Всем свой! - Кто на маленькую?

                ВСЕМ СВОЙ!               
Не тех героев мы порой вспоминаем. Одно время спорили: быть ли на верхней Волге музею Бабы Яги. Пусть не гневаются дамы: уместней был бы музей, да и памятник в честь старика. Он не умел летать – ему ближе другая стихия. И сам он ближе: к родной приволжской земле, к её природе, к реальности. И к насущным проблемам, что стали глобальными, ближе. В чём они, старик понял задолго до нас.
               

                РАБЫНЯ НЕ ИЗ-ЗА МОРЯ
Если уж вспоминать русскую старуху, то не будем слишком оригинальничать. Заглянем на наш нынешний запад: там она жила. Была тёщей, бабушкой. Зять был грамотный, да и сама, говорят иные… Боюсь – подскажу лишнего. В детстве была в рабстве у многодетной немки. Да что немка! Вот немкин муж… Опять боюсь подсказывать. Так скажу: знала наша старуха о жизни птиц в дальних странах. А вы знаете её (уж как знаете!)   
               

                ДАЛЁКАЯ СТРАНА               
И это из далёкого детства. Услышав о ней в первый раз, автор этих строк представил себе её жителей: нечто среднее между гитлеровским солдатом и сказочным Бармалеем. «Из-за них погибают наши птицы!» Но взрослые пояснили, и жители той страны сделались похожими на милых Мигунов и Жевунов. И бармалееподобный монстр сменил национальность. «Он обижает маленьких!» Это теперь понятно: немалая доля правды - во всех детских суждениях.
Что же за страна?               


                ВОТ ГАД!               
Примерно в эти же годы: хотели в войну поиграть, а тут – какие-то пьяницы… Вот и рассказываем страшилки:               
- Это знаете кто?.. Им операцию сделали, чтобы никто не узнал…  Они кого-то зарезали. Видали – у них в бутылке? Красное... Кровь! Это для солдат… Не для солдат, а для самого… Он никак не подохнет, гад! Потому что у нас воруют… У них мало. Надо как следует размочить…               
Страшилки – ложь, однако же: кто, что и для кого якобы воровал?               


                ГРЕКИ НИ ПРИ ЧЁМ
Многих удивляет: откуда такое название? Греки вроде ни при чём. Есть версия: увидели пришельцы длинноволосых мужиков и решили... Другие говорят, будто услышали похожее слово да исковеркали. У нас в Сибири такое тоже случалось. А то, о чём речь, вбирает в себя пространства величиной в пол-Сибири. А уж сколько страхов рассказывают!.. Вы поняли, о чём?


                БИОЛОГ               
«Они и у нас есть, - фантазировал дошкольник из среднерусской полосы. – Я видел».               
И тут же развил теорию. Если из воды на сушу, в подходящее место, в сырость, и до старости доживёт, то превратится… В общем – как даст больно! Сразу помрёшь.               
- А если в космос запустить? – пошутили взрослые.               
Что, в самом деле, будет? И даже есть – не одни лишь суеверы знают.
               

                ВОСПАРИЛ!               
Взрослый дяденька, профессор, тоже ума набрался. Стал поправлять Пушкина и преподобного Нестора: «Не было этого! Не могло быть! У нас они не такие». Он бы хоть с пасечниками побеседовал – для начала. У них тем более  «не такие»,  да и то…  И вообще –  смотрел бы дяденька под ноги, а не в следователя играл.
А что он взялся расследовать?
               

                НЕ СКИФЫ МЫ!
Ещё не так мудрят. Лев Успенский про таких пишет. Узнали, что на Смоленщине есть село: название – ой-ой-ой! И сразу версия: «Татар здесь не было. До них кто-то: тоже с той стороны… Не иначе – скифы. Вон какой был размах! Чуть ли не вся Россия  Из их языка и татары потом…».
А Лев Васильевич смеялся: какие там скифы, татары? Название селу дал барин – на смех или возомнил о себе: дескать, ханский потомок... А может, те мужики нарекли, что ему не потрафили: он им и выделил лес да болото. Так и пошло с тех пор. Как? 
               

