Внученька

                Посвящается моей внучке Тонечке


Как же долго я тебя ждала, моя милая внученька… Я уж думала, что  не дождусь! У всех моих подруг уже давно родились и выросли внуки и вот, наконец, и я стала бабушкой!  Я уже знаю, как зовут тебя и что у тебя карие глазки, что ты хорошо кушаешь и   такая же спокойная и улыбчивая как твой папа. Ты живёшь далеко от меня, и я не имею возможности видеть, как ты  растёшь. Но уже начинаю мечтать, что когда ты немного подрастёшь,  то вы вместе с папой летом обязательно приедете ко мне в гости.

Я живу далеко от тебя в маленьком посёлке  на большой реке Волге, которую я вижу из окна каждый день.  Поверь мне - это очень здорово:  видеть  из окна реку, лес, поля, горы. Ты не представляешь, сколько всяких чудесных открытий можно сделать, живя здесь, и как мне хочется поделиться  ими с тобой!  Я ведь знаю, что  именно в детстве мы получаем самые первые и точные знания о мире. Общение  с природой в детстве закладывает  в душу  здоровые семена, которые обязательно дадут добрые  всходы.

  …Помню, как в детстве нас с братом отвозили на лето в белорусскую деревню к бабушке, и сколько ярких впечатлений я вынесла из этих поездок!  Помню, что так беззаботно  и счастливо,  я не чувствовала себя нигде и никогда. Не зря детство называют «потерянным раем». Теперь я уже понимаю, что так чувствует себя человек, который абсолютно уверен, что ему рады и его любят. 

…Утром, ещё  окончательно не проснувшись, я уже слышала тихую возню бабушки у  печки, и улавливала  запах свежеиспечённых блинов. Проснувшись и открыв глаза, откидывала толстое ватное одеяло и быстро сползала с высокой железной кровати. Прыгая по пёстрым половикам, расстеленным   по некрашеному деревянному полу, босиком выбегала  в сени. Дрожа  от холода,  торопливо умывалась мягкой речной водой из рукомойника. И,  ещё не причёсанная,  в  трусах и майке, выскакивала во двор.

  Потому что там меня уже ждал удивительный мир!  Он весь был наполнен яркими, не смешивающимися между собой, звуками, запахами и вкусами, и все мои детские чувства с радостью отзывались и запоминали их. Я была городская девочка, и вначале многое вызывало во мне брезгливость: и туалет на улице, и помойное ведро в сенях, и  куриный помёт во дворе, и вонь из хлева. Но хватало недели, чтобы всё это переставало  меня занимать. Потому что, больше меня занимали различные  животные, которые жили во дворе. Их было много  – и собаки, и кошки, и куры, и коровы, и свиньи…

 С кошкой и собакой дружеские отношения завязывались сразу. А вот куры были пугливы и бестолковы. Только петух вызывал восхищение своей гордой осанкой и шикарным хвостом.  Корова же была страшна: с огромными раздутыми боками, свисающим розовым выменем и  блестящими черными рогами. Вечером, открывая скрипучие ворота, мы встречали её с поля. И она  важно, не глядя на нас и задумчиво жуя жвачку, проплывала по двору в хлев. И уже поздно вечером бабушка приносила в дом ведёрко молока и говорила: «А вось і кароўка табе малачка перадала! Попей тёпленького!» А мне оно, тёплое и парное, поначалу  не нравилось! Я уже привыкла к городскому – холодному и разбавленному.  Бабушка неодобрительно замечала: «Кароўка - наша карміцелька! Нядобра обижать кароўку!».

 Вообще какие-то сложные и непонятные отношения  были у бабушки с животными. Помню, как мы с бабушкой в хлеву кормили свинку и она, смачно чавкая и поглядывая на нас маленькими глазками, задела меня своим мокрым розовым пятаком. Я испуганно  отскочила, а бабушка, смеясь, сказала: «А ты ня бойсь! Ня бойсь! Ишь, як яна дурыцца! Мы яе троху пагадуем, а к Рождеству и заколем!». Чем весьма озадачила и напугала меня.

