Герой.. Образ Героя в нашем сердце..
Героизм-это всегда преодоление.Это всегда Подвиг,Подвижничество.Подвижничество внутреннего развития души,когда несовершенное становится совершенным,слабое сильным,трусливое храбрым.Это момент Становления характера.А Герой-это Образ в котором раскрывается такое преодоление.Героический поступок-это акт в котором запечатлен и сфокусирован момент такого преодоления.Когда человек может поступить как все и как всегда и выбрать путь простого течения по волне внешних обстоятельств,не сильно борясь с их дурной направленностью,поступает иначе,поднимаясь над этими обстоятельствами,дурную направленность движения сменяя на благостную.Когда трудность следования в этом направлении ,вдруг,становится не препятствием,но источником вдохновения для того,чтоб встать над собою прежним,над обстоятельствами и поступить лучше,иначе и выше себя,своей обыденной природы и выйти за рамки прежних поведенческих половинчатых установок,которыми мы следуем в движении души по этому миру.И вообще героизм-это всегда Вдруг.Это акт пробуждения и просыпания,акт перехода из одной реальности в другую.Перехода из старой реальности боязни трудностей и неготовности с ними сразиться,справиться в реальность,где ты говоришь и действуешь по новому"Да,я готов".Герои-это те кто,во-первых,совершают такой акт перехода,подвига,воздвижения себя над обстоятельствами,а во-вторых делают,оказываются способными делать такой акт,такие поступки не чем-то разовым,но всей потребностью своей жизни,когда жажда подвига становится практической философией существования.Но при этом сам человек продолжает существовать одновременно в двух реальностях себя.В одной он всё тот же прежний и он по прежнему следует в рамках обыденных,стандартных поведенческих установок существования,а в другой,он находит в себе силу,волю,храбрость подняться,пересилить себя самого и начать совершать поступки над рамками обыденного существования.
В этом смысле Христос не может быть Героем.Потому что Он изначально за рамками обыденной реальности.Его Личность изначально,всей Его внутренней силой Духа,направленностью Себя,существует вне этой зависимости потакания своим слабостям во многом и вызова им в определенных обстоятельствах.Внутри Себя Христос,не Вдруг Такой,,то есть сегодня слабый,а завтра сильный,а Он Всегда Такой.Поэтому Он за рамками этой внутренней борьбы в самом себе.Он не Преодолевающий и Преодолевший.Он Победивший,Он Неуступающий,Он Всегда Поступающий выше обыденности компромиссов с неправдой жизни,с потаканием страстям,слабостям,страхам.
Можно сказать Он тот,кем Герой хочет стать,когда совершит акт полного перерождения себя из слабого и сильного не всегда в Всегда Сильного Духом,когда завершит этот переход себя из старой реальности,где он был слабым и несовершенным в новую реальность,где Он Всегда Безупречен.
Будучи людьми мы всегда в процессе преодоления самих себя,мы всегда в раздвоенности существования на разрыв,на слабости и силу духа.И вот там,где мы находим в себе храбрость и волю переходить мыслью,словом,делом-Поступком из реальности торжества дурного,несовершенного в реальность восходящую к Безупречности существования,к Жизни всецелого проживания внутри себя своих идеалов и внешнего следования им,там мы и герои.Там проявляется в нас дух героического.
Причем не стоит это идеализировать,но уважать стоит всегда.
На самом деле Герой всегда сложнее.И подоплека героического всегда сложнее.Часто Героя стимулирует на Подвиг,не Храбрость,но Отчаяние.Но и в этом случае для меня герой остается Героем.Потому что,чтобы его не стимулировало,не мотивировало в его поведении,но важен сам Акт перехода из одной реальности в другую,из дурной в благонесущую и благорождающую.
Например,классический пример героя-это Александр Матросов.Канонически в основе его подвига лежит добровольное пожертвование себя ради спасения жизней многих товарищей по оружию,ради победы над врагом.Ведь добровольно расстаться с жизнью-это не шутка,даже ради товарищей,даже ради победы.Идея Героизма-это идея Благородства Поступка.Когда не лишь ради себя,не ради Славы о себе,но ради самого Торжества Правды,Добра,Идеи-ты идешь на жертвы,на подвиг.
Но я слышал и о другой мотивации и легенде.Что в детстве Саша Матросов прошел через унижение,побои,насилие,вплоть чуть-ли не до изнасилования, в детдоме по законам существования как на зонах малолетних преступников,где он был униженная сторона.И я с трудом себе представляю,что человек у которого родина раскулачила и уничтожила его семью,а"товарищи"годами унижали,издевались,насиловали его,мог совершить свой поступок из любви к родине и к товарищам,даже,если и армейские товарищи были иные и лучше в отношении к нему чем детдомовские.
Нет,если эта легенда,правдива хоть наполовину,то мотив героического я вижу другим.
Это Отчаяние Жить.Отчаяние Жить по законам борьбы за существование,отчаяние существовать в оковах дурной реальности и нося в себе боль такого прошлого с жизнью расстаться гораздо проще.Тебя вдохновляет не жажда подвига,но отчаяние жить в рамках дурной реальности.Когда ты всю жизнь терпишь и не накладываешь на себя руки,чтоб выйти из ее власти просто так,но ждешь того самого момента,где Акт ухода-это как крик о том,что"давайте быть иными!".Давайте не насиловать и унижать,но жертвовать и любить.Ведь он мог бы уйти из жизни иначе,не спасая ни чью жизнь,но он дождался того самого момента,чтоб последним броском грудью на амбразуру дота одновременно признаться в нелюбви к дурной реальности,которая породила в нем столько отчаяния жить,и в любви к людям,которым он оставил заветом своей смерти,своего самопожертвования ради них,поступок любви и прощения,где всё звучало прощальным"Да любите друг друга".Он ушел без ненависти к человечеству,обрекшему его на такую судьбу.То что он пожертвовал собою ради людей,а не пустил себе пулю в лоб,сидя в окопе,при той боли,что носил в сердце от людей-вот что для меня вызывает уважение в нем.Настоящий подвиг-это поступок любви к ближнему.
