Вернер фон Браун работал на СССР
Осенью 1933 года английский журналист С. Делмер, работавший в Германии, на окраине Берлина забрел на пустырь. На нем двое мужчин что-то делали с загадочным длинным сигарообразным предметом с заостренным носом. «И что же это будет?», - поинтересовался Делмер. «Да так, один из вариантов ракет. Думаем, наши ракеты выкинут на свалку истории и артиллерию, и бомбардировщики», - сказал тот, что постарше, представившийся инженером Рудольфом Небелем. «Ракеты перевернут ход истории человечества, оно покинет землю», - добавил второй, красивый блондин лет двадцати, отрекомендовавшийся Вернером фон Брауном. Англичанин, скептически посмотрев на компаньонов, не стал ждать окончания их работы, и ушел. Знал бы он, что через десять лет ракеты ФАУ-2, созданные под руководством блондина, наведут ужас на «старую, добрую Англию»…
На старт вызываются инженеры фон Браун и Королев!
Вернер фон Браун родился 23 марта 1912 года в городе Вирзице, ныне именуемом Выжиском и находящимся в Польше. Мальчик, происходивший из старинного прусского дворянского рода, был смышленый, до знаний жадный. Закончив школу, он учился в трех институтах в Цюрихе и Берлине.
В то время ученые многих стран Европы уже задумывались над разработкой не только сравнительно небольших пороховых ракет, известных еще древним китайцам, но и огромных ракет на жидком топливе. Толчком к этому послужила работа Константина Эдуардовича Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой великий русский мечтатель и ученый еще в 1903 году описал принцип устройства жидкостного ракетного двигателя.
И вот в 1929 году в Германии министр рейхсвера отдает секретный приказ «начать опыты с целью изучить возможности применения ракетного двигателя для военных целей». Задел у немцев был еще с 1917 года, когда фельдфебель австрийской армии, будущий Нобелевский лауреат Герман Оберт, разработал проект боевой ракеты на смеси спирта и кислорода для доставки 10 тонн взрывчатки на несколько сот километров. В 20-е годы в Германии с ракетными двигателями экспериментировали не только Небель с фон Брауном. Чтобы объединить усилия, для ведения работ по ракетостроению при отделе баллистики и боеприпасов управления вооружения рейхсвера была создана группа по исследованию жидкостных ракетных двигателей (далее-ЖРД) под руководством военного инженера капитана Вальтера Дорнбергера.
Именно под руководством Дорнбергера, быстро ставшего генералом, и началась в Германии разработка реактивных двигателей на жидком топливе. В октябре 1932 года в лабораторию инженер-капитана пришел работать 20-ти летний Вернер фон Браун. Он оказался на редкость толковым и вскоре стал ведущим конструктором и ближайшим помощником Дорнбергера. В 1933 году под их руководством разрабатывается ракета А-1, что означало «агрегат первый». В 1934 году «агрегат второй» уже достиг высоты 2,2 км. Ракета А-2 весила 150 кГ, имела длину 1,4 метра и диаметр 30см. Ее-то и увидел англичанин на пустыре под Берлином…
Практически одновременно с немцами начались работы по ракетам с ЖРД и в Советском Союзе. В 1931 году в Москве, Ленинграде, Харькове, Баку на общественных началах создаются Группы изучения реактивного движения (ГИРДы). Начальником Московской ГИРД назначается 24-х летний Сергей Королев. С августа 1932 года ГИРД стали финансироваться Управлением военных изобретений Рабоче Крестьянской Красной Армии (РККА). Дело пошло, заочное соревнование «Королев-Браун» началось!
Со старта соперники ушли примерно одинаково.
В августе 1933 года на высоту 1,5 км взлетела советская ракета „09”, в ноябре в небо поднялась „ГИРД-Х”, первая советская ракета, работавшая на жидком (горючее - этиловый спирт, окислитель - жидкий кислород) топливе. Летом 1935 года стартовала ракета „07”, поднявшаяся на 3020 метров. Она имела длину 2,01 метра, стартовый вес - 35 кГ. По стартовому весу советская «девятка» уже проигрывала немецкой „А-2” в четыре раза…
В конце 1933 года был образован Реактивный научно-исследовательский институт, одним из заместителей начальника которого стал Королев. Вскоре он уже имел звание комдива, что соответствовало позднейшему званию «генерал-майор». В РНИИ разработали несколько типов ЖРД, некоторые из которых в 1937-39 годах устанавливались на ракетопланах и крылатых ракетах конструкции Сергея Королева. Но для баллистической ракеты эти двигатели были недостаточно мощными, а потому что-либо, подобное проекту Небеля 1917 года, не проектировалось. Затем начались «чистки». Лишенный воинского звания, «вредитель» Королев аж до 1945 года сошел с дистанции заочного соревнования с «белокурой бестией» Вернером фон Брауном…
ФАУ-2: «то, чего не может быть»
А в 1936г году ракетную лабораторию Дорнбергера-Брауна посетили Главнокомандующий сухопутными войсками Германии Фрич и начальник отдела исследований министерства авиации Рихтгофен. Работы ракетчиков они нашли перспективными и дали указание разрабатывать ракету, способную на дальность 275 км доставить боеголовку в 1 тонну. На разработку ракетного оружия (в том числе и крылатой ракеты ФАУ-1) выделялось 20 млн марок, а в Балтийском море на острове Узедом, близ рыбацкого посёлка Пенемюнде, стали строить специальный ракетный полигон.
