Капалуха

Капалуха.

          Перед праздником Победы решил побаловать семью ранними грибами. Первыми грибами у нас считаются сморчковые шапочки. Не ахти какие грибы, да и возни с ними много: два раза надо отваривать, а потом жарить с картошкой. Зато запах грибов и грибной привкус чего только стоят! Не забывайте, это же первые грибы в наступившем году!  Следующие – маслята, появятся только через месяц-полтора.
          Свежим майским утром иду по оживающему лесу, полной грудью вдыхаю чистый воздух, наслаждаюсь пением зябликов. Через прелую прошлогоднюю листву пробивается нежно-зелёная травка, кругом слышна барабанная дробь дятлов. А вот и знакомое грибное место, и всего-то в получасе ходьбы от дома. Кажется, с прошлого года здесь ничего не изменилось. Внимательно смотрю под ноги и вокруг себя. Ага! Есть первый гриб! Светло-коричневая шапочка едва выглядывает из-под серого осинового листа. Убираю его и осторожно срезаю у самой земли. У этого гриба очень хрупкая полая ножка, поэтому его нельзя выкручивать, как некоторые другие грибы – они могут рассыпаться в руках. Шляпки не намного плотнее. Сморчковые шапочки не уложишь в пакет или мешочек: принесёшь домой одни крошки. Для  этого необходима твёрдая тара, корзинка или ведёрко.
          Вот второй гриб, третий. Увлёкшись, я уже не обращаю внимания на то, что происходит вокруг. Наклонившись за очередным грибом, боковым зрением замечаю, как из-за соседнего дерева выскочило что-то большое, серое и стало быстро удаляться. Вздрогнув, повернул голову. От меня убегала  капалуха – самка глухаря. Только вот она бежала как-то чудно. Правое крыло волочилось по земле, она наступала на него и падала. Иногда пыталась взлететь, кувыркалась через голову, поднималась на ноги и вновь бежала. Но я уже не раз встречался с таким поведением птиц и мгновенно понял, что капалуха отводит меня от гнезда, прикидываясь раненой или больной. Я сделал вид, что пустился в погоню, предварительно поставив ведёрко на землю. Его я потерять не боялся, это было специальное грибное ведёрко, ярко-жёлтого цвета, и его было видно издалека. Я почти настиг беглянку, когда она вдруг подскочила, и громко хлопая крыльями и квохча, быстро скрылась за деревьями, довольная, что обманула преследователя.
          Вернувшись обратно, первым делом заглянул за дерево из-за которого побежала капалуха. У комля ствола, безвсякого прикрытия, в неглубокой ямке, вытоптанной в ржавой опавшей хвое, лежало четыре охристых, с  бурыми пятнами яйца. Выстилка гнезда состояла из незначительного количества сухих травинок, мха и перьев. Поскольку это было не первое и даже не десятое найденное мною глухариное гнездо, я не стал его описывать, а взял ведёрко и продолжал собирать грибы, постепенно удаляясь от гнезда. Грибов набрал около ведра и довольный походом отправился домой.
          Примерно через две недели мне по работе довелось проезжать недалеко от этого места, и я не упустил возможность посетить гнездо. Оставив машину у дороги, я подошёл к нему с другой стороны. В бинокль отчётливо  был виден комель дерева и желтоватая полоска верхней стороны яиц. Капалухи в гнезде не было. Меня охватило беспокойство. Подошёл к гнезду. В нём лежало уже не четыре, а одиннадцать яиц. Яйца на ощупь были тепловатыми, видимо хозяйка покинула гнездо совсем недавно. Может, улетела на кормёжку или водопой. Через три часа возвращаясь, я вновь остановился и пошёл к гнезду. На этот раз капалуха сидела на гнезде головой ко мне. В бинокль хорошо видны рыжие горло и грудь, серая голова, рыжевато-серо-бурые шея, спина, крылья и хвост. Всё оперение, кроме груди покрыто тёмно-бурыми пестринами, почти сливающимися в тёмные поперечные полосы. Если бы не бинокль, глухариху можно было бы увидеть только с очень близкого расстояния, да и то зная, где она находится. Вот такой у неё камуфляж!
          Во второй половине июня, собирая поблизости первых маслят, я прошёлся до гнезда. В нём и рядом оказались только половинки скорлупок яиц. Не поленился, пересчитал.  Насчитал двадцать одну половинку. Выходит, все глухарята вывелись благополучно, а уж куда исчезла одна половинка, нам никогда не узнать.
          Уже вернувшись домой, вдруг подумал: «а ведь капалухи устраивают гнёзда недалеко от тока. Взял карту лесов лесничества (у лесников она называется «план лесонасаждений»). Определился с местом расположения гнезда.
                Через несколько минут я знал предполагаемое месторасположение глухариного тока. В трёхстах метрах от гнезда находился участок спелого соснового леса, граничащий с болотом. Уже следующая весна подтвердила правильность моих предположений.


Рецензии
Написано чрезвычайно интересно и познавательно. С уважением, Платон Владимиров

Платон Владимиров   15.05.2021 21:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Платон!

Вадим Светашов   15.05.2021 23:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.