Товарищ секретарь - гл. 12

(продолжение)

12. Фиаско

В понедельник с утра, как обычно, возле корпуса энергофака начали собираться абитуриенты. Сегодня должен состояться экзамен по химии для абитуриентов технологического факультета. Этот экзамен предстояло сдавать и Надежде Викторовне Меньшовой. Сам Виктор Степанович ещё накануне предупредил меня, что его не будет в институте весь день, чтобы не дать пищу для разговоров. Конкурс на её специальности продолжал оставаться большим, и намерение декана факультета Валентины Николаевны Марковой – лично обеспечить чистоту экзамена на этой специальности – о котором меня предупредил Меньшов, было понятным. Пока секретари разводили преподавателей и абитуриентов по аудиториям, я выпил кофе и пообщался с Жанной.
- Вы сегодня хорошо выглядите, Валентин Георгиевич, посвежевшим, отдохнувшим. Наверно в воскресенье ездили куда-то отдыхать? – поинтересовалась она.
- Да. Сделал себе небольшую разрядку, – подтвердил я и подумал: "Ведь чувствует как будто… запах женщины".
- Как думаете, сегодня день пройдёт спокойно, или как обычно? – спросила она.
- Скорее всего как всегда – непредсказуемо, – ответил я. Чуть позже выяснилось, что я не ошибся.
Сегодня мой "сводный список" отдыхал. Только один абитуриент из этого списка – дочь Виктора Степановича – сдавала экзамен по химии. Мы договорились, что она входит в аудиторию по моему сигналу после того как я проведу "подготовительную работу" с экзаменатором. "Даже если учесть большой отсев на математике, сегодня в эту группу придут сдавать экзамен сотни три человек! И это на двадцать пять мест! А как я найду её среди них? Я ведь её ни разу в жизни не видел! Вот сыщики-шпионы! Да, товарищ секретарь, промашка вышла. Думали о большом, глобальном, а на пустяке споткнулись. Ладно, что-нибудь придумаем. В конце концов. Рано или поздно она сама зайдёт в экзаменационную аудиторию. Главное – в аудитории дело сделать. А как я его сделаю?... Стоп! Списком ректора я сегодня прикрываться не могу. "Его" абитуриенты не сдают химию. Значит поручением трудового коллектива и социальным заказом я прикрыться не могу. Я лишился крупного козыря! И что теперь? Засветить Меньшова? Нельзя. Да и не даст это ничего. Его никто из преподавателей не знает. Для них фамилия Меньшов – пустой звук. Выходит я должен представить эту просьбу как свою? Так так так… Что же я об этом раньше не подумал? Отдых себе устроил, понимаешь! А ведь Третьякова предупреждала: "Не расслабляйся!" Вот ведь бестия! Всё видит, предвидит и предчувствует! Её Олег не сдаёт сегодня ничего. Значит её предостережение прозвучало для меня самого. А я пропустил мимо ушей. Это что? Голова закружилась? Промежуточный успех – ерунда! Важен конечный результат! Сегодня на весь день у меня один абитуриент. Неужели будет сбой?"
Я поднимаюсь и иду к аудиториям. Возле аудитории, где должна была сдавать экзамен Надюха, я встречаю декана технологического факультета Валентину Николаевну Маркову и Светлану. Собственно, обстановка перед аудиторией напоминала баррикаду, на которую с разгона я налетел, едва не разбившись. Перед входной дверью были поставлены два стола с узким проходом между ними. За одним из столов сидела Валентина Николаевна, за другим – Светлана.
- Здравствуйте Валентин Георгиевич, – приветствовала меня декан факультета.
- Здравствуйте, – ответил я и почувствовал себя почти так же, как тогда в ГАИ, когда пришёл разыскивать номер моей машины. Они сидят, я стою перед ними и присесть мне некуда. При этом они абсолютно спокойны, так как заняты делом праведным, а я пришел с какой-то своей просьбой, которую и озвучить то стыжусь.
- Вы что-то хотели? – продолжала она. – У меня такое ощущение, что вы шли к нам.
