И снова цифра семь, трагическая

   27 лет назад, 7 декабря 1988 года, в 11 часов 41 минуту ( по московскому времени) катастрофическое землетрясение на северо - западе Армении, охватившее 40% территории страны с населением около миллиона человек, заставило вздрогнуть весь мир.

   Около 25 тысяч погибли, полмиллиона лишились крова, 19 тысяч остались инвалидами. Разбушевавшейся стихии достаточно было 0.5 минуты, чтобы стереть с лица земли город Спитак ( в переводе - Белый), который находился в эпицентре землетрясения, разрушить Ленинакан, Степанаван и десятки сел.

   111 стран оказали помощь нам, доставив в республику: спасательное оборудование
(МЧС тогда еще не было организовано), медицинскую аппаратуру, медикаменты, спальные палатки, продукты питания, одежду. В зону бедствия прилетели спасатели и медики, работа которых заслуживает самых высоких похвал. Никогда не забыть, что первые поселения для выживших в землетрясентии жителей Спитака построили итальянские воинские подразделения.

   Но, простите меня, одно дело, когда помощь исходит от отдельных предприятий, организаций и  руководителей государств, и совсем другое, когда простые люди добровольно сдают кровь, выделяют деньги из своих скудных средств, шлют посылки, и делают это тихо, не ожидая ни огласки, ни благодарности.

   В те трагические дни я работала в институте "Армгипроводхоз" и была членом профсоюза. Многие сотрудники института имели родственников в районах, где произошла трагедия. Выживших, оставшихся без крыши над головой и без средств существования родных, они приняли в свои семьи. Да, было тесно, непросто материально, но кто тогда об этом думал! Надо было отогреть людей, одеть, накормить, помочь восстановить душевное состояние.

   Директор нашего института, Марлен Ваганович Цовян, обратился в "Красный Крест" с просьбой о  помощи, объяснив ситуацию, в которой оказались наши сотрудники. На просьбу сразу откликнулись: в одном из складов, куда поступала помощь, мы получили и раздали одежду - верхнюю и нижнюю,покрывала, обувь,  постельное белье, куртки, колготки, свитера, полотенца, пеленки для новорожденных .. .


   Попала к нам и посылка из поселка Буреполом Горьковской области от 73-летней пенсионерки, Анны Семеновны Шабалиной. В посылке были теплые вещи, кулек муки и пачка сахара. Еще в ней было письмо со словами сочувствия,  и фотография пожилой русской женщины в теплом платке, с очень добрыми глазами. Это было так трогательно, что не смогла я остаться безучастной и написала Анне Семеновне
письмо, поблагодарив за участие и ее сердечный порыв:
 - Дорогая Анна Семеновна! Огромное Вам спасибо за Вашу доброту, за тепло, за слова сочувствия и утешения, за теплые вещи, которые обогреют людей, лишившихся всего, что имели. Если глаза - зеркало души, то у Вас  очень чистая душа, доброе сердце. Ведь иначе, не могли бы Вы  всю жизнь проработать в детских яслях: дети так чувствуют  теплоту и добро!
   Все, что Вы прислали досталось очень хорошим людям, которых в своих семьях приютили сотрудники нашего института.
   Пусть то добро, что исходит от Вас, вернется к Вам удесятеренным.

   И, как было написано в газете "Томашевский колхозник" (Анна Семеновна прислала мне ее) - "...Завязалась переписка двух женщин - русской и армянки - объединенных общей бедой, сопереживанием, добротой и отзывчивостью. Благодарностью и теплом дышат письма Магды Аркадьевны: - "Дорогая Анна Семеновна! Живите долго и всегда оставайтесь такой, какая Вы есть, и пусть от Вашего присутствия людям становится тепло и светло. Приятно сознавать, что на свете есть такие люди. Мне очень хотелось бы, чтобы о Вас узнали в школе Вашего поселка. А то ведь часто школьники ищут и находят героев, что жили много лет назад, а о тех, кто рядом , не знают."

   Школьники узнали о поступке Анны Семеновны. Ей была посвящена школьная радиопередача, к ней приходили ребята, читали письма из Еревана, расспрашивали о ее нуждах, предлагали свою помощь. И, главное, в этом я абсолютно уверена, что встреча с ТАКИМ человеком  - наглядный урок доброты и сочувствия, который что -то задел в детских сердечках.

   Читаю поздравление Анны Семеновны с 8 марта: - "Дорогие  и милые вы наши подруги и сестры! Какой бы мы не были нации, сердце у всех одно. Милые мои, я всем желаю только счастья и радости на вашей теплой земле, чтобы  никогда не повторилось такое горе. Живите спокойно, постройте новые красивые города и села. Я верю, что именно так и будет в будущем. Милая Магда, я благодарю, что ответили на мою посылку хорошим письмом. Будьте здоровы. Мой низкий поклон всем погибшим и пожелание счастья всем уцелевшим..."

