Над страной неожиданный ветер свободы. Стиляги и д

             
                (50-70 -е годы прошлого века; впечатления  очевидца)

                Как ни приманчива свобода,                --                                Н                Но для народа
                Не меньше гибельна она,
                Когда разумная ей мера не дана.
                И.Крылов.      
    Оттепель пятидесятых прошлого века в СССР  была , во всяком случае официально, не запланированным,не ожиданным и в этом смысле  случайным явлением.Оттепель послужило фоном для других  не предсказуемых явлений .Одним из них было появление среди молодёжи своеобразной субкультуры -"стиляги", а  затем -"шестидесятников"," диссидентов"-правозащитников...
  На тему "стиляги" в России уже немало написанного,созданы кинофильмы,что само-по себе уже свидетельствует о значимости этого явления среди нашей молодёжи 50-тых годов прошлого века.Явление это не простое,существенное и для его более глубокого познания будут  обращаться ещё не один раз. В этой связи люди заинтересованные в этом уже несколько раз просили современников этого движения откликнуться и высказать о нём  своё мнение. Я один из таких людей..Я разделяю точку зрения писателя С.Л.Ярия,высказанную им в книге "Про  войну":..рассказывающий о войне должен сам иметь военный опыт. Это частный случай  общего правила,но применительно к данной теме правило приобретает категоричность. Воображаемая,а непережитая война-фальшива и смехотворна в описании.," Считаю ,что это правило применимо и к рассматриваемой нами теме. Не могу ручаться,что я  излагаю истину,но правду. Важно высказать то,что сам знаешь,высказать правду.
 .В те далёкие 50-е годы я был и очевидец и участник этого движения..  Мне пришлось не только противодействовать росту активности" стиляг",но и  выступать на стороне их определённой защиты.Я был и очевидец и участник этого движения..К уже  сказанному я попытался что-то добавить из опыта своей жизни.Используются и некоторые материалы из Интернета и публикации.    


            
Этой  субкультуре "стиляги" посвящён к/ф реж.Тодоровскго,где простой советский парень,который участвовал в комсомольских патруляз и дружинах.в конце находит друзей и любовь среди".. идейных врагов".Моя история во многом совпадает с историей основного героя фильма,поэтому очём я пишу во многом соответствует действительности.Это было в 1955-57гг.
  Созданы кинофильмы и другие художественные произведения, освящающие под разным углом зрения эту тему. Есть среди них удачные работы.В числе создателей этих произведений были и очевидцы этих событий. Считается лучшим кинофильмом на данную тему «Мне 20 лет» Марлена Хуциева.  В нём есть документальный эпизод в Политехническом музее,где читают свои стихи молодые поэты 
 Вознесенский,Евтушенко и Ахмадулина.   Этот фильм наиболее полно рассказывает о том времени. Есть там и такая сцена.Юный герой встречается с собственным отцом,погибшим на войне. Отец оказывается ровестником сына и не может ответить на его вопрос: как сыну жить. По тому,что он сам  ещё не жил.Хрущёв возмутился.Как так-отец неможет помочь сыну определиться
.Есть спектакль»Взрослая дочь молодого человека»,который назывался « Легендарным советским спектаклем о бывших стилягах-шестидесятниках»