- Нет… я просто обхожу аудитории… Вот и Светлана подтвердит, что я всегда обхожу аудитории…
Светлана с удивлением переводила взгляд с меня на свою деканшу и обратно.
"Стоп! – сказал я себе. – Нельзя так падать. Ситуация осложнилась, но надо что-то придумать! Надо! Надо взять себя в руки первым делом и не паниковать".
- Я читала про вас в газетах, Валентин Георгиевич, – продолжала она. – Действительно, Валерий Владимирович принял правильное решение, назначив вас на эту должность. Вступительные экзамены идут как швейцарские часы. Несомненно, ваш организаторский талант переоценить невозможно.
- Ну что вы! – возразил я, вспомнив про Третьякову. – Я знаю людей гораздо более талантливых организаторов, причём без степеней и званий.
- Самородки? – спросила она.
- Да. Пожалуй что так, – согласился я и, почувствовав, что немного пришёл в себя, задал вопрос: А вы что, весь день здесь сидеть будете?
- Да, – подтвердила она. – И Светлана со мной будет. На этой специальности самый большой конкурс. Сами понимаете, я хочу, чтобы мы набрали самых лучших.
- Да уж. Можно только позавидовать. Из двадцати пяти человек на одно место отберёте лучших из лучших.
- Не скромничайте, Валентин Георгиевич. Что, на вашу кафедру не приходят толковые ребята?
- Приходят. Я уже сейчас кое-кого приметил.
- И что?
- Строю планы. Планирую будущую работу с ними. Хочу создать при кафедре творческую лабораторию для тех, кто желает развиваться. Хочу выпросить помещение для этого, кое-что из оборудования, а также финансовую самостоятельность, бухгалтер у меня уже есть.
- Это прекрасно, Валентин Георгиевич! – воскликнула Маркова. – Если этот вопрос будет вынесен на большой Совет, я поддержу вас.
- Спасибо, Валентина Николаевна! Я с утра сегодня чувствовал, что меня ожидает чья-то поддержка.
Мы рассмеялись и я продолжил свой "обход" аудиторий. "Та-а-ак, – думал я. – Упав, вы нашли силы подняться, но цели не достигли. Такую "баррикаду" не пробьёшь. Что же делать? Надо думать. Время пока есть, но его немного. Маркова пообещала поддержку, но совсем в другом вопросе. Тот, конечно, тоже важен, но сейчас мне нужна другая помощь. Именно помощь, потому что ничего взамен я дать не могу. И Марковой, похоже, от меня ничего не нужно, иначе бы сказала, или дала понять".
Вернувшись в свой кабинет, я по привычке плюхнулся в кресло, однако мысли мои вскоре прервал телефонный звонок.
- Березин, – ответил я, подняв трубку.
- Привет… – услышал я женский голос в трубке.
- Привет, – ответил я, узнав Лену.
- Как ты себя чувствуешь?
- Нормально. Мне даже сказали, что я посвежел.
Жанна простучала каблуками по "предбаннику" и вышла в коридор, плотно прикрыв за собою дверь. "Ведь чувствует! – опять подумал я. – Всё чувствует…"
- А у меня все разошлись куда-то. Я одна осталась. Дай, думаю, позвоню.
- Ну и правильно! – поддержал я.
- Ты ни о чём вчерашнем не сожалеешь? – спросила Лена.
- Нет, ни о чём. Всё было прекрасно. А ужин при свечах у меня был впервые. Я очень рад, что мы вчера встретились. Я действительно смог дать себе разрядку. Надеюсь и тебе было хорошо?
- Да. Как у тебя там сегодня? Лидируешь?
- У меня здесь сегодня что-то вроде отчёта перед избирателями. Есть небольшие трудности, и я пока не знаю как быть.
- Зато я знаю.
- Что?
- Что скоро ты найдешь решение всех задач. Причём именно скоро!
Мы попрощались и я положил трубку. За дверью послышались голоса, которые спорили и, как мне показалось, упоминали меня. "Что там ещё!" – подумал я и направился к двери. За дверью я увидел Светлану и Жанну. Светлана имела намерение пройти ко мне в кабинет, а Жанна не пускала её, ссылаясь на то, что я занят.
