Рецензия на сериал Раскол Николая Досталя

            Рецензия на сериал «Раскол» Николая Досталя.
    - Ты за что людей бьешь?
    - Не за что, а впрок!
            -//-
    Вот ведь незадача! Опять коротко не получится! Даже и пытаться не буду!
    И складно тоже, видимо, не получится. Потому что чувства переполняют, а эмоции прямо таки зашкаливают. И это не смотря на то, что сам я убежденный протестант, а речь пойдет о православном Московском Царстве. Все равно, все мы, и протестанты, и православные - все мы Христиане и сейчас я пишу о людях, родных мне не только по крови, но и по духу. Именно благодаря таким сериалам даже самый убежденный Русский протестант обязательно вспомнит о том, что он еще и Русский человек, не смотря на все свое сектантское вольнодумство.
    Да, с одной стороны, о хорошем сериале, как и о любом другом хорошем деле рук человеческих, всегда можно высказаться коротко и емко.
    Это относится и к сериалу «Раскол». Впечатление о сериале можно выразить одной короткой, емкой фразой: вот это были люди!
    Но! Но при всем при этом так много хочется сказать еще! И все, все, что хочется сказать, кажется очень, очень важным!
    Я пересматривал этот сериал несколько раз. И продолжаю его пересматривать. При первом просмотре  данного сериала мне на ум постоянно приходили строки Михаила Юрьевича Лермонтова:
        Да, были люди в наше время,
        Не то, что нынешнее племя:
        Богатыри — не вы!
    Разумеется, я знаю, что Лермонтов писал о других богатырях. Тем не менее, вне всякого сомнения, так можно сказать и о персонажах этого сериала:
    Третья четверть семнадцатого века… Ссыльный батюшка Аввакум со всей своей семьей, с женой и малыми детками, которые, как говориться,  мал мала меньше, и с сопровождающими его служивыми казаками плывет по широченной, бушующей неистово, сибирской реке в утлом, нескладном дощанике. «Взгляд» камеры кинооператора поднимается все выше и выше над рекою, вплоть до высоты птичьего полета, открывая взору все больше и больше волн, бушующих вокруг дощаника. Сам дощаник с несчастными ссыльными становится все меньше, меньше, меньше…. А берегов реки ... все равно не видать! Что же это за река такая, без берегов?!
    Вдруг (та-та-та-там!!!) … по обе стороны реки появляются ее крутые берега, заросшие дремучей, непролазной тайгой, на фоне которой люди в дощанике – чисто муравьи. А в тайге той – зверь лютый, дикий, да язычник-тунгус дюже немирный, злой, которому Христианина прирезать – честь и подвиг и великая радость! И тут только начинаешь понимать… величие Русского Человека, величие Русского Мужика-Богоносца!
    Нет, я не спорю, католики-испанцы да португальцы веком ранее сотворили не меньшее…. Хотя…. Вы знаете - как сказать! В конце концов, одно дело путешествовать большей частью на кораблях. Совсем другое дело - большую часть пути протопать на своих двоих и лишь иногда двигаться вперед на дощаниках!
    Одно дело - теплые, райские леса Амазонки да Юкатана. Совсем другое дело - ледяной ад Сибири. Ледяной ад в зиму и не менее страшный, изнуряющий ад летом: мошка да комары сибирские наверняка не добрее амазонских будут, однако. Эпизод с казаком, в наказание привязанным к дереву и заеденным до смерти насекомыми, недвусмысленно дает это понять.
    В одной из зал железнодорожного вокзала города Воронежа несколько лет подряд на стене висела огромная карта России. От Воронежа до Москвы – почти шестьсот километров. А по карте той – аккурат моя ладонь. А вот от Москвы до Даурии по карте той мне несколько раз шагнуть надобно.
    Так вот, как человек опытный, как человек, уже седьмой год промышляющий заработками  в Москве и раз, а иногда и два раза в месяц посещающий Воронеж, заявляю всем официально: из Воронежа в Москву пешком в январе, в одиночку, без посторонней помощи  я, здоровый мужик под два метра ростом, не дойду.  Замерзну или иным способом околею по дороге. А они, наши Великие Предки, до Даурии доходили! Из Москвы - в Тобольск. Из Тобольска - в Енисейск. Из Енисейска - далее… Вплоть до самого Китая! Вплоть до самого Тихого Океана! Немыслимо! Непостижимо!
