Крым глазами художника

О Крыме за последний год было сказано и написано немало.  Финансовый кризис, патриотический настрой и элементарное любопытство все вместе сделали полуостров главной туристической Меккой страны. Многие из моих знакомых побывав на отдыхе, в теперь уже российском Крыму, делились исключительно восторженными впечатлениями. Мол, на кой ляд нам теперь берег турецкий, когда в родную гавань вернулось такое сокровище!

Для балаковского художника-портретиста Дмитрия Лукина, Крым ассоциируется скорее с его профессиональной деятельностью, чем с отдыхом. Дмитрий многократно бывал и работал в Крыму, когда тот еще входил в состав Украины, потому поговорить и сравнить было что.

- Дима, я знаю, что политикой ты не интересуешься категорически, от телевизора стараешься дистанцироваться, поэтому хотелось бы услышать твои неангажированные впечатления о Крыме. Что восхитило тебя в этом крымском сезоне, или напротив, огорчило?


-Вообще-то пребывание в Крыму для меня ограничилось Гурзуфом. Это небольшой поселок городского типа, в окрестностях  Ялты. Хотя население поселка не превышает 10 тысяч человек, тем не менее, Гурзуф является центром притяжения для художников, так же как Ялта для литераторов, или Коктебель для музыкантов. Оказавшись в Гурзуфе, невольно попадаешь в бурлящую и притягательную творческую атмосферу. Никогда бы не думал, что она так заразительна! Я приехал туда работать - писать портреты, однако вместе с другими живописцами активно ходил на пленэры, много общался, почерпнув для себя много нового. И, по секрету скажу, после Гурзуфа я будто заново родился, как художник...

Ты же знаешь, что по натуре я индивидуалист, и никогда не стремился к воссоединению с какими-то творческими группами и сообществами. Однако в Крыму не смог удержаться от этого искушения! (Смеется).

Дело было так. Московский живописец Вячеслав Короленков, собрал на мастер-классы большую группу художников с разных регионов страны. Представь такую ситуацию: куда бы ты не пошел, везде художники с этюдниками, рядом с ними кучки зрителей и ощущение такое, будто все обитатели поселка занимаются исключительно живописью.  И я невольно попал под влияние этой заразительной творческой атмосферы. Это очень интересно и познавательно, учитывая, что в одном месте собрались представители разных школ, жанров и направлений. Люди, в хорошем смысле, просто одержимые изобразительным искусством!

В разговорах очень часто звучало имя Бато Дугаржапова, который считается сейчас в России самым модным художником-импрессионистом. Все споры-разговоры о современной живописи с его имени начинались, им же и заканчивались. Из профессионального интереса я забил в поисковике его имя, и оказалось, что художник он невероятно плодовитый — написал неимоверное количество работ, кажется более двух тысяч. Будет время, посмотри в интернете его картины! Бато Дугаржапов удивительно владеет цветопередачей, настолько, что от некоторых картин очень трудно оторвать взгляд...


- Можешь вспомнить самые яркие впечатления из нынешней крымской командировки?
 

- Да там все яркое и впечатляющее! Честно говоря, я не заметил, чтобы статус «Крымнаш» каким-то образом повлиял на творчество и настроение приезжих живописцев. Когда Крым был в составе Украины, российские художники и тогда много там работали, ведь живописец стремится запечатлеть уникальность этого края, вне зависимости от того, какого цвета  «флаги на башнях». Хотя,  я искренне рад за крымчан, которые хотели жить в России, и теперь их мечта сбылась. И за россиян, конечно.

Мне бы хотелось жить и работать в Крыму, ибо там все вызывает восхищение: природа, уклад жизни, люди. Люди там очень доброжелательные и мягкие по складу характера. Это чувствуется даже в том, что обращаясь  по имени, там принято говорить: Димочка, Ванечка, Лёшечка... В России люди куда жестче и суровей, в каких-то моментах агрессивней.
Еще бросается в глаза, что уровень патриотизма у крымчан просто зашкаливает. Такого количества российских флагов, баннеров с государственной символикой и плакатов с портретами российских лидеров, я нигде не видел! И судя по настроениям, это не патриотический угар или следствие оголтелой пропаганды, а искренняя радость и гордость за долгожданное «возвращение домой».


