Василиса и Эдуард

История эта произошла давно. Герои ее во многом изменились, нарожали детей (кто сам, кому жена), идут разными дорогами. Герой иногда мелькает на экране телевизора. Героиню издали видела в Вологде с маленьким сынишкой, а может, и с внуком, у нее теперь есть и внук. Но лет 12-13 назад ее рассказ меня впечатлил.

Впервые о Василисе, а именно так зовут героиню моего очерка, я услышала от приятельницы и никак не могла осмыслить, где могли пересечься Эдуард Лимонов с его Ньйю-Йорками, Парижами, военными и партийными делами и вологодская девочка, пусть и известная местная модель.

Но  однажды вечером приятельница привела Василису ко мне домой, и я услышала эту историю из первых уст .

 В свое время перечитавшая все романы Лимонова,я волновалась перед встречей: какая она, подруга вождя НБП. По книгам, я хорошо представляла себе подруг Лимонова - все на «э»: экзальтированная Анна, элегантная Елена, экстравагантная Наталья.  А увидела перед собой худенькую скуластую девочку, чем-то похожую на школьницу Наташу Медведеву в фильме «Дневник директора школы». С трудом верилось, что у этой девочки есть свой сын школьник.

Василиса оказалась дружелюбной и открытой. Лимонов в своей книге определил ее так – «сероглазая В», с лицом великомученицы.  Василиса с таким ярлыком не согласна, «я не такая».

Может, она и сама когда-нибудь опишет, как девушке из провинции работается в столичном модельном агентстве, как моден был в той московской тусовке героин и как ломал он человеческие судьбы,  как это непросто – стать подругой вождя.
Наверное, это будет увлекательная книга, но пока она не появилась, ее историю расскажу я.   

 Еще живя в Вологде, Василиса  прочитала роман «Это я, Эдичка» и заявила всем родным и знакомым, что непременно встретится с автором.

Девушку  пронзили и покорили одиночество главного героя, его желание «сделать Америку», его нерастраченная нежность  и необдуманные порывы. Она слышала, что автор живет за границей, но верила, что их пути когда-нибудь перекрестятся.

Потом она переехала в Москву, стала работать в модельном агентстве, так как в Вологде была одной из самых заметных моделей.

В столице  познакомилась с Сашей Бородулиным, фотографом, описанным в нашумевшем романе под именем Саша Жигулин, а тот запросто предложил: «Хочешь, с Лимоновым познакомлю?  Он тут, в Москве,  рядом со мной живет».

Впервые они встретились на Фрунзенской набережной. Василиса говорит, что сначала Лимонов показался ей невысоким, но потом это ощущение пропало. Он стал большим и плечистым. Об этом умении Лимонова вырастать на глазах писала и Наталья Медведева.

Через два месяца они  стали жить вместе. Писатель варил знаменитый куриный суп, жарил мясо, хотя иногда неделями приходилось сидеть на гречневой каше и селедке. Все деньги шли на нужды партии.

Хозяйка из Василисы  не очень получилась. Она могла уйти за хлебом и пропасть на два часа, заглядевшись на какую-нибудь акробатку на Арбате или заболтавшись со знакомым. Не готовила пищу, не убивалась с уборкой. . «Национальный герой» и «фашист» Лимонов оказался очень заботливым и неприхотливым в быту. Он никогда не кричал на Василису и тем паче не бил ее. Скорее могла сорваться она.

 - А про своих женщин он тебе рассказывал? В последних книгах он поступил с ними не по-рыцарски. Лично мне жалко, что Лимонов собственными руками уничтожил легенды о неистовой любви, - пытала я свою гостью.

- Нет, прошлое мы почти не обсуждали. Меня тоже злило, что он про них такое написал. Елену Щапову я не видела ни разу. Медведева звонила на квартиру при мне. Наташа для меня – вечная девочка, очень трогательная. Однажды мы даже поругались с Лимоновым из-за нее: меня взбесило, каким отстраненным тоном он давал ей советы в очень трудную для нее минуту.

О Наталье Медведевой Василиса отзывается очень тепло. Они не только однофамилицы, схожие внешне. Василисе очень близко творчество Натальи Медведевой. Ее песни она может слушать часами. Когда Наталья привезла в Вологду свою программу «Трибунал», Василиса сидела в первом ряду. А встретились обе Медведевы на вокзале. «Наташа удивительная. Она посмотрела на меня: «Это ты с Лимоновым живешь?» - и у нее по лицу слезы потекли. Она тонкий, ранимый человек. Я очень жалею, что ее больше нет. Она осталась ребенком, несмотря ни на что».

- А Лимонов из тюрьмы как-то отреагировал в письмах на ее смерть? – лично мне было безумно больно за рано и неожиданно ушедшую «ночную певицу».

Василиса разбила мои иллюзии: «Все эти книги о трепетном  Эдичке для тех, кто не посвящен. Сам Лимонов говорит: «Эдичка умер». Он теперь другой. И цели у него другие.

В партию Лимонова Василиса не вступила, объяснив это так: «Устав начинается так: «Партия – твой Бог». Но у меня есть свой Бог, я человек верующий. Из-за этого у нас было много споров. Хотя из тюрьмы Эдуард писал иногда: «Поставь за меня свечечку». В НБП своя религия, и третья стопка у них непременно за вождя».

Понимая Лимонова как человека, Василиса не разделяла и не разделяет его политических убеждений.  Но Эдуарда она все же  называет отцом, братом, учителем в одном лице.

 А любовь, увы, закончилась.

Все меняется в этом мире, изменилась и Василиса. Спустя два года жизни в Москве она захотела новых ощущений. Привычный маршрут номер один – Арбат- Тверская – Александровский сад  - сменился другими. Она приходила домой в пять утра, а писатель делал вид, что все в порядке. Он не расспрашивал ее, чтобы не слышать лжи.

О моя ветреная муза,
Где ты сейчас, в каких краях
Бежала нашего союза,
Была лишь ложь в твоих словах…

Эти строки Эдуард Лимонов написал в 14 лет и, видимо, определил свою личную судьбу.  «Ветреных муз» за свою жизнь он повстречал немало.
В то время, когда писался очерк, Василиса вернулась в Вологду, но была уверена, что родственная, душевная связь с Лимоновым у нее не прерывается. "Кумир покинутый все Бог», - процитировала она. - Для меня Эдуард – Личность и Авторитет навсегда».

Знаю, что позже Василиса снова уехала в Москву, встретила новую любовь, родила сына… Надеюсь, ее тогдашняя уверенность в том, что жизнь чудесна, а чудеса обыденны, если в них верить, живет в ней и сегодня.


Рецензии