    Утлые дощаники, тощие лошаденки, партии сначала по пятьсот, а к концу очередной экспедиции и по триста, и по двести казаков. Скажете, у них было техническое превосходство над народами Сибири? Вы эти неповоротливые, тяжеленные  ружья, что были на вооружении у Русских стрельцов времен Алексея Михайловича и покорения Сибири, вы эти ружья вообще видели? Знаете ли вы как долго нужно перезаряжать такие ружья-оглобли? Вы серьезно думаете, что эти ружья можно считать тем самым «техническим превосходством», способным разогнать многотысячные орды хорошо вооруженных язычников-лучников? Вы серьезно думаете, что причина превосходства Русских – в порохе и в этих самых ружьях?!
    Но вернемся к батюшке Аввакуму. Батюшка Аввакум, он все стерпел. И дошел аж до Енисейска! И хоть за одиннадцать лет ссылки и лишился он двоих своих деток, умерших в Сибири от голода да холода, и хоть сожгли его все равно, в конце концов, как еретика и отступника, он, именно он, батюшка Аввакум - главный Герой этого сериала. Герой-Победитель!
    Почему главный герой сериала, почему Герой-Победитель - именно батюшка Аввакум? Потому что он умел простить мучителей своих именно так, как учит нас всех Христос: сцена, в которой батюшка Аввакум на фоне угомонившейся (видимо – неспроста!) реки прощает одного из своих мучителей и спасает его от неминуемой гибели – эта сцена посильнее иных шекспировских будет, однако!
            -//-
    Еще одна ну просто кричащая сцена из сериала:
    Батюшка Аввакум, уже после одиннадцатилетней ссылки, предстоит на суде пред царем, Алексей Михайловичем, который пытается с ним помириться:
    - Я не Диоклетиан, чтоб тебя на костре жечь!
    - Да и я, царь-батюшка, не Юлиан Отступник!
    Царю дерзит! Можно даже сказать – хамит, не боясь нового наказания, не боясь … ничего на свете!
    В чем же причина и суда, и прочих бед, свалившихся на голову батюшки Аввакума? Современному беспринципному российскому обывателю никогда этого не понять: батюшка Аввакум так страдал из-за богословских разногласий с тогдашним патриархом Никоном и тогдашним царем, Алексеем Михайловичем. Из-за разногласий, которые современный беспринципный российский обыватель сочтет мелкими и незначительными. А вот для батюшки Аввакума эти разногласия были важнее всего на свете, важнее самой жизни! Почему?! Вот в чем вопрос!
    Найдите мне сегодня человека, который сможет сказать в лицо даже не царю, даже не президенту, даже не министру, а просто большому полицейскому начальнику такие слова:
    - Я отсюда без вынесения мне смертного приговора не уйду!
    Что ж за люди это были?
    Так и хочется прокричать: поглядите шире! Кто-то описывает историю России в виде красочного, «добренького» «лубка». Но на самом деле никакого «лубка» в Русской истории не было. Не было никогда!
    А что же было? А было совсем другое:
    Нужда, скручивающая живот голодом, власть царя, помещика и попа, думающая о мужике в самую последнюю очередь. Семь месяцев в году ломающие кости морозы. Враждебные человеку болота и леса, с диким зверем и топями. Чем севернее – тем более суровая природа. Можно, конечно, и южнее поселиться. Но там орды враждебных, диких варваров-мусульман. Которые могут прийти и ради шутки сжечь все: пашню, надворные постройки со скотом, саму избу. Могут изнасиловать и увести в плен не только мать, жену, дочку, внучку, но и самого черносошного крестьянина-землепашца, у которого нет вообще радости в этой жизни … окромя … окромя Евангелия, хотя бы в виде почерневшей и закоптившейся иконки в красном углу избы.
    Так кем же был этот рядовой строитель Московского Царства, а затем и Российской Империи, если смотреть на него с позиции нашего развращенного времени? Кем был рядовой человек государства, соединившего огромные территории от Германии до Калифорнии? Кем был батюшка Аввакум и его упрямые современники? Забитым, грязным, глупым, пьяным, нечёсаным, невежественным мужиком?! Вряд ли у такого существа получится хоть что-то построить!