- Чем могу быть полезен? – спросил я.
- Валентин Георгиевич, мне нужно с вами поговорить, – ответила Светлана. – Давайте пройдём в шифровальную.
Я пошарил в карманах, нашёл нужный ключ и мы пошли в шифровальную.
- Валентин Георгиевич, – начала Светлана, когда мы остались одни, – мне показалось, что вы не случайно подходили к аудитории, мне показалось, что у вас там есть интерес. Если я ошибаюсь, то вы скажите и я уйду, а если нет, то мне кажется, что я смогу помочь вам.
"Ничего себе! – подумал я. – Вот это да! Совсем недавно мне хотелось погладить её, пожалеть по-отечески, а сегодня она предлагает мне сделать то, чего не могу сделать я! Может это детский лепет?"
- Света, я не думаю, что вам следует ввязываться в это. Я постараюсь сделать всё сам.
- Валентин Георгиевич! Я хорошо знаю Валентину Николаевну. Ещё часа не прошло, уже приходил декан энергофака. Она его отправила. Потом ещё два каких-то доцента приходили, я их не знаю. Она их тоже отправила. Туда сегодня никто не пройдёт. Это я знаю точно!
- И при всём при этом вы предлагаете мне свою помощь?
- Да. И я знаю, что смогу. У вас кто-то ваш поступает?
- Нет, Света, у меня никто не поступает. Это просьба со стороны, – пояснил я. Ситуация, действительно, непростая, но ведь и я ещё не забыл ваши слёзы в коридоре. Я просто не могу представить как вы сможете это сделать!
- Вам не нужно знать этого. Кто она?
- Почему вы решили, что "она"? – спросил я и тут же осёкся. – Ах, да! Там же одни девчонки поступают… Меньшова Надежда Викторовна.
- Дочь Виктора Степановича?
- Как? Вы и это знаете?! – удивился я.
- Как же не знать. Второй месяц по одним и тем же коридорам и аудиториям ходим. А раза два я их видела вместе. Её личное дело вместе другими личными делами хранится в нашем факультетском сейфе. Я его смотрела.
- Ну, дела! – выразил я своё удивление.
- Так что? Валентин Георгиевич, вы согласны? – настаивала Светлана.
Я был в замешательстве. Всё утро меня преследуют неожиданные сюрпризы. А этот меня просто "убил". Как она это сможет?
- Согласен. Света, о малейших изменениях в нежелательную сторону сообщайте мне. И вот ещё что. У неё средний балл…
- Четыре с половиной, – прервала меня Светлана. – Валентин Георгиевич, я знаю о ней всё, что есть в её личном деле, и этого достаточно.
- И вы это держите в памяти?!
- А разве у вас ничего подобного не бывает? – спросила Светлана.
Я подумал, вспомнил Саньку Смирнова и ответил:
- Бывает.
Светлана ушла. Я остался в полной растерянности. Сегодня я столкнулся с тем, что неожиданно оказался неспособным решить стоящие передо мною задачи, хотя раньше я это мог. И помощь пришла оттуда, откуда я её не ждал. Хотя… впрочем… может это и не так. Пожалуй, что в каждый день я сталкивался с разного рода неожиданностями, и решение находилось опять же там, где я не ожидал его найти. Ведь уехал Петрович на рыбалку, и мне ничего не оставалось кроме как ждать понедельника. Но я проверил, а оказалось что он не уехал! А с физикой? Я не вызывал Галину Леонидовну. Она сама пришла и устроила шум. Я не ожидал этого, но подумав, использовал в своих интересах. Так же и Света сегодня пришла неожиданно для меня, и я воспользовался её предложением. Может быть так и должно быть? Руководитель должен фиксировать и использовать для достижения своей цели все нюансы, все обстоятельства, сопровождающие развитие ситуации, а не созерцать их молча и бездумно, пытаясь найти какое-то своё оригинальное решение. Интересно, как она намерена всё это сделать? Я вернулся в свой кабинет.
- Кофе или чай, Валентин Георгиевич, – спросила Жанна.
- А что за чай у нас? – поинтересовался я.