В 1937 году здесь уже состоялся запуск промежуточной ракеты А-3. Она была по весу больше А-2 в 5 раз, а по размерам в 3. Немцы вырвались далеко вперед. Правда, запуск «А-3» был неудачным. Но уже был составлен проект еще более мощной ракеты А-4, которой и суждено было стать «оружием возмездия ФАУ-2». Для окончательной же отработки конструкции А-4 коллектив фон Брауна разработал ракету А-5, примерно в три раза меньшую будущей «ФАУ». С 1938-го по 1942 год с Пенемюнде запустили несколько сот (!!!) таких ракет. Вернер фон Браун надолго вышел в мировые лидеры ракетостроения…
К работе над ФАУ-2 привлекались лучшие научные силы и исследовательские организации Германии, отпускались огромные средства. Но и проблем у разработчиков было море. Главная — двигатель. Ведь он должен был развивать тягу около 25 тонн! Лучшие советские ЖРД развивали до 300 килограммов. И немцы придумали собственные «фишки». В отличие от ранее использовавшейся системы подачи топлива с наддувом сжатым воздухом, топливо в камеру сгорания двигателя ФАУ-2 стали подавать два турбинных насоса, работавших от газов, образующихся от разложения перекиси водорода при ее нагревании. Малые по размеру и весу, эти турбонасосы развивали мощность, достаточную для питания страшно прожорливого двигателя, за 4 минуты работы съедавшего девять с половиной тонн топлива.
Сделав камеру сгорания ЖРД двух рубашечной и прокачивая между рубашками холодный окислитель — жидкий кислород, Браун с коллегами добились того, что камера сгорания не прогорала от действия высоких температур в течение всего времени работы. Именно благодаря этим новшествам немцам далось создать ЖРД с огромной по тем временам тягой.
БРАУН УХОДИТ В ОТРЫВ
В марте 1939 года Пенемюнде посетил Гитлер. Работы фашистских ракетчиков произвели на него большое впечатление, однако после побед над Польшей и Францией «ракетные ассигнования» были сокращены наполовину: нужно было готовиться к войне с СССР. Нападение на Советский Союз отсрочило начало испытаний ФАУ-2 до 1942 года, и только 3 октября того года был достигнут первый успех: ракета пролетела около 200 км, достигла высоты 90 км и упала в 3,4 км от цели. Стартовый вес «А-4» составлял12,7 тонны, длина—14,3 метра, диаметр - 1,65м. По проекту ракета, развивая скорость до 5500 км/час, должна была подниматься на высоту до 180 км. Оттуда ее боевая часть весом в 980кГ, продолжая движение по баллистической кривой, могла бы «достать» цель, удаленную до 320 км от места старта. Ничего подобного в мире еще не делали! Высота 180 километров – это ближний космос, и гитлеровская Германия вырвалась в него. Одна! Потому отличительные знаки, свастику или крест, на бортах «ФАУ-2» не рисовали. Зачем? Все равно ничьих других ракет рядом не было бы…
Крупносерийный выпуск «ФАУ-2» организовали на предприятиях подземного промышленного комплекса, построенного в бывших шахтах по добыче гипса вблизи города Нордхаузена. Инженеры и мастера были немцы, чехи, французы, рабочие и бытовые условия у них были сносными. Но огромное число рабочих было из пленных, которые жили в страшно тяжелых условиях, под постоянной угрозой расстрела. До 1945 года планировалось изготовить 12000 ракет, но, хотя в некоторые месяцы их и делали до 690 штук, общее количество «агрегатов», произведенных до апреля 45-го, когда Нордхаузен захватили американцы, составило 5940 единиц. Первый боевой пуск «ФАУ-2» немцы произвели 8 сентября 1944-го года по Лондону. Ракета упала в районе Чизвик...
СУПЕР-ФАУ-2
После высадки союзников в Нормандии и их стремительного продвижения на восток немецкие ракетчики, чтобы не терять из прицела Англию, решили увеличить дальность ФАУ-2. К серийной А-4 они к декабрю 1944 года добавили крылья. Новое «изделие» назвали А-4Б. По расчетам, дальность поражения должна была возрасти до 600 км. Фактически, в космос выводился самолет, который с третьей попытки удалось заставить лететь приблизительно в заданном режиме. Однако времени на доводку нового «агрегата» у фон Брауна не осталось — война закончилась.