    Но ведь и рафинированным интеллигентом-интеллектуалом он тоже не был, строитель этот, согласитесь?
    Так кем же он был? Если смотреть с позиций современного либерального общества он был примитивным, может быть даже нечесаным, может быть даже узколобым, может быть даже недалеким, ограниченным в чем-то Христианским фанатиком-мракобесом с четкой иерархией нравственных ценностей, с нравственным стержнем, взращенным Словом Божиим – Святым Евангелием, с несокрушимой верой в святую Троицу и Господа нашего Иисуса Христа! Вот кем он был!
    Почему я уверен в последнем? Почему я уверен в том, что Христианская Вера нашего предка, строителя Русского Мира, не что-то поверхностное и искусственно навязанное попами? Потому что бежавший от помещичьей тирании хлебопашец, становясь вольным казаком, отрекался от всех своих обязательств и перед светской, и перед религиозной властью, но при этом от Христа он не отрекался! Но при этом он оставался… Христианином!
    Не надо забывать и о том, что в большинстве случаев царские войска и царская администрация шли не впереди, а вслед за этим самым переселенцем-строителем Русского Мира, едва за ним поспевая. Между прочим!
    В этом, возможно несимпатичном вам сегодня, Христианском фанатике-мракобесе, можно разглядеть все достижения Русского Мира. Здесь в зародыше и иконы Рублева, и срубы северных соборов без единого гвоздя, и полотна Репина, Крамского, Поленова, Верещагина, и порты Дальнего Востока, Крыма, Прибалтики, и вся великая Русская Литература…. Все здесь, в этих озорных глазах, фанатично верящих в… Святое Евангелие! И готовых за святое Евангелие… идти даже на костер, идти даже на смерть мученическую!
    Не смотря на всю свою примитивность и ограниченность этот нечёсаный мужик, примитивный узколобый Христианский фанатик-мракобес, из-за мелких богословских разногласий готовый идти на костер, умудрился построить огромную страну, омываемую тремя океанами! Самую большую страну в мире! Этот нечёсаный Христианский фанатик-мракобес извлек из своей груди прекрасные былины и песни, а позже бессмертные стихи, музыку, живописные полотна, величественные дворцы и храмы. Именно за это его и можно, и должно и любить, и уважать!
    Этот Русский нечёсаный мужик был силен именно радикальностью, «черно-белостью» своих взглядов и принципов. В примитивизме нашего предка, в его узколобости и Христианском, религиозном фанатизме, одновременно был заложен и его иммунитет. Заложена и его способность не потерять себя, не раствориться среди окружающих орд язычников-варваров. Именно безапелляционная вера в Святую Троицу была его иммунитетом! А как только он потерял эту веру во время большевистской, антихристианской революции он начал гнить и разлагаться изнутри!
    Яблоня интересует нас своими яблоками. Но сила яблони не в спелых сочных яблоках! Ее сила в стволе, корнях и ветвях, грубых и для пищи непригодных. Наши великие Русские мыслители, поэты, прозаики, живописцы и архитекторы, наши ученые - это созревшие плоды. Сила Русского мира не в них, а в простом Русском мужике, который, когда Россия росла, был, повторяю, узколобым Христианским фанатиком-мракобесом. Для него был неведом плюрализм мнений в спорах, как с окружающими его язычниками, так и собственной властью. И именно ему мы обязаны… всем!
    Сегодня такой религиозный мужик, Христианский фанатик-мракобес,  сохранился только в баптистских и пятидесятнических общинах, да еще иногда встречается среди воцеквленных православных. Ну и, конечно же, еще один яркий пример такого мужика - это Русский старообрядец из Латинской Америки. И все!
    Потому так и живем! Потому и потеряла Россия-Матушка лучшие свои земли в виде отколовшихся республик. Вот и весь сказ! Впрочем, нет. Вру. Еще не весь…
            -//-
    Это редкий дар режиссера. Не у всех это получается. Но у Николая Досталя это получилось. В его сериале лично мне симпатичны все противоборствующие стороны - и царь, и патриарх Никон, и батюшка Аввакум.
