Пигмейские вибрации и выживание композиторов

«Флейтисты одевают наши души своими фантазиями» - так говорил о музыкантах Халил Джибран. Мне когда-то не давало покоя высказывание Бориса Гребенщикова, услышанное в одном из его интервью, что музыкант – это служебная профессия. Пока я не понял, что всё человечество крутится вокруг богачей, будь ты инженер, врач или писатель, и ни одна профессия не исключение. Роберт Киосаки говорил, что наше столетие платит наибольшие деньги артистам, музыкантам и спортсменам. Это так, если тебе удалось пробиться на Олимп. Обычно начинающие музыканты осознаЮт себя в жуткой социально-экономической яме. У группы AC/DC была песня “Its a long way to the top», это переводится как «труден путь к вершинам». Пока твоё творчество не разлилось миллионными тиражами копий, твою способность писать музыку окружающие воспринимают как серьёзный недостаток. И поверит ли в тебя твоя девушка, если ты ей скажешь, что хочешь быть похожим на Юрия Антонова или Константина Меладзе? Вероятнее всего, что нет. Не удивительно, что в жизни великого Ричи Блэкмора была такая текучка женских кадров – он был «невыясненным человеком», по выражению Достоевского. И это его роднит с Алёшей Карамазовым – именно то, что он смотрел поверх голов на свою мечту, а не себе под ноги. Большинство музыкантов проходят через уличную стадию развития. Если же этого нет, пока со скрипками дела идут не так, как хотелось бы, выход один – печь булки. Пока ты молод, тебе помогает молодость и определённая степень легкомыслия. Но по-настоящему легкомысленным может быть только духовно зрелый человек. Незрелый не может себе этого позволить.
   Вернёмся теперь к этой проблеме, именно – почему моя музыка проростает как трава сквозь асфальт? Как говорили львовские рокеры 90-х годов, «мы начали творить потому, что слышали музыку в себе, но мы не видели себя в музыке». Тенденция пошлости в современной музыке – это огромная и очень полноводная река. Конфуций и Платон увидели бы в этом государственную проблему. Платон в «Государстве» уделяет очень много внимания именно музыке: деградация искусства – это деградация народа и в первую очередь молодёжи. Я не призываю слушать классику – в классической музыке есть огромное количество маразматических произведений, в рок и поп-музыке есть огромное количество произведений гениальных или близких к гениальным. Очень многое в классике для современного уха просто неприемлемо. Главный принцип искусства – создать пространство, где были бы повычищены пятна скуки. Этот критерий для меня остаётся главным в творчестве и не только музыкальном. Давайте посмотрим, что же такое игра на VST и DX-синтезаторах сегодня – это искусство или нажимание кнопок? Почему игра на флейте это искусство, а игра на продвинутом синтезаторе – это нажимание кнопок? Мне кажется, что это искусство вдвойне, потому что для высшего пилотажа в современной электронной музыке очень желательно иметь техническое образование и совершенно необходимо, кроме музыканта, быть ещё и аудио-инженером хотя бы в зачаточной степени. Создание синтезаторов в своё время произвело революцию в музыке, сравнимую разве что с изобретением пианино. Современным композиторам, благодаря компьютерным технологиям, даны уникальные возможности, которых не было у композиторов прошлых веков. Хорошие треки сегодня пишут правильные люди, сидя у себя дома и совсем не обязательно на аппаратуре заоблачной цены. Похоже, что время дорогущих студий звукозаписи уходит в прошлое. При сегодняшнем развитии техники можно быть композитором, не только не будучи виртуозом-исполнителем (как им не был Шуберт, например), но даже совершенно не умея играть ни на одном из инструментов. Нужен дар от Бога, внутреннее содержание и классическое образование, всё остальное второстепенно. Но, каков бы ни был природный талант, никогда не удастся достичь многого в один момент. Как говорил Ориген, боги никогда не дадут человеку внезапного успеха ни в какой выбранной им области. Они ждут усилий, ждут труда, нужно съесть пуд соли. Это вроде бы говорит в пользу принятой сегодня системы образования в музыке. Но принятая сегодня система ничего не даёт человеку, желающему сочинять поп и рок-музыку – ему придётся переучиваться и всё постигать самому. Угадайте, какое учебное заведение в Петербурге занимается электронной музыкой и покровительствует её создателям? Консерватория? Ничего подобного – военно-космическая академия!
Сократ, будучи уже осуждённым на смерть, начал учиться играть на древне-греческом прототипе современной гитары. Друзья спросили: «Зачем?» Он ответил, что хочет очистить душу. Многие считают, что это безумие, я так не считаю. Что музыка способна воскрешать, целить, живить, поднимать настроение – это ни для кого не секрет. Наши мозги ставят на место по утрам не только чашка кофе и сигарета, но и какая-нибудь драйвовая песня или композиция, услышання по FM-радио. Влияние музыки на физиологию – вообще обширная и ещё малоизученная область науки. Мы не замечаем, насколько пагубно влияют на нас бытовые шумы – скрежет болгарок, рычание моторов, шум от железной дороги, например. И не подозреваем, что от всего этого можно заболеть.
   Так что же делать, если Фортуна распорядится твоему творчеству до конца дней не выйти из стадии народного творчества? Увы, ведь двери Небес открываются только действительно достойным, а двери музыкального Олимпа часто открываются и недостойным. Будь только благороден, как Владимир Ивасюк, а остальное несущественно. Засилье рептилоидов и людей пошлого склада в музыке сегодня большущая проблема. Какая высокая эстрада у нас существовала в 60-х-90-х годах, а сегодня какие мы видим разливы пигмейских вибраций! Наверное, одним из главных критериев для оценки своего творчества для меня останутся восточные притчи, в том числе евангельские. Старик Шопенгауэр говорил, что если душа твоя явственно говорит тебе, что твоё творчество чего-то стоит, не нужно обращать внимания на критику, тем более недоброжелательную, живя по пушкинскому приципу «Веленью Божию, о Муза, будь послушна…» Друзья, мнение которых мне особенно ценно, говорили мне, что в некоторых композициях моего последнего альбома они увидели зарю нового дня, не более и не менее. Мир всегда одинаково встречает все таланты – он старается их замалчивать и игнорировать, а когда делать это становится невозможным, он начинает льстить. Как говорят, доблесть скрываемая ничем не лучше могильного бездействия. Поэтому приглашаю желающих познакомиться с моим творчеством вцелом на Промодиджей – promodj.com/gukalov.

                Журнал "Мыстецьки грани",11.11.2015


Рецензии