Литературный очерк Сага о Великанах

Детский утренник в зале городской школы искусств на улице М. Горького. Прекрасный спектакль-постановка с пришедшей на рождественское представление ребятней. Актеры на  веселый час,  проведшие в  компании затейников  под руководством профессионального лицедея  в роли  шведского персонажа  Карлсона. Увлекательные состязания, познавательные конкурсы, в которых каждый рад  попробовать свои силы,  развлечения  с непременным подарком-угощением напоследок. Нарядный зал вместил, как всегда, целую коллекцию костюмов  и масок легендарных героев. Вечерние рождественские посиделки с сотрудницами в ресторане «Ра» с его стильным убранством зала-долины загадочных пирамид, кулинарные изыски шеф-повара, долгожданный  звонок из северной столицы одноклассника, вызвавшегося встречать в Пулково, последние сборы:
- До встречи в Питере!
- Счастливого пути!
Приземление в зиму, после плюсовой краснодарской погоды, еще на трапе самолета погрузилась в дрему давних планов, давно вынашиваемых и вскоре сбывшихся. Впереди  каникулы в Скандинавии.
В зале прилета толпа встречающих:
-  Вот мы  снова увиделись!  Сколько лет, сколько зим?!
Общение по дороге, посадка в автобус на Хельсинки:
-  Семье - привет, приятных новогодних выходных!
Такая далекая и загадочная, разноликая и колоритная, современная и фольклорная страна архипелагов и островов теперь совсем рядом.
Негостеприимная хозяйка - пасмурная дождливая погода,  еще на границе не испортила впечатления нашего первого визита в соседнюю столицу. Утренний город просыпался. Сестра петербургской хельсинская Сенатская  площадь, сиреневые и голубые блики праздничной подсветки.  Оконные рамы, украшенные гирляндами зажженных огней, светильники-семисвечники на салфетках ручной работы, венки на многих фасадах городских улиц и узких проулков.  Ощущение родственности, похожести, почти одинаковости, но все же неповторимости. На городском катке провели два часа, не пожалев  потраченного времени. Впереди еще один  переезд, и мы на пути в Стокгольм. В город прибыли на рассвете. У городской ратуши сделали снимок еще одного просыпающегося города:
- Никому ничего не напоминает?
- Красивый вид!
- Не одной мне нравится! Но об этом потом.
Больше века назад выпускник Королевской академии  изящных искусств, будущий учредитель Национальной Ассоциации художников, Эжен Янсон, любовавшийся  красотой залива Риддар-фьорд, написал несколько полотен. Уже осматривая шедевры  Национального музея, заметили сходство знакомого пейзажа:
-  Да, ты права, не одна ты, запечатлела этот самый берег!
С  полотна, которое старше больше, чем на столетие моей фотографии,  на нас смотрел противоположный берег Стокгольма, в огнях, розовая полоска восхода отделяла горизонт от закрытого густыми облаками низкого неба. Огромных размеров морское чудовище, плавающее в прибрежных водах, и острые шпили готических соборов вдалеке, чудо-чудное, диво-дивное, сказка…
Знаменитый булгаковский роман, раскрывающий тайну многих исторических событий. Глобус,  что разглядывает Маргарита, ужас взрывов, «горячих точек».  Залы, залы, залы городской ратуши, эпохи, символика.  Вот и знаменитый, где ежегодно проводят банкет в честь получивших награду и мировое признание, тех, кому присудили премию знаменитого Альфреда Нобеля, изобретение которого, используют люди не только в мирных целях. Золотой зал – бальный, тот, что приглашенные  покидают  в час тридцать минут, на котором играют знаменитые музыканты. Спускаемся той самой многоступенчатой  лестницей. Впереди прогулка по улицам с домами, на чьих крышах  проводил свой досуг тот самый Карлсон в компании Малыша. Навестили Мальчика – с пальчик, которого уже до нас успели  осыпать  конфетти и сладостями. Рунические вывески, рождественское убранство магазинчиков и лавок, студий и ресторанов. Вечерняя служба в местном костеле: золотой свет зала, запах еловых веток, торжественный красный подсвечников, хрустальный блеск городских фужеров-фонарей, караван лебедей и уток на водной глади.  Наутро отправились в древнюю столицу Сигтуну. Вереницы одноэтажных улочек с их уютными  кафешками и ресторанчиками национальных кухонь.  Встретившийся по дороге черный лабрадор с соской в зубах вместо намордника. Неудачный прыжок местного рыжего разбойника-кота к птичьему гнезду, свитому на макушке высокого дерева, приземление  и знакомство с нашей  дружной компанией. Археологический   музей с его древними местными находками. Маленькая ратуша и величественные развалины старой крепости. Прогулка по берегу озера,  покрытого зеркальным щитом из   голубого льда.  Городской погост, украшенные еловыми ветками и фонариками могилы тех, кто отправился  туда, где живут  феи, имена улетевших  вместе с ласточками в дальние края. Ужин в здешней таверне с ее запеченным гусем, местными соленьями и консервацией, теплым глинтвейном, пряничным домиком и песочным печеньем. Посещение этого городка отдыха и туризма заставило ностальгировать о своем далеком  детстве, когда сидя на ступенях крыльца  дома  своих стариков, читала переводные песенки Юрия Вронского:
- Печь пирог я стану,
Окуну в сметану,
Масло и варенье, всем на удивленье!