И в  деревенских детях было для меня многое новым, не всегда понятным: речь, поведение, одежда, игры.  Говорили они на смеси русского и белорусского языков, так называемой, «трасянке»,  и я не всегда понимала их. Одеты и обуты были плохо. У некоторых даже не было летней обуви,  и они ходили босиком. Это были 50-е годы,  и деревня жила очень бедно. И игр наших городских деревенские дети не знали. Не до игр им было - у всех были взрослые обязанности: выгнать в поле корову, покормить домашнюю скотину, прополоть траву на огороде и присмотреть за младшими детьми.  Но всё-таки, они оставались детьми и успевали бегать и на речку, и в лес.  Хотя везде было небезопасно. Речка была глубокая и быстрая, а в лесу ещё оставались послевоенные мины. Было много случаев гибели детей и взрослых. Но уже был мир,  и люди перестали бояться и хотели жить.

Сначала местные дети тоже  относились ко мне настороженно, но с интересом. Помню одного соседского мальчика, который регулярно приходил к нам, просил у меня  «Альбом для раскрашивания» и аккуратно раскрашивал картинки с цветочками.   Мне  это занятие казалось скучным и неинтересным. А у него, оказалось, даже не было цветных карандашей. Зато ребята смеялись надо мной, когда я  показывала им на дым из трубы  и хвасталась тем, что у нас топится печка.  Но потом все недоумения рассеивались, и уже через неделю меня было уже не отличить от деревенских ребятишек.

 Мы каждый день, если не было дождя, бегали на речку, которая была рядом с бабушкиным домом. Купались, загорали, катались на лодке. Ходили с ними «по грибы-по ягоды» в ближний лес.  Конечно, бабушка волновалась, строго наставляла меня и всегда крестила. Она была верующая, и я её часто видела молящейся перед иконой в углу. Теперь я уже знаю, что лучшего способа уберечь детей, чем материнская молитва  нет.  А тогда с вызовом говорила ей: «Бога нет!» (так меня учили в школе), а она кротко, но твёрдо отвечала мне: «Ёсць!».

Мы с ней часто ходили на сельское кладбище. Там были похоронены наши родственники, погибшие в войну. Мы прибирались на их могилках, и она разговаривала с ними как с живыми. Мне это было странно и жутко.

- Бабушка, они же не слышат. Они мёртвые!
- У Бога ўсе жывыя!- был её короткий ответ.

Вечером, когда приходил с работы мой дядя, мы садились ужинать за большой круглый стол. На столе всегда были «бульба, яешня з салам,  агуркi, цыбуля и парное малако». Всё своё. Покупным был только хлеб, за которым я днём бегала в лавку. Несмотря на однообразность пищи, все ели с аппетитом и никто  на живот не жаловался.  Чай из мяты заваривали в котелке,  и пили его с черничным или брусничным вареньем из эмалированных кружек.  Очень скудный был быт в белорусской деревне, ни у кого ничего из довоенного не сохранилось – всё сгорело в войну. Когда вечером  в 10 часов выключали свет, бабушка зажигала керосиновую лампу и ставила её на стол… Мы сидели и слушали дядины  рассказы, он работал в лесхозе мастером и очень интересно рассказывал про лес и про диких животных, которые  там водились.  Лампа отбрасывала причудливые тени по стенам. Было загадочно и страшновато.  Наступала ночь и уже хотелось спать. Перед сном бабушка обязательно крестила нас, и мы спали крепко и спокойно.
 
 Когда днём шёл дождь,  мы сидели дома. Брат на полу играл  со своими машинками, я скучала у окна, а бабушка, что-то  всегда делая руками (шила, месила, перебирала),  рассказывала мне всякие истории, в том числе и про войну. Было страшно и не верилось, что это было здесь совсем недавно.  А иногда она рассказывала смешные истории, и мы с ней смеялись до упаду. Причём, она больше меня. Вообще, несмотря на все тяжелые испытания, которые выпали на её долю,  она была весёлая и даже смешливая. Моя мама была не такая.

И бабушка, и мама давно умерли… А теперь уж, и я сама бабушка. А впечатления того беззаботного счастливого детства у бабушки в деревне помню до сих пор. Нигде не повторённое и никогда не забываемое… Вот я и думаю, как мне попытаться воссоздать для тебя свой «потерянный рай»?  Пусть я живу и не в деревне, а в маленьком посёлке, но у нас тихо, спокойно, немноголюдно и  есть много того, чего нет в твоём большом городе! И я начинаю мечтать…
 
Когда ты ко мне приедешь, прежде всего, я познакомлю тебя со своей верной подружкой – кошкой Баськой! Она, конечно, злая и ревнивая, но я ей строго накажу, чтобы она знала своё место! И она обязательно даст себя погладить, а если ты подольше погостишь у меня, то  и подружится с тобой. Вообще-то, она весёлая, любит играть в прятки и носится как сумасшедшая по квартире, когда я включаю   музыку. Но мне неохота  с ней играть, а вот тебе, наверное, это понравится. 

