3. Послесловие. Отзывы читателей

          (Окончание. Предыдущее см. http://www.proza.ru/2017/12/25/574).

            Если попытаться подвести какие-то итоги, то скажу, что мне не стыдно за прожитые годы.  И, прежде всего, за годы службы Родине в качестве офицера-подводника. Исполнял свой воинский долг, как был обязан и понимал его сам. Ни у кого из моих подчиненных,  которых я учил на флоте или в Учебном центре, (а среди них много таких, что стали командирами кораблей, командующими соединениями и даже флотом),  не было больших аварий с потерей подчиненных. Это не говорит о том, что аварий у них не было совсем. Но значит то, что они умели, были научены, с ними справляться.  Знаю, что они надежно выполняли свои задачи по защите Родины в мирное время, и, уверен,  не дрогнули бы в бою.
           Радуюсь тому, что в большинстве случаев мои близкие,  друзья, мои подчиненные меня понимали. Полностью разделяю определение счастья, которое высказано в известном советском фильме «Доживем до понедельника»:   «Счастье – это когда тебя понимают».  Хотя, не исключаю, что были и другие, не только не понимающие, но и не принимающие мои убеждения и действия. Как в жизни без этого.
            До сих пор, теперь уже по Интернету, чаще всего к праздникам, приходят ко мне теплые отзывы моих бывших товарищей по службе, подводников, например:
           -  « Период с 11 августа 1982 года по 21 ноября 1984 года   считаю самым лучшим в своей службе. Тогда была настоящая СЛУЖБА, был настоящий ПОРЯДОК, был настоящий  ЭКИПАЖ и был настоящий КОМАНДИР !!! Всего наилучшего Вам и Вашей семье. В.П.Величкин»;
            -  «Товарищ командир! Здравия желаю! Всегда с благодарностью вспоминаю Вашу науку, (именно науку, а не нравоучения). Всегда Вас вспоминаем: Симинкович, Муртазаев, Куценко, Гониченко.   Долгих,  долгих лет жизни Вам! И счастья в новом году! Честь имею!  к 1 р.  Нестеренко Вячеслав Алексеевич»;

           Или вот из переписки с еще одним сослуживцем, бывшим старшиной 1 статьи Александром Житниковым, недавно разыскавшим меня в Интернете:
«Главное же, я очень рад, что Вы "пока ещё держитесь", и желаю вам ещё долго держаться, потому что таких людей как Вы не так много на свете, и я очень рад, что когда-то был знаком  с Вами.   ... Ещё раз огромное спасибо Вам за ответ и всего вам самого наилучшего. (Кстати, с верующими я много общался, но Вы общаетесь с ними гораздо корректнее, чем они между собой. Это меня тоже поразило приятно).  …Всегда помнил вас, ваше отеческое отношение ко мне, и посему безгранично уважал и уважаю вас». 
           Многие звонят, не забывают.   Память моих товарищей по службе, школьных друзей, однокашников по училищу не стареет…

           Горжусь тем, что помогал людям в период работы в государственных учреждениях после увольнения в запас. Горжусь  своими двумя детьми, пятью внуками, в воспитание которых мы с Верой Александровной вложили  свои силы и душу. Все они живут честным трудом,  уважают старших, и живут материально и духовно куда лучше, чем жили в их возрасте мы. Все, без высокопарных слов, патриоты России, и трудятся, в том числе, и на её процветание. 

           Рад тому, что мне удалось пожить и поработать в стране социализма, пусть и несовершенного, но где были свои преимущества. Народ  которой обогатил человечество бесценным опытом попытки строительства нового общества.   Рад, что пришлось стать не только очевидцем, но в какой-то мере участником того, что произошло на рубеже веков, на сломе эпох социализма и капитализма в нашей стране. Из двух разных мнений: «Чтоб ты жил во время перемен» - китайское проклятие,  и: «Блажен, кто посетил сей мир, в его минуты роковые» - русский поэт,  выбираю второе. Я прожил интересную жизнь от Сталина до Путина. На моих глазах рухнула тоталитарная система социализма с КПСС во главе. Развалился Советский Союз и вся социалистическая система в Европе.  Как и почему это произошло, хорошо ли это или плохо – предмет исследований историков, политиков, философов настоящего и будущего. Свою точку зрения на причины произошедшего я изложил в своих воспоминаниях выше. Другой вопрос – согласятся ли со мной многие из нынешних моих современников недовольных нынешними властями, демократией и новыми порядками. Ограничусь одним выражением известного политика (излагаю в упрощенном виде):  «Демократия – это  плохо. Но ничего лучше человечество пока не придумало».  Это, конечно, не значит, что не придумает и впредь, но решать этот вопрос оставим потомкам.