    И в царском семействе, и в покоях патриарха Никона, и в избе гонимого батюшки Аввакума все время читают Евангелие. Одной из наиболее значимых сторон жизни России того времени является ее религиозная жизнь. Россия того времени мнит себя новым, истинным народом Божиим, мнит себя новым, истинным Израилем, а потому побеждает и расширяется! А потому враги-язычники в ужасе разбегаются  перед ее малочисленными казачьими отрядами, как когда-то разбегались враги-язычники перед малочисленными воинами ветхозаветных героев - Гедеона и царя Давида.
    Мне искренне симпатичен царь Алексей Михайлович, который мечтает о Новой Византии, в которой заместо греков будут Русские. Который мечтает об освобождении не только Константинополя, но и Иерусалима, а потому и начинает в высшей степени опасную церковную реформу.
    Мне искренне симпатичен и патриарх Никон, который мечтает о том же. Который понимает, что при его жизни вряд ли что получится, а потому и строит у нас, в России, Новый Иерусалим! Раз Старый не получится сразу освободить – значит построим Новый! «Не точно камень в камень, но ни одной кельи не пропустим!»
    Мне искренне симпатичен и батюшка Аввакум, который искренне боится прогневать Господа, а потому и противится церковной реформе и не принимает ее. Не принимает и сопротивляется ей до самой своей смерти. Остается верен своим принципам до конца, до жестокой казни - до сожжения в срубе.
    Все, абсолютно все персонажи сериала, даже отрицательные, даже самые неблаговидные, вызывают у меня симпатию и умиление. Всех любишь как близких родственников. И даже того подлеца-воеводу, который бьет своих подчиненных «не за что, а впрок», но после кается и принимает постриг – и его, представьте себе, любишь как близкого родственника! Почему?! Да потому что он не просто так лютует, не просто так злодействует! Не просто так заставляет двух вдовиц-казачек снова выходить замуж! Потому что это еще две семьи, а значит еще две избы – укоренение на новых землях. Ради этого самого «укоренения», ради расширения нашей с вами Родины, России, он сам, воевода, оставил и жену и детишек и поперся неведомо куда в сторону Тихого Океана. А мог бы наверняка тепленькое место где-нибудь в Воронеже выпросить. Нет, ему не нужно тепленькое место, ему не нужен мещанский покой – ему нужен новый Русский Мир, наш с вами Мир, который он строит, с неописуемым наслаждением ставя крестики на первой в истории карте Сибири: «вот куда мы забрались!»
    Именно эти религиозные, Христианские фанатики-мракобесы, построили для нас Великую Россию, которую мы, забыв Христа и Его Евангелие… профуфукали!
    А язык? А прекрасный Русский язык, на котором все они в свое время говорили? Мы и его профуфукали! Наш чертов учитель, современный русскоязычный Микрософт Офис, подчеркивает многие красивые Русские слова, как неправильные, приучая нас к чужеродным, иностранным словам-паразитам!
            -//-
    Особого внимания заслуживают женские персонажи сериала. После просмотра сериала я окончательно определился со своим идеалом женской добродетели. Нет, это не царицы, и не сестры царя, и даже не боярыня Морозова, хотя все они вызывают в моей душе только добрые чувства, вызывают только симпатию. Настоящей Героиней сериала, несомненно, является жена протопопа Аввакума - Настасья Марковна. Жена Моисея Сепфора и жена протопопа Аввакума, Настасья Марковна - вот мой идеал женщины forever – на веки вечные. Навсегда.
    p.s.1.
    Вне всякого сомнения, это не последняя редакция этой рецензии. Обязательно буду  вспоминать что-то еще из этого сериала и дополнять рецензию. Обязательно.
    p.s.2.
    Нет, я, конечно же, останусь до конца дней своих протестантом-пятидесятником, посещающим по воскресениям собрания своей общины. Но по субботам теперь я хожу в православную церковь и отстаиваю всю утреннюю службу.
    Христос посреди нас! - Есть и будет! 
    Почеломкаемся, православные!
    Не поминайте лихом!
    p.s.3.