- А что это за история приключилась с тобой на пароме? Я слышал, что поэт Олег Агарев даже написал по этому поводу стихотворение!
 
- Не секрет, что на паромной переправе очереди случаются просто огромные. В моем случае это вылилось в 12 часов — изнурительного ожидания. Однако Крым стоит того, чтобы смириться с потерей этого времени и неудобствами! 
И вот в момент погрузки на переправу раздается телефонный звонок от Олега Агарева. Я во всех красках рассказал ему о свежих впечатлениях от пребывания на этом «Ноеве Ковчеге». Прощаясь, в шутку попросил Олега написать  стихотворение про это... Каково было мое удивление, когда вскоре на электронную почту Олег прислал замечательное стихотворение. Не могу понять каким образом, но Олег Агарев в этих чудесных образах сумел удивительно передать мои Крымские впечатления! Достаточно прочесть его, и можно ничего дальше не рассказывать.

Возвращение из Тавриды. Уже не на вёсельных лодках –
На пароме идём, загрузив как законный трофей,
И своих, и захваченных женщин в юбчонках коротких,
И багаж, и авто, и своих, и приёмных детей.

Солнце крошится в рябь, рассыпаясь по множеству комнат,
Море мирно и вежливо, так приказал Посейдон,
Подновили борта, только чьи-то очки вам напомнят
Стёкла иллюминаторов (так по-морскому «окон»).

Это солнце и эти очки отражаются в море,
Человечки зелёные скачут в глазу и в мозгу,
Это море и горе, звезду в предрассветном уборе
Ты оставил на этом и примешь на том берегу.

Лето вышло удачным, за краски платили без сдачи,
Отложить удалось, чтоб безбедно потом зимовать.
Правда цены…хотя, говорят, раньше было богаче,
Да, наверное, брешут, ведь местные любят приврать.

Вот и берег вдали, но, конечно, тебя не встречают;
Очень жаль, было б здорово высмотреть чьё-то лицо,
Носовые платочки девчонок, похожих на чаек,
Не бомбил и таксистов, а нежных объятий кольцо

Оберегом. Паром, словно в титьку уткнувшийся в берег,
Попыхтел и затих, значит точно отбросил концы,
Словно съёмную челюсть он выставил сходни и двери
Он открыл, точно пасть, и выводят авто под уздцы.

А в обратный конец, пока солнце ещё не погасло,
Чтоб не гнать порожняк, загружают в стальное нутро
Лес и мрамор, и воду, и чёрное-чёрное масло,
Полуголых рабов, их железных коней и мирро.

Здесь отныне окажется всё, всё совсем по-другому.
Вкус победы во рту – это сушь, кислота и металл,
И под ложечкой тянет, и ты затоскуешь по дому,
Наконец осознав, как же ты в это лето устал.


Рецензии
Во-первых, бесконечно рада, что Крым вернулся в родную гавань! Во-вторых, благодарю тебя, Алексей, за свидание с Гурзуфом, в котором два раза бывала, хотя и в прошлом веке. Стихотворение Олега Агарёва тоже понравилось!
С уважением,

Галина Фан Бонн-Дригайло   06.08.2018 18:02     Заявить о нарушении
Привет, Гала! Спасибо за отклик! Агарев, действительно классный поэт, порой не верится, как в голове обычного ветврача слагаются потрясающие стихи. Очень люблю перечитывать книгу с его стихами. Димка тоже великолепный портретист. Про этих ребят всегда приятно писать.)))

Алексей Анатольевич Карпов   07.08.2018 11:13   Заявить о нарушении
Тебе везёт на хороших ребят! А потому, что сам хороший.

Галина Фан Бонн-Дригайло   07.08.2018 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.