        АЛЬБЕРТ ИВАНОВИЧ ХРАПТОВИЧ, капитан 1 ранга в отставке.
                1980-2022 г.г.      
      


          ОТДЕЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ,(НЕКОТОРЫЕ ИЗ  НИХ ПРИШЛИ ПО ПОЧТЕ).

  ОТ ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ ЧИТАТЕЛЬНИЦ:
           «Первое впечатление - этот Ребенок выстрадан, любим ... Имя его - Флот!!!  Впечатляет искренностью и простотой изложения… 
 Позволю себе не согласиться с тем, что сослуживцы увидят только воспоминания о флоте и службе... Вам удалось правдиво, мощно,  а главное, искренне,   показать Историю и ее творцов . Хочется верить , что «Записки» найдут своих  читателей, вызовут спор и,  дай Бог, осмысление в душе каждого своего места и роли .
… То, что я произнесу, пусть не покажется  пафосным – Россия и ВМФ живы, благодаря таким, как Вы.
С уважением, Любовь Евгеньевна».             3.08.14г.

          
ОДНОКАШНИК ПО УЧИЛИЩУ И СЛУЖБЕ НА ФЛОТЕ ИВАН СТЕПАНЧЕНКО:

   «Ты даже не представляешь,  с каким удовольствием мы читаем, перечитываем и обсуждаем твою книгу. Продолжаем читать. Быстрее нельзя. Слишком серьёзная тема и вызывает много воспоминаний. В своей книге ты упоминаешь моё мнение о тебе , как о командире. Теперь я уверен в том ещё больше.
...Растревожил ты наши души. Пришлось вспомнить и нам военную службу. Очень многих твоих начальников и сослуживцев, упомянутых в книге, мы тоже  знали. Вспомнили их добрым словом. О твоих обращениях в вышестоящие инстанции я слышал ещё во время службы, но содержания, разумеется, не знал. А теперь, перечитав их, я ещё больше стал уважать тебя за твою честную гражданскую позицию. Самое главное, что ты по-настоящему болел за флот, ничего не требуя для себя лично. Книга охватывает самый сложный период нашей страны, в том числе в ВС и на флоте. Недостатков было очень много и все мы понимали что дальше так жить нельзя. А как никто не знал да и лидера путёвого не было.
     …ещё раз благодарим за книгу. Это действительно твой  выстраданный труд и он должен быть достоянием твоих близких и военных специалистов. Им будет интересно об этом прочитать.
                Желаем дальнейших успехов. Иван, Нина». 17.08.14 г.

ВИЦЕ-АДМИРАЛ ВАЛЕРИЙ РЯЗАНЦЕВ:

Уважаемый Альберт Иванович! Мы с Вами заочно знакомы. По крайней мере, я много хорошего о Вас слышал от обыкновенных офицеров-подводников, и слышал критику Вашего доклада от начальников. Вопросы, которые Вы поднимали в своем докладе тогда были очень "неудобными" Вашим начальникам 2 флотилии и ТОФ в целом. Вроде бы Ваши начальники соглашались с Вашими выводами и в тоже время сами они боялись открыто Вас поддержать. …Вы, Альберт Иванович, я так понял, по натуре другой. Вы не привыкли отступать от своих принципов. Вы шли на «стену» с открытым забралом. Но весь трагизм такой ситуации заключался в том, что ВЫ БЫЛИ В ЕДИНСТВЕННОМ  ЧИСЛЕ. Нет, Вас поддерживали многие сослуживцы, но они Вас поддерживали «на кухне», открыто Вас поддержать, значит обречь себя на то преследование, которому подвергались Вы.  …Всегда Вас заочно поддерживал в нелегкой Вашей командирской судьбе. Крепко жму руку, С уважением, В. Рязанцев.
Понедельник, 24 Ноябрь 2014 13:19


ЧИТАТЕЛЬ. 15.07.2015 01:00:

Хочу высказать свое мнение по поводу Книги, именно Книги, а не по поводу техники и службы. Мне Записки понравились, я бы сказал, что это одно из лучших произведений опубликованных на этом сайте. Живой язык, понятный и в меру “подводный”, делает Книгу очень простой и интересной для восприятия.
   
