Письма из будущего или Диалог с другом Письмо 7

    Письмо седьмое

    Привет, друг! Продолжим начатую работу. Без ответа остались те, кто ориентируется и ориентирует на европейские ценности.
    Для начала придётся напомнить концепцию психологического развития, предложенную Эрихом Фроммом, немецким психоаналитиком: "иметь" - "быть"; продолжим от себя - "творить". Согласно этой концепции Европа в своём развитии сместилась от "иметь" к "быть", Россия же скатилась от "творить" к "иметь". Отсюда совершенно очевидно, что одними европейскими ценностями не вернуть истинное лицо России, которая (и в силу своего географического положения!) ассимилирует, совмещает, синтезирует в себе и разум Запада и дух Востока. Дух Востока - та ценность, которая выдвигает Россию на особое положение: открыв новый путь развития для себя, она откроет его для всего человечества... Вот почему на Россию взирают с надеждой и не прощают обмана...

    Нельзя не восхищаться личностью Петра I Великого, который поднял отсталую Россию и "вдвинул" её в европейскую семью держав и народов. В то же время своей реформой он сделал вызов гению России, и она ответила ему в лице М.В. Ломоносова, который внёс первое и очень крупное имя в историю европейской науки.
    Руководствуясь целостным мировоззрением, которое сформировал в себе, - а только с ним стали возможными великие открытия, открытия во всех областях знания того времени, - Михаил Васильевич Ломоносов понимал всё нравственное и эстетическое значение русского языка, способствовал его развитию, заложил основы русской литературы. Но главное - он стремился к точности в определении вещей и явлений (что сегодня совершенно отсутствует). И всё это для пробуждения народного самосознания!

    Сегодня перед нами стоит задача - восстановить разрушенное десятилетием застоя (80-е гг.), реформами 90-х гг. XX в. истинное народное самосознание, что станет возможным только с восстановлением целостного мышления, которым формируется целостное мировоззрение. Стремясь к точности в определении вещей и явлений, нам придётся навсегда отказаться от подмены понятий (ею разрушен СССР!) и расстаться с порочной практикой выдавать желаемое за действительное.
 
    Да, "соборы средневековья возносятся к богу всевышнему", "античные храмы концентрируют бога в человеке"... Выстроив храмы, церкви, мы разрушили храм в душе, основание которого есть совесть. Мы страшимся опуститься на "ту глубину человеческой природы, на которой она соприкасается с богом и где получает весть от бога и слышит голос божий" (Н. Бердяев). Но что остановит страх? - Конечно же, честность как потребность самоуважения...
    И нам следует поторопиться - Китай со своим конфуцианством наступает нам на пятки.
    Пока же Россия всё ждёт вливаний в себя - инвестиций от зарубежных компаний, вместо того чтобы обратить, наконец, внимание на внутренние ресурсы - собственный народ, предоставить ему возможность работать в полную силу: творческий труд на высшей нравственной основе - это самый высокопроизводительный, самый гуманный труд! (вместо увеличения пенсионного возраста, продолжая ссылаться на "зарубежный опыт"...)
    При отстаивании т.н. демократических свобод я ни от кого не слышала о необходимости внутренней свободы для человека (т.е. возможности жить в согласии с совестью и не поступаться ею ни при каких обстоятельствах...). Только без этой свободы нет истинного творчества - творчества как высшего развития!
    Народ талантлив, гениален, но таланту и гению не проявить себя в полной мере при отсутствии внутренней свободы в обществе. Кто её будет отстаивать, если отсутствует само представление о ней? Только психическое благополучие зависит именно от внутренней свободы. Этот вопрос поднимался  русской классикой (Борис Пильняк, в частности, исследуя проблему психического здоровья, связывал её именно с внутренней свободой). 
    Не следует рассчитывать на инвестиции из-за рубежа, т.к. в конечном итоге придётся расплачиваться собственным телом - своей территорией. Не хотите Сибирь навсегда оставить Китаю - услышите меня...
    О том, что стало с русским характером, побеседуем в другой раз.
    А пока на идеальное государство Платона, в котором цари философствуют, а философы царствуют, хочу ответить моим пониманием идеального устройства государства, а именно: когда в нём врачи философствуют, а философы - врачуют. Вот тогда мы сохраним мир, сохраним планету...
                До встречи, мой друг!

   9 ноября 2015 г.   


Рецензии