                ЧЕМУ ДИВИТЬСЯ?
Могут ли дочери Юрия Гагарина управлять самолётом? Скорее всего, нет. Точно так же – и дочери Валерия Чкалова. Никакой в том сенсации. Почему же иных удивляет дочь Шекспира – того самого?
Чем удивляет?
               
                КЛЮКВА ДО НЕБЕС               
Какой-то писавший о России француз «открыл», что русские пьют чай в тени развесистой клюквы. Вот и родилось выражение. Мало у кого из писателей подобной «клюквы» нет. Даже у Пушкина: помните его самую большую «клюкву», буквально развесистую и несъедобную – аж страх берёт? Однако сильны чары поэзии.
               
               
                ЗА ЧТО?               
Можете представить Менделеева в костюме кавказского горца? Ньютона – в наряде африканских рабов? Нет? За что же мы позорим великого учёного, жившего намного раньше? Ещё и детей учим.
Поняли, про кого тут речь?
               
                КОШМАР!               
Сколько глупых анекдотов – о дружбе Пушкина с Лермонтовым! Они ни разу даже не встретились. А тут – и учатся они вместе, и стихи читают Екатерине Второй, не дожившей до их рождения. Автору не такое слышать довелось: ходят друзья то ли в американскую школу, то ли вообще… Не знаешь, что и думать о наших великих поэтах: в классе у них командует…
Что за кошмар такой?
               
                ОКЛЕВЕТАННЫЙ МОЛВОЙ               
Кошмар – и в творениях Пушкина. Этому его персонажу читатель приписывает бесчисленные убийства, поистине беспощадные и бессмысленные, на радость своему же врагу, хоть тот и родня. Прочтите Пушкина повнимательней – поймёте, что обвинение ложно: убийца кто-то другой.
               
   
                НИ С КЕМ НЕ СПУТАТЬ               
Австро-венгерский подданный тоже вправе обижаться. С кем путают? С жуликом без роду-племени, невесть что возомнившим. Этот тоже возомнил и плохо кончил: рука убийцы не дрогнула. Так хоть было за что! Недаром он тёзка знаменитого атамана: такой был размах! И фамилия говорящая. Хотя – кому как: на самом деле она музыкальная, не так давно гремел почти что однофамилец.
Ни с кем не путайте, если уж поминаете.
               
 
                КТО НА МАЛЕНЬКУЮ?
И эту страну, раздражавшую многих своим гостеприимством, у нас путают с другой – куда больше её и мрачнее. Нехорошо: между нами отродясь – никаких территориальных споров. Их человек посодействовал победе над той, другою страной. И в малой стране почитают кое-кого из русских. Наше присутствие оберегало не только от западной родни, но и от восточной: та вряд ли бы упустила момент, могла наложить лапу. Да поостереглась.

















                ОТВЕТЫ

                Всем свой!
Таков дед Мазай в стихах Некрасова: он «разболтался в сарае» об экологии.

                Рабыня не из-за моря
Это Арина Родионовна, няня Пушкина. (До замужества Яковлева, в замужестве Матвеева. Была крепостной у «арапа» Ганнибала, женатого на немецкой баронессе. Зять, Никита Козлов, был у будущего поэта «дядькой» (первым воспитателем). Няне посвящены строки: «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила».)

                Далёкая страна
Это Вьетнам времён американской интервенции (1961-73): гражданская война между «милыми» вьетнамцами началась чуть раньше и длилась ещё два года после ухода американцев.

                Вот гад!
Китайцы – наш женьшень для «великого кормчего» Мао Цзэдуна (1893-1976).

                Греки ни при чём
Об Амазонке.(Название, данное европейцами южноамериканской реке, объясняют по-разному.)

                «Биолог»
Получится созвездие Скорпиона: маленький «биолог» фантазировал о превращении речного рака в это паукообразное.
 
