенку, вырастил его. Детёныш привязался ко мне и сторожил моё обиталище. Я добывал золотые самородки в подземной пещере. Колдун дождался меня, смеялся надо мной, отобрал самородки, исчез из хижины, как вошел, словно испарился, но снаружи его ждал лев, хищник схватил вора за горло. Злыдень не успел использовать свои чётки, тут же испустив дух. Чётки я повесил на колючку в хижине, мертвеца отнес в храм. Другие служители святилища не огорчились, а обрадовались его смерти – покойника все боялись. Никто из них не обещал приводить Лусине.
— Как же ты перебрался к нам, если колдун мертв?
— Я обратился к мудрецу и магу Онику. Мудрейший объяснил мне, что я могу перейти в будущее, но не сумею вернуться. Меня это устраивало. Ранним осенним утром я стоял перед домом и звал Лусине. Соседи выбежали на крики поглазеть на великана — голый по пояс, на бедрах полотно, на ногах гольфы и плетенные башмаки – так я выглядел в то время. Мой взгляд упирался в крышу дома. Шагнув в калитку, я потопал по каменным ступеням. Согнувшись пополам, впихнулся в просторную комнату, и сел на пол. Оник предупредил, что пройдет месяц и я стану меньше ростом из-за плохого воздуха. Так и случилось.
— Про такого великана все бы говорили, — скептически заметил Атом.
— Нас мало кто видел, мы скрылись здесь. В заброшенной деревне жили трое стариков.
Гости молча переваривали услышанное.

— Если вы не против, я посплю на креслах. Идите отдыхать, вы можете занять комнаты, — Размик встал с пуфика.
— Но это несправедливо, — возразил Мовсес.
— Мне через час нужно кормить живность — у меня козы, кролики, куры и сторожевые собаки. Потом пойду в свой дом и посплю.

Утреннее солнце показалось из-за зеленого холма и осветило холл домика. Атом и Мовсес, приняв душ, оделись и вышли из своих комнат.
— На природе хорошо спится, — заметил Мовсес. – Я понимаю почему Размик живёт здесь.
— На природе приятно отдыхать, но я горожанин, — возразил Атом.
Оба вышли из домика. По тропинке к ним направлялся владелец пансионата.
— Доброе утро. Нам сейчас принесут завтрак.

— Почему Оник не остался здесь хотя бы на день? – за завтраком Атом не удержался от вопроса.
— Никому не известно, как Оник перемещался сюда-туда. Скорее всего, его возможности более ограничены, чем у колдуна, которому в этом деле помогали чётки, сделанные из волшебных трав. Бусинки, нанизанные на колдовские растения, опасны и однажды могут навредить владельцу – что и случилось с главным жрецом. Маг объяснил мне, как с помощью чёток перейти сюда, и предупредил, чтобы я не брал бусы в руки. Однако, не исключено, что старейшина переживал за общину, спешил вернуться в свою эпоху, надеясь помочь людям до начала разрушения поселения. Кто знает, возможно, именно он помог согражданам покинуть город до страшного землетрясения. Археологи говорят, что не нашли следов жителей. Вероятно, все успели оставить дома до катастрофы.

Размик нашел в телефоне снимок Оника с Лусине.
— Хотите посмотреть фотографию старика?
На снимке пожилой мужчина в шляпе наклонил голову – шляпа скрыла глаза и нос, виднелись лишь лукавая улыбка и бородка.

Глава 9 —  http://www.proza.ru/2015/11/09/1731


Рецензии