Заранее хочу уточнить – я далёк от подплава и моря вообще, я танкист-пехотинец и тот интересующийся читатель, но кого нацелена такая проза. Я не хочу комментировать политические темы и взгляды – где-то мы схожи, где-то нет (и это нормально). Записки меня увлекли по нескольким причинам.
 
Во-первых – становление командира – всегда очень интересно и увлекательно читать о том как становятся «первым после Бога». И что интересно – пока не встречал шаблона, у каждого командира свой путь и здесь очень важно пережить, не прочитать, а пережить.

Во-вторых – очень интересен переход с атомной подводной лодки на ракетоносец – подводникам это наверняка понятно, а читателю не совсем, и тут автору удалось впечатлить контрастом.
 
В-третьих – командир с годами становится опытнее и мудрее – читаешь и ощущаешь, как это происходит – первые БС с азартом и эмоциями, последние службы – уже буднично, по-деловому. И мыслей сторонних много.
 
В-четвертых – система она и в Африке система, но настолько черствая и нерадивая – когда автор описывает конец службы – аж зло берет!

Ну и самое, наверное, важное – даже для непосвященного человека, судьба автора просто завораживает. Насколько надо быть фанатом своего дела и веры в правоту, чтобы идти-идти и разбиваясь о скалы, как писал Горький, и всё-таки не разбиться, не сломаться.
Я ни в коей мере не могу оценивать или критиковать Ваши поступки. Но если честно, мне жалко, что Вы не стали адмиралом, хотя наверняка могли бы если бы захотели найти компромисс – может быть, помогли бы нескольким таким вот капитанам 1/2/3 ранга не разбиться о скалы, не пропасть и не попасть под нож системы.  Как Вам когда-то помог Голосов, например, как Вы помогали офицерам…


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ ЛЕВ КЛИОТ:

Прочитал Ваши мемуары, Альберт. Скажу так : этот жанр не люблю и кроме нескольких книг, Жукова например, больше и не читал. 
        А тут по вечерам читал с удовольствием. Пишу под главой "Училище", мне это ближе всего. Очень хорошо написано,  удивительно, как Ваша память удержала столько деталей. И ещё не могу не отметить одну вещь, поразительную, на мой взгляд.
      Вы пережили весь набор несправедливостей, непробиваемую стену чиновничьей обороны, но сознание такого человека, моряка, капитана с ног до головы, словно Лента Мёбиуса.  Причинно-следственную связь Вы почему-то не чувствуете.
      Не стану вступать в бесперспективный спор, я уже высказывался на эту тему.   Книгу конечно надо издать и в училищах флотских распространить. Это точно не для дам. Мужская жизнь.
Успехов Вам !   С уважением!     Лев Клиот   13.12.2015 01:57


 ЛЕТЧИК ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, ПИСАТЕЛЬ В.В. ЕРШОВ:

Уважаемый Альберт Иванович!

Внимательно, не отрываясь, не пропустив ни строчки, прочитал все Ваши произведения. Разделяю Вашу боль за судьбу страны, армии и флота. Радуюсь вместе с Вами тому, что Россия зримо поднимается с колен.
Точно так же душа болит за судьбу украинского народа, который мне столь же родной, как и русский. Сам я тоже этнический украинец, родился и вырос на границе Украины с Россией и впитал в себя две культуры, равно владею обоими языками знаю наизусть многих и русских, и украинских поэтов. То, что наши народы-братья разделены искусственно, не подлежит сомнению. Но каждый из них выбрал свой путь, свою судьбу и достоин своей участи.

Не люблю политику и околополитическую деятельность, поэтому перейду к литературным достоинствам Ваших трудов.