   Много открыток - поздравлений храню  от Анны Семеновны, в которых - не только слова поздравлений, но и пространный рассказ о ее жизни, о детях. Храню я поздравления и от сына Анны Семеновны, Николая. Я тоже делилась новостями своей жизни. Анна Семеновна уже знала моих дочерей, зятьев, поздравила меня с рождением первого внука.

   Одно письмо Анны Семеновны меня особенно тронуло: - "...Были у меня мои воспитанники - один майор, другой - капитан. Читали они ваши письма, и капитан даже заплакал..."

   Послала я Анне Семеновне книгу об Армении. Она была тронута и написала:
  "Книгу несколько раз  прочитала, и как будто у вас была ..."
 
   Но однажды пришло тревожное письмо от сына Анны Семеновны, в котором он писал, что мама попала в больницу с сердечным приступом, и, извиняясь, просил помочь медикаментами. В то время купить лекарства в аптеке было непросто( это сегодня все есть, были бы деньги!), но оставить без ответа просьбу я не могла. Что было делать! И меня осенило: обратилась я за помощью к Председателю Благотворительного общества "Гтутюн" ( "Милосердие") Стамбулцяну Хачику, известному общественному и политическому деятелю, Председателю Парламентской  Комиссии по вопросам зоны бедствия. Это было одно из крупнейших в Армении благотворительных обществ, оказывающее помощь нуждающимся, пенсионерам, домам престарелых. Знала я и то, что общество имело благотворительные аптеки.

   Пришла в "Гтутюн", принесла письма Анны Семеновны, письмо ее сына, изложила ситуацию и попросила помочь. Стамбулцян, ни секунду не мешкая, вызвал одного из работников, передал ему список нужных лекарств и попросил меня немного подождать в приемной. Ждала я не больше 15-ти минут. Стамбулцян вручил мне коробку с лекарствами и просил передать  Анне Семеновне скорейшего выздоровления. Я его сердечно поблагодарила, а он сказал:"Я рад был помочь. Если возникнет необходимость в каких - нибудь лекарствах, приходите.  Чем можем... всегда готовы."

   Лекарства и небольшую посылочку я послала, вложив письмо с пожеланием здоровья и быстрейшего возвращения домой, и  написала о Стамбулцяне.  Вскоре пришло письмо от самой Анны Семеновны:
  "Дорогая Магда! Вы меня простите, что я вас побеспокоила. Знаю, что у вас много забот, но я благодарна вам, что вы продлили мою жизнь. Передайте привет Хачику Стамбулцяну и спасибо за милосердие. Я приглашаю всех к себе в гости. Я лежала в больнице 15 дней, сейчас уже дома. Меня лечил очень хороший врач и добрый человек, тоже Стамбулцян, Владимир Оганесович. Видите какое совпадение: меня поставили на ноги два армянина - Стамбулцяны."

   Такая вот история, которая припомнилась накануне великой трагедии моего многострадального народа.
   Малочисленные народы умеют быть благодарными. Имена таких людей, как простая русская женщина Анна Семеновна, будут помнить те, о ком она вспомнила в тот страшный день - 7 декабря 1988 года. Ведь по - настоящему помогает тот, кто дает то, чего у него мало.

   Особое уважение армяне питают к Николаю Ивановичу Рыжкову, который был в то время Председателем Совета Министров СССР и вылетел в зону бедствия в ночь с 7 на 8 декабря. Николай Рыжков руководил спасательными и восстановительными работами в районах, пострадавших от землетрясения. И не случайно в Спитаке установлен ему бронзовый памятник. Есть в городе и улица, которая носит имя Николая Рыжкова.

   Снова наступит 7 декабря, и Армения, а вместе с ней все доброжелатели нашего народа, вспомнят тот черный день в истории армян, принесут цветы на могилы  жертв стихии и пожелают здравия и процветания живым.
   БУДЕМ  ПОМНИТЬ!

  P.S.  Когда я смотрела на людей, которые  лишились не  только крыши над головой, но того главного, что составляет смысл жизни, от чего вырастают крылья за спиной, что делает человека способным на самые отчаянныt поступки - детей, мне вспоминалась "Странная весть с другой звезды" Германа Гессе. Встал перед глазами главный герой,  много потерявший в результате страшного землетрясения, но... А, впрочем, почитайте замечательное произведение Гессе. Оно, небольшое по объёму, очень трогает душу и что - то в нас меняет к хорошему.

  P.S. На фото - памятник Рыжкову в Спитаке.
       28 августа сообщили печальную новость: скончался Хачик Стамбулцян. Ему был
       81 год.
   

   


Рецензии
Я помню те дни и печальные разговоры между нами,соседями.И как мы удовлетворенно вздыхали узнавая, что в Армению прибывает новая и новая помощь.
Это был природный катаклизм.
А как прекратить рукотворные!? Это под силу только Господу всемогущему,но Он медлит...

Ромуальд Наумчик   04.09.2022 21:29     Заявить о нарушении
А, божет быть, Бог не медлит, а наказывает землян за то зло, что населило планету от действий человека.

Магда Кешишева   05.09.2022 07:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.