И придет старичок
 С бородою длинной.
И проткнет мой пирог
Золотой лучиной.
На следующий день огромный паром доставил нас в страну троллей. Черно-белые и серые оттенки северного неба,  как краски знаменитых полотен Теодора Киттельсена. Мастера, что изобразил пещерных всемогущих существ, настолько   правдоподобно, как  и русский  писатель,  Михаил Булгаков, столь же  колоритно в своем знаменитом романе Великого Тролля-Воланда  «высокого роста, с  зеленым светящимся глазом», одаривающего и шалящего, помогающего и  карающего. Приобретение  книг об этих интересных существах на трех языках – русском, английском и французском с напутствием:
- Они  большие, страшные и беспощадные. Вам они очень понравятся!
Вот и  бокал ручной работы с металлической подставкой в подарок:
- Из такого может пить только настоящий викинг!
 Парк-Эдем открыл нам свои гостеприимные врата. Памятник человечеству с его привычками и страстями, потребностями и мечтами, современная скульптура высокой женщины и маленького мужчины – монумент-икона.  Нашли каждый свой  знак  зодиакального круга. Вообразили себя звездочетами.  Слепили снежных баб, оставив их для развлечения местной детворе, катающейся на санях неподалеку. Вот и морской берег. Закат, который хочется запечатлеть, солнечный диск, который  хочется взять в руки, напоминающий большой  шаманский  бубен.  В прибрежных волнах морская капуста, на листьях которой  прикрепились большие раковины темно-фиолетового  перламутра. Самовнушение, что это край Земли, потому что большая часть материка осталась за тобой. Край знаменитых мореплавателей и путешественников, первооткрывателей и исследователей. В местном музее приятное верчение огромного глобуса, на котором красная точка - это твоя Родина - Азов. Ейский уроженец, известный академик, участник морских и океанических походов великого норвежца - Тура Хейердала,  Генрих Анохин, известный соотечественник - Юрий Сенкевич, еще один ученый и краевед - ейчанин, знавший их обоих - Евгений Котенко, с которым знакома была лично. Люди-легенды, и ты, прикоснувшаяся к их величию. Удивление и восхищение музейного служащего:
-  Из Приазовья?! Надо же?! Фантастика! Нравится Вам у нас?!
Городская  ратуша. В огромном зале высокая рождественская ель с его шестиконечной звездой, венчающей ее вершину. Портреты королевских особ, рождественский подарок и наш визит с миром в эту удивительную страну. Впереди еще одно королевство -  ее Величество Дания!  Марш настоящих, тех самых, «оловянных» солдатиков, прошедших ровным и слаженным строем, в сопровождении военного оркестра, православные луковицы-шапки Императорского собора, датская  Русалочка, ожидающая на берегу,  и памятник Великому Андерсену, вдохновившему еще в детстве на столь далекое путешествие:
- Куда?!
- К себе!!!
В копенгагенском салоне-магазине Страны Волшебства  и Счастливого Детства подарки-покупки. Без приобретения длинноволосой Рапунцель жизнь дальше не мыслима:
- Ариадна, а как зовут русскую Рапунцель?!
- Варвара-краса, длинная коса!!!
Визит в загородную замковую резиденцию. Долгое гуляние среди причудливых садовых лабиринтов, кормление белок, лебедей и уток, хождение узкими коридорами-галереями. Огни вечернего Копенгагена, щедрый рождественский ужин в компании друзей-попутчиков.
Возвращение:
- Ну, как?! Довольны своим рождественским путешествием?
- Еще бы! А летом ты обещала смену в летнем лагере!
- Да, но это будет уже другая история!
Пересечение финской границы.  В чемодане -  теплые шерстяные норвежские  свитер и палантин,  бутылка можжевеловой водки, копченая форель, финская игрушка-лось и салями. Датская шерстяная шляпа со снежинкой, столько гармонирующая с моими русскими красными валенками, шведский  вишневый ликер, коробки шоколадного ассорти  на коньяке и виски. Новогодний Санкт-Петербург с  предстоящим русским  Рождеством, служба в Исаакиевском. Возвращение на юг, на котором в эту пору на оконном градуснике плюс десять и дожди. Рейс до Краснодара, три часа по Ростовскому шоссе, Ейск:
- Ну как, путешественники, не заблудились?!
- Сказка, мы из рождественской сказки! Получайте подарки!
Вечером посмотрели карту, висящую в детской на стене, обозначили булавками-флажками посетившие города - столицы. Заполнили  фотографиями  и монетами альбомы:
- Ну что, смотрим  «Кон - Тики» или «Джек  - повелитель великанов»?! Каникулы продолжаются…
Впереди множество неизвестного, оставшегося пока загадкой. Исследования, открытия, новые маршруты и знакомства. Спустя два года встреча с норвежскими и стокгольмскими коллегами на брюссельском мероприятии в юбилейную годовщину Великой победы, общение и обмен рабочими материалами, опытом, совместные экскурсии по столице Евросоюза.


Рецензии