Межконтинентальный «подарок дяде Сэму»
Нанести ракетный удар по Америке было заветной мечтой фюрера. Пусть удар и не всесокрушающий, но в нужном, с позиций произведенной паники, месте, и в нужное время. К 1944 году немецкие ракетчики уже поняли, что достичь Америки одноступенчатой ракетой невозможно — та ее часть, в которой двигатель и топливо, после его выгорания становится тормозом для боеголовки. Эту часть ракеты нужно отделять. Да и топлива с окислителем больше бы надо, и двигатель мощнее …
Немцы засели за расчеты, для экспериментов не щадя ни спирта, ни жидкого кислорода, и к январю 1945 года сделали опытный образец ракетного комплекса, состоявшего уже из двух «агрегатов», А9/А10, общим взлетным весом в 86 тонн. Вес топлива 70-тонной А-9 составлял 52 тонны, двигатель должен был развивать тягу в 200 тонн, всего в 3 раза меньше, чем у королевской ракеты Р-7, через 16 лет поднявшей в космос Юрия Гагарина. А-9 должна была разгонять до скорости 4250 км/час А-10, 16-ти тонный крылатый вариант ФАУ-2. А вот А-10 должна была разогнаться уже до 10000 км/час и доставить к цели за Атлантикой 1 тонну взрывчатки. Наводиться на цель А-10 должна была или по радиомаяку, который бы устанавливался заранее, или пилотом-смертником.
Гитлер хотел попасть не иначе, как в 102-этажный небоскреб «Эмпайр Стейт Билдинг»! Он рассчитывал, что таким образом удастся вывести США из войны. Всей операции дали название «Эльстер». В ноябре 1944 года с немецкой подводной лодки в США высадились немецкие агенты Эрих Гимпель и Уильям Колпаг. Каждый из них должен был самостоятельно устроиться в какую-то организацию по обслуживанию небоскреба, установить в нем маяк, послать сообщение в Германию и привести маяк в действие. Гимпель таки устроился в экскурсионное бюро и даже послал телеграмму в «фатерлянд», но Колпаг самостоятельно сдался ФБР. Он рассказал о характерной примете своего коллеги: сдачу он кладет не в кошелек, а в нагрудный карман пиджака. ФБР подняло на ноги всех владельцев газетных киосков и кассиров, и Гимпеля взяли до установки им радиомаяка. Гимпель получил электрический стул, Колпаг—длительный срок. Стрельба по «Эмпайру» не состоялась…
В разное время публиковались сообщения, что А9/А10, управляемая смертником, таки стартовала на Америку, даже назывались фамилия и имя пилота. Он якобы удачно долетел до расчетной высоты, отделил боевую часть и перешел в планирование к цели, но при входе в плотные слои атмосферы сгорел. «Огонь, всюду огонь» - такими якобы были его последние слова. И, конечно, «Хайль Гитлер!»...
Был ли фон Браун преступником?
Разжалованный из комбригов только в майоры, Сергей Королев в 1945 году был выпущен из «шараги» на волю. И сразу же его отправили для изучения немецкой ракетной техники в Германию. Осматривая в 1945-м ФАУ-2, бывший заочный соперник Вернера фон Брауна, пораженный достигнутыми немцами успехами, сказал летчику-испытателю Марку Галлаю: «Я вижу то, чего не может быть». Было! Гремело и убивало!
Всего за время применения, до 23 марта 1945 года, по Англии было запущено 1269 ракет, и 1739 ракет по другим целям уже на территории континентальной Европы. Больше всех досталось Антверпену - 1593 ракеты. По английским данным, на территории Англии разорвалось 1054 «ФАУ-2», убив 2754 и тяжело ранив 6523 человека. В районе Антверпена разорвалось 1265 ракет, убив и покалечив около 30000 человек. Всего с помощью брауновских «агрегатов» немцы сбросили на Англию 1034 тонны взрывчатки. Страшно и жестоко. Но…
В 1944 году в среднем 4100 четырехмоторных бомбардировщиков союзников ежесуточно сбрасывали на города Германии не менее 6000тонн бомб, причем не только на промышленные предприятия. В шесть раз больше, чем «Браун» сбросил на Англию за 7 месяцев. Удовольствие терроризировать Англию с помощью ФАУ-2 обошлось Германии в огромные суммы. Только затраты на сооружение ракетного центра в Пенемюнде равнялись сумме, достаточной для производства 10000, или одной пятой от общего числа танков, произведенных Германией во время войны. А сколько танков «съели» еще и те 5940 произведенных ракет, не сбросившие на советские города или войска ни грамма взрывчатки? Вот и выходит, что фон Браун косвенно… работал на СССР.
Тем более, что после войны «в помощь Королеву» в СССР прибыло более 150 немецких специалистов-ракетчиков, «взращенных фон Брауном», из них 13 профессоров, 32 доктора-инженера, 85 дипломированных инженеров и 21 инженер-практик. Именно из-за «творческого соревнования» с ними Сергей Павлович Королев и обогнал 4 октября 1957 и 12 апреля 1961 года Вернера фон Брауна, запустив в космос первый искусственный спутник земли и первого человека. Как ни парадоксально, но за такую работу на СССР хоть медаль «За победу над Германией» «ракетный барон» заслужил!
Виктор НОВИЦКИЙ 2
Свидетельство о публикации №215111000869