- Индийский со слонами. Но похоже, что фасовка наша.
- Почему вы так думаете?
- Вкус не индийский, но в целом ничего.
- Значит чай! – заключил я.
Жанна разлила чай по чашкам и достала из шкафа печенье.
- Мы поступим, Валентин Георгиевич? – спросила она, когда мы заняли места за столом.
- Конечно! – ответил я и приступил к чаю. – А после экзаменов профком предлагает нам всем отдохнуть в институтском санатории на свежем воздухе. Поедете?
- Поеду, если можно!
- Здравствуйте! Как же не можно!? Вы же мой ближайший помощник! Жанна! Можете даже взять с собой кого-нибудь.
- А вы один поедете, Валентин Георгиевич? – спросила Жанна и замерла в ожидании ответа.
- Конечно нет! Я поеду с вами! Со всей приёмной комиссией!
Жанна расцвела.
Складывалось ощущение, что я тут сегодня не нужен. Секретариат работал слаженно, экзамен шёл полным ходом. Одно единственное дело и то Света у меня забрала. Какое-то время мы с Жанной пили чай и разговаривали на разные темы. Потом я пошёл слоняться по коридорам и по двору, наблюдая за тем как ведут себя абитуриенты. Молодые парни, девчонки были озабочены своими сегодняшними проблемами. Кто-то сдал на хорошую оценку и не скрывал своей радости, другие с волнением искали свою фамилию в экзаменационных ведомостях на доске объявлений. У меня не было этих забот, но завидовал именно я и именно им! Это у них вся жизнь впереди. Это у них пять лет учёбы в хорошем крепком ВУЗе вместе с другими такими же ребятами и девчатами. Будут экзамены, зачёты, дружба, любовь… Потом они начнут свою трудовую деятельность, и опять у них всё будет впереди. И как-то в свете этого не хотелось радоваться своему предстоящему двадцатилетнему юбилею грядущей осенью…
Побродив вокруг корпуса, я вернулся в свой кабинет. Через какое-то время я услышал стук в дверь и поднял голову. В дверях стояла Светлана и манила меня пальчиком в коридор. Она сияла и у меня не было сомнений в том, что она выполнила обещанное. Я вышел к ней в коридор. Все секретари после моего инструктажа в парке предпочитали выводить меня из кабинета, если нужно было поговорить на "посторонние" темы – опасались прослушивания.
- С вас шоколадка, Валентин Георгиевич! – объявила она мне. – Я всё сделала! Пойдёмте, расскажу!
Мы вышли из корпуса, прошлись по аллейке и присели на свободную скамейку.
- Она сдала на "пятёрку" и уже ушла домой, – поведала мне Светлана. – Я принесла её личное дело и показала Валентине Николаевне. Там кроме заявления, аттестата и почётных грамот есть дипломы за участие в городских конкурсах, есть фотографии её моделей. Мы когда принимали у неё документы, сначала хотели не брать у неё это. А потом я подумала, а почему бы и нет? Человек хочет показать свои способности! Девочка, действительно, способная. В общем я всё это показала Валентине Николаевне. Ей понравилось. И вот результат! Всё чисто!
Света сияла!
- Спасибо, Света, я ваш должник.
- Ну что вы! Я пошутила.
- А вы часом не родственники с Валентиной Николаевной?
Улыбка на лице Светы мгновенно растаяла.
- Нет, – ответила она, и после паузы добавила: Всё очень непросто. У нас с Валентиной Николаевной хорошие отношения.
- Вот как? – удивился я.
- Да. Но я думаю, что вам это не нужно знать. Мне намного меньше лет, чем вам, но жизнь меня уже успела потрепать и наказать за то, в чём я не была виновата. Валентина Николаевна – мой мудрый наставник, а мой пятилетний сын – её внук. Вот так сложилось. Я пойду, Валентин Георгиевич, мне нужно быть на посту, – Светлана опять улыбнулась.
- Да да, конечно! – ответил я.
Вечером я зашёл в магазин и обратился к продавцу:
- Дайте мне пожалуйста самый большой и самый вкусный шоколад.

(продолжение следует)


Рецензии