И музыки всякой у меня тоже много. Есть и классическая музыка, я люблю её включать  с утра, и тогда квартира наполняется каким-то изысканным духом и уже кажется, что это не обыкновенная хрущёвка, а какой-то великолепный дворец. Если она тебе не понравится, мы можем включить и простые детские песенки, я их специально записала для тебя. И мы будем их петь вместе с тобой. Слова я уже выучила.

А вот телевизор мы с тобой смотреть не будем, потому что его у меня, попросту, нет. И зачем он нужен, когда у нас за окном (ты только посмотри!)  прекрасный живой мир!  Выйди на балкон! Ты видишь, сколько на нём всяких цветов?! И у каждого своё название: петуньи, бархотки,  астры и даже розы! Это я их   высадила весной, чтобы они распустились к твоему приезду.

А теперь посмотри вдаль! Ты видишь лес и  реку? Лес совсем рядом и  ты скоро увидишь, какой это огромный и чудесный мир! Сколько всяких насекомых, птиц   и зверушек живёт в нём! Ты только не бойся их! Они не способны причинить людям никакого зла! Наш лес – добрый, и в нём нет сказочных злых зверей!  В нём  живут только ужи с ежами, да белки с дятлами. Их стало уже немного и если повезёт, мы  увидим кого-нибудь из них! А ещё в лесу много всяких насекомых и не все из них приятные. Некоторые кусаются. Но не больно!

В лес мы пойдём утром, когда  ещё свежо и не жарко. Я проведу тебя по своим любимым местам и обязательно свожу на Мыс Красоты (так его назвали местные жители), откуда открывается великолепный вид на Волгу. Более красивого места на Волге я не знаю. Описать его невозможно – надо видеть! Надо встать над обрывом (ты не бойся – я буду держать тебя за руку!), окинуть взглядом речной простор, горы  и  глубоко вдохнуть наш волжский воздух! Там ты поймешь, почему мы все гордимся тем, что волжане! Именно там я чувствую себя русским человеком.

Путь до Мыса неблизкий и нам надо вернуться домой до жары. А дома нас ждёт вкусный обед.  Я уже продумала, как буду кормить тебя.  Я буду кормить тебя простой домашней пищей. И продукты будут не из супермаркета, а с нашего рынка, где торгуют люди из ближнего села.  Поэтому приезжай лучше в июле или августе, когда на рынке всего много!  Утром обязательно напеку блинов и молочка деревенского к нему подам (мне его приносит домой одна добрая женщина). А на обед сварю  борщ (он у меня хорошо получается!)  и домашних котлеток с картошечкой пюре подам, а на третье обязательно компот из ягод - и никакой химии! Твой папа всегда ел это с большим удовольствием и никогда не привередничал! И ты ешь и «не дзьмiся», как говорил мне мой строгий папа. Потом мы немного отдохнём. Я думаю, после лесной прогулки и сытного обеда, ты быстро заснёшь. И проснёшься весёлой и радостной, готовой к новым приключениям.

Теперь нас ожидает наша  река Волга.  Хотя она и недалеко, но  мы поедем туда  на машине. Оставим её на стоянке у турбазы и пойдём пешком. Перейдём вброд  быструю протоку. Она неглубокая (мне по пояс), но папа перенесёт тебя на руках,  и мы окажемся на песчаном острове.  И ты, наконец, увидишь вблизи большую реку, по которой  плывут баржи, теплоходы, катера и просто лодки. Ты, конечно, сразу бросишься к воде, и тут уж мне придётся проявить строгость.  Вода-то волжская прохладная, да и небезопасная. Мы сначала  расстелем  моё красивое покрывало, поставим большой зонт и переоденемся в  купальники. А купаться ты будешь с папой! Вот уж где счастье – бултыхаться в воде в крепких папиных руках! И он обязательно научит тебя плавать! Но много находиться в воде нельзя! Можно простудиться.  Давай лучше будем строить всякий замки из песка или, в крайнем случае, «печь куличики»!  Не умеешь? Я тебя научу!