    Раньше богословские разногласия между различными Христианскими течениями и деноминациями, исповедующими Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, были для меня очень, очень важны. Но то было раньше. Теперь - не так. Теперь я верю, что в любой Христианской церкви можно найти Христа, можно найти настоящих Христиан. Я верю, что у любого из нас свой уровень развития личности и кому-то на его ступеньке развития ближе православие, а кому-то – католицизм. И кто его знает – какая ступенька… лучше, какая ступенька… выше? И кто я такой, чтобы осуждать своего брата во Христе Иисусе только из-за мелких богословских разногласий? Ведь существующие внутри Христианского Мира  богословские разногласия  - это такая мелочь по сравнению с основополагающими и едиными для всех Христиан Истинами Евангелия!
    Это даже хорошо, что сегодня много разных церквей: не нравится «пафос» и «чрезмерная роскошь» одной – иди в другую, более близкую тебе по духу церковь! Вот и все!
    А вот вешать ярлыки – не надо. Теперь я это хорошо понимаю. И вот почему:
    Каждый вечер после работы я, убежденный протестант-пятидесятник, стою на коленях рядом с метро Щелковское и громко читаю прохожим Библию, призывая их всех, прохожих, к покаянию и спасению Святой Руси от исламизации.
    Вчера вечером ко мне подошли несколько молодых, агрессивных московских кавказцев-ваххабитов, промышляющих торговлей "анашой", "насваем" и прочей "дурью" (на самом деле в Москве их гораздо больше, чем даже в ИГИЛ - Вове за это отдельное «спасибо»). А я как раз кричал в толпу следующие слова:
    - Покайтесь и веруйте в Евангелие!
    - Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто вором-чиновником был тогда?
    - Господь создал всех людей свободными! Иисус Христос на кресте умирал за нашу с вами Свободу!
    - Да здравствует Свобода! Да здравствует Русский Народ-Богоносец!
    - Нет тиранам и диктаторам! Нет Вовке-антихристу и его ворам-взяточникам, превращающим Святую Русь в исламский кишлак! Нет исламизации России!
    - Наши храмы, музеи и библиотеки противоречат их шариату! А без всего этого Россия уже не Россия!
    - Покайтесь и веруйте в Евангелие, ибо в нем спасение душ ваших! Ибо в нем спасение нашей Родины, России!
    Я едва закончил, как московская ваххабитская поросль загоготала:
    - Да как ты смеешь?! Этот город все равно будет нашим! А тебя мы зарежем!
    - Режь! - громко закричал я в ответ, глядя прямо в лицо самому ретивому из горцев – Режь! Что, кишка тонка?! Ты вообще мужик или кто?! Сказал: зарежешь – значит режь! Режь, только помни: Иисус Христос умирал за тебя на кресте!
    Вдруг вся стая джигитов, внезапно кого-то (или чего-то) испугавшись, растворилась в ночи. Кого же они испугались?! Они испугались незримых Ангелов, стоящих у меня за спиной и молящих Господа позволить им испепелить дерзких магометан. Я не буду врать, я не видел этих Ангелов. Но я знаю, кем они были при жизни. За моей спиной стояли: царь Алексей Михайлович, Патриарх Никон, батюшка Аввакум и, конечно же, воевода Пашков, Афанасий Филиппович, бывший злодей, бывший подлец. «Бывший», но ставший ныне, благодаря прижизненному покаянию, Ангелом Божиим. Что оставляет и мне, большому грешнику, надежду быть принятым Господом нашим, Иисусом Христом, в Царствии Его Небесном…


Рецензии
Я даже не смотрела этот фильм, но захотелось это сделать после прочтения Вашей рецензии.

Тэми Норн   25.04.2023 10:15     Заявить о нарушении
Это сериал. в нем 20 серий.

Мне очень понравился.

Сериалу иногда не хватает атмосферности...

Я бы добавил в нем дыма и полумрака... Добавил бы больше сцен на улице, на природе, больше бы баталий добавил... Больше бы музыки добавил...

Актеры играют почти все великолепно. Все стараются, но при этом никто не переигрывает. Все говорят очень четно, красиво и правильно.

Вот фильм "Викинг" о князе Владимире меня разочаровал именно из-за ужасной озвучки... А так там все по делу. Все честно и справедливо. Все так, как описано летописцем Нестором в его "Повести временных лет".

Прусов Николай Сергеевич   25.04.2023 10:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.