А насчет "кодекса чести героя"...У Пушкина есть классическое высказывание,что "гений и злодейство несовместимо".Думаю тоже самое можно и приложить к герою.Герой и злодейство несовместимы.Потому что основой идеи истинного героизма я вижу всегда идею благорождения,служения добру.Герой не может совершать свои поступки из жажды зла ближнему,из жажды прославиться злом.Герой-это тот кто прославляет себя Добром,стремлением к Добру утверждением Добра.Почему для нас образ рыцаря и Героя по своему синонимы?!Потому что и там и там главной идеей,мотивом поступков является утверждение добра.
В этом смысле ни Колумб,ни Васко Да Гама никогда не будут для меня героями,хотя своими плаваниями они расширили кругозор человеческой цивилизации.Потому что главными мотивами их поведения и способами утверждения своей славы не была жажда добра ближнему.Мало кто знает,что Васко Да Гама сжег в своем плавании корабль с людьми в трюме.Сжег людей заживо.Настоящий герой так никогда не поступит.Это против добра.Это зло.Даже тогда его поступок ужаснул современников,да так что ему отказали в должности и он надолго подвергся опале,если верны те сведения,что я вычитал в одной из книг.
А Колумб пообещав тем кто отправил его в плавание по возвращении много золота и не найдя его в достаточных количествах в тех землях,что открыл,в итоге стал первым идеологом превращения индейцев в рабов.Он составил целый проект того,как превратить все покоренные народы в рабов,которые бы служили "наихристьянишим королям" и тем самым компенсировать издержки плаваний в далекие земли и первый силой захватил индейцев и привез их рабами в Испанию,положив начало одному из самых темных и жестоких в истории процессов закабаления и уничтожения целых народов,культур,миллионов людей.А как сказал Авраам Линкольн:"Если рабство не зло,то я тогда и не знаю,что тогда вообще зло."
Нет,герой не имеет право на злые поступки в своих движениях к цели,не должен запятнать в движении к цели,какой бы благородной она не звучала,себя ничем таким сознательно злым и жестокосердным,чем бы он оправдывал свой путь к цели.Герой всегда и всюду на стороне добра.Даже в малом.Он четко осознает грань между добром и злом и никогда ее не переступает.Герой всегда защитник "сирых и убогих".Иначе он не герой.Хотя в истории его имя может и остаться символом чего-то героического,но перед судом Истины,Любви,Совести он не имеет право называться Героем.
по сути Герой это и есть"из грязи в князи"..И не по титулу,но по духу..Это когда ты всю жизнь живешь в неблагородстве своих поступков,помыслов,слов,даже возможно сознавая их всей своей совестью,но все равно уступая себя потаканию своих слабостей и вот в какой-то момент ты так устаешь от небезупречности себя,от трусости,от слабости,что говоришь себе:"ХВАТИТ!" и начинаешь жить иначе.Если ты сумеешь однажды сделать такой выбор,то с этого Однажды ты и Герой.Но при этом такой акт отрицания внутренней своей покорности злу,неблагородству помыслов и дел должен быть осознан,должен происходить как Катарсис,очищение через подвиг;искупление через раскаяние;преодоление,через восхождение.То есть в основе Героического должна быть не жажда славы,не потребность остаться в памяти потомков.Это героизм низшего рода.А высший же героизм добродетелен раскаянием за дурное прошлое,потребностью торжества красоты и блага в настоящем и будущем.Если же героическое совершается без раскаяния за дурное настоящее,то по настоящему это не героизм,а тщеславие и какой-то бунт с претензией на особенность и исключительность себя,выделение себя из общей массы раскольниковски-наполеоновских "вшей" в касту "право имеющих".
Трагичность нашей культуры,нашего сознания,нашего пространства исторической нравственности в которой мы существуем,в том что нам и Наполеон,и Герострат,и Рокфеллер Герои,раз они сумели выделить себя из общей человеческой массы тех чей след безвестно теряется в истории и остаться на устах потомков своими совсем не добросердечными помыслами и достижениями.
В этом смысле внутренний образ героя искажен,истерзан и напоминает философию одного человека,сказавшего,что-то вроде того,что в Америке каждый способен стать Героем на 15 минут.Но ведь герой-это не тот кто прославился любой ценой,кто просто стал известен и знаменит,потому что здесь и сейчас был востребован как символ чего-то и продолжает быть востребован как этот символ в течении поколений и веков,но это тот Кто Славен своей внутренней добродетелью,преодолением внешнего дурного и перерождением себя из того,кто просто плыл по течению,кто падал и не поднимался в того,кто однажды поднялся,чтоб устоять и не упасть.Герой-это Человек с большой буквы,несущий своим героизмом,своими героическими поступками свет и радость людям,помогающий людям поверить в лучшее в себе и мире,в торжество добра,любви,справедливости.Истинный Герой проявляет себя в Стремлении к Благу,прежде чем к славе.Поэтому много героев остались безвестными,не ища себе славы в умах современников и памяти потомков,но желая собою защитить и утвердить любовь и добро,даже если память об их поступке осталась бы для всех скрыта.
Свидетельство о публикации №215110901709