                Воспарил!
Смерть Вещего Олега: по мнению некоторых «историков», князь не мог умереть от укуса нашей змеи (а между тем умирают даже от укусов пчёл).

                Не скифы мы!
Сибирь (по аналогии с величайшим нашим регионом, местом каторги и ссылки).

                Чему дивиться?               
Дочь великого писателя была неграмотна. (Не сенсация для той эпохи, но для иных – лишнее подтверждение версии, что под именем Шекспира писал кто-то другой).
 
                Клюква до небес
Это анчар в одноимённом стихотворении: он растёт не в «пустыне чахлой и скупой», а в джунглях, да и его ядовитость преувеличена.
 
                За что?
Про Пифагора: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». А между тем древний грек Пифагор никогда не носил штанов – одежды восточных и северных варваров.

                Кошмар!
Обыкновенная  учительница: её не могло быть ни в одном учебном заведении, где учились мальчики или юноши (дворяне, во всяком случае).
 
                Оклеветанный молвой
Оклеветана живая голова, принадлежавшая старшему брату карлы Черномора. Приходится слышать и читать о встрече с нею Руслана на поле боя, так что все погибшие там – жертвы злосчастной головы. Между тем Руслан подъехал к полю «при свете утренних небес», после чего «обходит поле он вокруг», а затем отъезжает. «Уж побледнел закат румяный», когда он подъехал к голове. Вывод: в смерти павших на поле боя она невиновна.

                Ни с кем не спутать
Степан Андреевич Бандера (1909-59) – не ровня ни Антонио Бандерасу, ни пресловутому Остапу Бендеру Ильфа и Петрова, однако его сторонников порой величают бендеровцами (вместо бандеровцев).
 
                Кто на маленькую?
Речь о Швейцарии: её путают со Швецией, она служила убежищем для политэмигрантов, для одних её жителей родной язык французский, а для других – немецкий (как в Австрии, лежащей к востоку). Суворов в союзе с коварными австрийцами изгонял отсюда войска республиканской Франции, а швейцарец Лефорт столетием ранее подал Петру Первому идею построить флот.http://www.proza.ru/2015/11/10/419


Рецензии
Когда прочитала про клюкву до небес, была полностью уверена, что речь идет о Сальери. Благодаря гению Пушкина мы никогда не сомневались в историческом факте: он отравил Моцарта. Из зависти. Помню свой столбняк когда я узнала, что это (как бы помягче сказать) - неправда. Но как же велика сила поэзии. Ай да Пушкин, ай да сукин сын.
Спасибо Михаил! Очень интересно!

Камышовка   08.04.2024 22:56     Заявить о нарушении
Если бы не Пушкин, мы бы вообще не знали, кто такой Сальери. А то, что он убийца, не Пушкиным придумано: это из Австрии по свету разлетелось вскоре после смерти почти уже забытого итальянца. Он успел напомнить о себе, буквально освистав оперу Моцарта. Тут оно и пошло. Уже забылось, что когда-то Сальери гремел: Моцарт ему должен был завидовать, а не наоборот. Если сами австрийцы в массе своей это забыли, что требовать от других? У нас, насколько знаю, отношение к этому было как к легенде, а не факту. Другое дело, что Сальери стал нарицательным. Относительно анчара тоже многое преувеличено по следам газетных сенсаций. Но вышло неплохо. А ныне многие преувеличивают или преуменьшают относительно пушкинских героев, да и его самого. Стараюсь этим не грешить.
Спасибо, Елена Викторовна!

Михаил Струнников   09.04.2024 07:16   Заявить о нарушении
А я грешу, ойй, ещё как. Люблю Пушкина. А про Сальери, вы полностью правы. Ну кто бы его сейчас помнил?
Уж сколько их, упало в эту бездну, развёрстую в дали...
Доброго вам дня!

Камышовка   09.04.2024 08:46   Заявить о нарушении
Спасибо! И Вам всего доброго!

Михаил Струнников   09.04.2024 08:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.