На реке время летит быстро … Вот уже и вечер! Пора в обратный  путь. Ты устала и уже засыпаешь на папином плече.  Конечно, столько впечатлений за день!  Сейчас папа отвезёт нас на машине домой. Я, наверное, не успею рассказать тебе сказку, как ты уже заснешь… Я не знаю, новых современных сказок. Зато помню те, которые рассказывала мне моя мама, и я рассказывала твоему папе. Это простые русские сказки «Колобок», «Курочка ряба», «Репка». Или они уже тебе неинтересны?

 А потом у нас есть замечательные книжки! Как я их любила в детстве! И уже сама их читала с пяти лет. А папа твой с четырёх! Мы все очень любили книги. И я очень хочу, чтобы ты тоже любила читать. Поверь мне, хорошие книги  очень важны для  развития души! А мультики? Ну, а мультики ты будешь смотреть дома.

В нашем детстве мы смотрели мультики в кинотеатре и знали их все наизусть. Телевизоров ещё было мало, и детских передач тоже. Вместо них у нас были диафильмы..  Даже не знаю, как тебе это объяснить…Это картинки,  напечатанные на плёнке. Но  для нас это было настоящее волшебство. Вечером мы вешали простынку на стенку, выключали свет и с помощью специального проектора кто-то из ребят медленно  вращал плёнку с кадрами (сейчас бы их назвали слайдами), а кто-то медленно читал текст под ними. Вообще наша жизнь была значительно медленнее и спокойнее  вашей. Мы на всём успевали фиксировать внимание, и ещё не было у детей этого «клипового сознания».  И у нас не было такого изобилия игрушек, но мы никогда не скучали и обходились простыми дворовыми играми. Мяч, скакалка, велосипед – вот были наши основные игрушки! И ещё все что-то «собирали» - марки, этикетки, фантики, открытки…

Позже, когда ты подрастёшь, я покажу тебе  свой альбом с фотографиями киноартистов, которые я собирала с четвёртого класса. Большинство из артистов уже нет в живых. А когда-то они были настоящими кумирами, и фильмы с их участием и сейчас ещё показывают по телевизору.  Тебе они, наверное,  не интересны, а мне жаль расставаться с ними.

 Что же мне ещё тебе предложить?! У меня осталась куча украшений, которые мне уже  не носить – бусы, серёжки, кольца… Я раньше любила их надевать.  Правда, золота и бриллиантов  среди них нет,  но если необходимо подчеркнуть какой-то наряд, то они вполне могут сгодиться.   Потом,  ещё у меня есть замечательный набор для вышивания – удобные пяльцы  с огромным количеством ниток-мулине. Я тебя обязательно научу вышивать. Это очень подходящее занятие для девочки.
 
Ну что ещё?..   Есть у меня для тебя особое наследство – это, написанные мною, рассказы о  жизни. Ну, это пока ещё рано для тебя. Это, когда ты станешь совсем взрослой. Возможно, меня уже и не будет на свете.  Надеюсь, что тебе это будет интересно. Но, самое главное наследство, которое я  надеюсь передать тебе – это вера в Добро, Красоту и Истину. И в то, что у Бога все живы! И тогда мы сможем молиться друг за друга. Ты тут, а я там! И вот тогда наш союз навечно будет скреплён Любовью. Это наследство я получила от своей бабушки и хочу передать тебе. И ты передашь его дальше – своим детям и внукам…

…О! Да ты уже спишь! Закончился наш чудесный длинный день!  Папа бережно отнесёт тебя на диван. Кошка с любопытством будет таращиться на тебя. Я укрою тебя мягким одеяльцем и  тихонько перекрещу. А мы с папой сядем на кухне, заварим чай. И будем долго сидеть и беседовать… О тебе, о себе, о жизни…

2012-15г.г.


Рецензии
Какой замечательный рассказ! Сколько в нём ЖИЗНИ, СВЕТА и ЛЮБВИ.
Спасибо за доставленное удовольствие.
Здоровья Вам, удачи и благодарных читателей желаю.
С уважением, Надежда.

Надежда Гущина 2   05.10.2017 11:39     Заявить о нарушении
Большое спасибо за признание и пожелание!
С ув.,

Ольга Скворцова   05.10.2017 22:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.