Язык, прекрасный русский литературный язык, причем, удивительная грамотность. Ясное, внятное, лаконичное изложение, хорошее чувство меры. Умело используемая в малых дозах специальная терминология. Спокойный повествовательный стиль. Глубоко раскрыта тема Труда. Высокий тон Служения Отечеству. Доброжелательное описание людей, с которыми приходилось делить службу и судьбу. И нет этих занудных портретов, мелочных трений и прочего мусора, не дающего читателю ничего, кроме скуки.

Мне как командиру корабля и инструктору близка тема Вашего профессионального роста, накопления, анализа и передачи опыта, воспитания подчиненных и принятия решений.

С детства испытывал уважение к морским офицерам, а уж к подводникам-стратегам отношусь так просто с пиететом. Глядя на Вас, лишний раз убеждаюсь: вот пример настоящего Офицера. Мужик, защитник Отечества, надёжа. Не посчитайте за лесть – Вы положили жизнь на алтарь Отечества, за это Вам и от меня, и от всего народа низкий поклон.
С глубоким уважением,
Ершов Василий Васильевич,
пилот-инструктор Ту-154.
   04.12.2015 08:02

 ОТЗЫВ ЕЩЕ ОДНОГО ЧИТАТЕЛЯ:
       « Как Ваш читатель, я благодарен Вам, за Вашу книгу.
Ваши «Записки» показывают опасный, напряженный,  труд экипажей,  по  управлению  Фантастическими Творениями Человека - современными АПЛ.
       Показывают сложность выполнения Боевой Службы в условиях автономного плавания.  Высокие требования к натренированности, научной, технической, подготовки экипажа.
       Требования к физической и психологической устойчивости членов экипажа.
       Требования к Интеллекту Командира АПЛ.
 
       Как художественное произведение, Ваши «Записки» вызывают у гражданина России, чувство гордости за наш ВМФ, чувство восхищения Вашими  действиями,
как Командира АПЛ.
       Ваше решение о продолжении Боевой Службы «К-454» после аварии,
 и принятых мер по остановке одного реактора, показало ВЫСОКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
к Командиру АПЛ.
       Требование объективно оценивать обстановку. Умение пойти на риск.
Принять на Себя ответственность за Решение, ОДНОЗНАЧНО ПРАВИЛЬНОЕ в условиях войны.
       И Риск  быть  Неправильно Понятым, с вытекающими  последствиями,
за решение продолжить БС,  для сохранение Мира на планете.
 
       Ваша Интуиция, и Высшее Провидение, спасло Мир от Ядерной Катастрофы,
когда Вы за 8 секунд, до НЕОБРАТИМОГО ПРОЦЕССА, приняли НЕСТАНДАРТНОЕ,
НЕ УКАЗАННОЕ  в технологиях, решение.  РЕШЕНИЕ о разблокировке кремальеры,  позволившей открыться  шахте горящей ракеты с ядерным зарядом  на «К-233»
      (Даже не говорю о возможности детонации других ЯЗ Крейсера,
Детонации ЯЗ на других АПЛ,  на складах Базы.)
       В  настоящее  время сняты «грифы секретности» с тех событий.
Но до настоящего времени, Вам не присвоено звание Героя России.
НЕСПРАВЕДЛИВО!
      Как Гражданин России, я считаю, что Ваши «Записки», должны быть
в библиотеках Военных училищ, Суворовских, Нахимовских, училищ. Должны учить курсантов, как Защищать Россию, Мир на земле. Учить, воспитывать в себе необходимые качества.
 
     … Думаю, что Ваша книга поможет курсантам, (имеющим объективные данные),
найти сплав Объективного и Субъективного, необходимый для становления Адмиралом.  (Для блага России, да и для собственного блага) .
       Как Командир АПЛ, как Военачальник, Вы пользуетесь Заслуженным Авторитетом не только рядовых граждан России.Вы пользуетесь Заслуженным Авторитетом Руководства МО,  Верховного».
                Николай Анатольевич Кизьяков.  Февраль 2017 г.



               


Рецензии
"Рад тому, что мне удалось пожить и поработать в стране социализма"
Это в той стране, где говорили " Следующее поколение советских граждан будет жить при коммунизме!" В той?

Денис Фоменко   03.03.2023 07:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.