Существует мнение,что на Урале в 50-х годах  во всяком случае среди студентов не было стиляг.Это не так.Стиляги в основном были из студенческой молодёжи как более образованной. Да,учились в основном бедные люди.Одевались скромно,что было,питались кое-как.Но были и другие.,из сотоятельных семей. Среди них были и стиляги.Один из таких случаев интересно описан бывшим студентом- журфака УрГу им А.М Горького,сейчас известным писателем  Альбертом Лихановым в романе-повестях "Обернись на поворотах ,или Хроника забытого времени."Событие относится к 1955-56 годам.Вот,что он пишет.
..Жил среди нас в общежитии студент-историк Альбнрт.Не из бедных ,не глупый.Со своим пониманием истории. Учился довольно легко,знал английский язык.Он был без хулиганского обояния,не курил,не пил,,с девчёнками вёл себя относительно скромно.Носил тёмные очки.,брюки -дудочки.,гавайские рубашки,с железной фиксой  во рту..  Любил громкую ненашинскую музыку,восторгался жизнью молодёжи на Западе.Любил выделяться одеждой..Его отец был ведущим конструктором  на крупном предприятии Челябинска.Альберт общался с иностранцами.на городской платинке.Его позиция-каждый живёт так как хочет и может.Но зачем он живёт мы так и не понимали.Да и зачем каждый из нас живёт мы тоже толком не знали.У нас был идеал Ленин и Сталин. Наш путь -коммунизм. У него похоже этих идеалов не было.Вера в это как-то облегчала наше существование..Альберт говорил,что историю надо делать собственными руками.Что протсходит пусть изучают новые последующие поколения.  Исторические примеры тормозят продвижение вперёд. На наши шутки он не реагировал.Он был убеждён в своём понимании. Он много знал об иностранной культуре. Мы же почти ничего не знали. Альберт обожал американский джаз Мы же кроме Поля Робсона никого не знали.У него была коробка записей музыки на ренгеновских плёнках.Говорит,что покупает их на Плотинке по вечерам,когда менты теряют бдительность.Однажды Арнольд сказал,что имеет отношение с польской шляхтой высоких кровей,отбывавших ссылку на сибирских просторах ещё во времена восстания 1863 года. Мы наблюдали как ,приклеив в мастерской к старым лыжным ботинкам желтоватую каучуковую толстую подошву,напильником выпиливал рубцы  по краям толстостенной светлой подошвы.На наши комментарии он шутливо отвечал:не мешайте жить.У кажлого своя история Мне нужна эта.Показал ботинки.Они получились стильные,сверху чёрные,а снизу белые.Он представил нам себя  как способ утверждения современной истории..На нём висела цветная рубаха с широкими руковами,а брюки дудочкой ,наоборот обтягивали выпуклости не только сзади, но и спереди На ногах сияли ботинки с рефлёной подошвой,которая выпирала на все стороны.Ноги походили на лягушачьи лапы.Мы ахнули. Вы не врубаетесь в современную историю.-Куда собрался ,стиляга.? -Куда,куда! На Плотинку!( В Москве у стиляг были свои места тусовок-Площадь Пушкина,в Ленинграде-Невский проспект,в Красноярске-Проспект Мира,в Свердловске Платинка на улице Ленина… Ведя отличный от других образ жизни Арнольд совсем не беспокоился за свою и своих      «товарищей» безопасность,хотя отлично знал,что к их существованию неравнодушна милиция.Ю.В.)

Вернулся в общежитие Арнольд за полночь. Дверь распахнулась,вспыхнул свет.и мы увидели Арнольда,трясущегося в рваной рубахе на голом теле и с пустыми руками.-Что случилось?Он повторял: проклятые комсомольцы!-А ты что не комсомолец? Арнольд ответил убито,а куда денешься? Сбросил стиляжьи лапти и завалился в кровать.(Лиханов).
Хотя стиляги и т.п.появились вдруг,их появление нельзя назвать совсем случайным.Оно было сподвигнуто глобальным закономерным процессом в обществе.Страна в основном была восстановлена после  войны. Но наступил такой момент,что ,например,в деревне перестало движение ,всё остановилось на нижней отметке,нужен был какой-то другой путь движения вперёд,к лучшей жизни. Пришедшие с фронта солдаты ,видевшие  жизнь в Европе, разбежались по городам,оставив стариков и детей -безотцовщину "развивать"село.

 
Этой  субкультуре "стиляги" посвящён к/ф реж.Тодоровскго,где простой советский парень,который участвовал в комсомольских патруляз и дружинах.в конце находит друзей и любовь среди".. идейных врагов".Моя история во многом совпадает с историей основного героя фильма,поэтому очём я пишу во многом соответствует действительности.Это было в 1955-57гг.
  Созданы кинофильмы и другие художественные произведения, освящающие под разным углом зрения эту тему. Есть среди них удачные работы.В числе создателей этих произведений были и очевидцы этих событий. Считается лучшим кинофильмом на данную тему «Мне 20 лет» Марлена Хуциева.  В нём есть документальный эпизод в Политехническом музее,где читают свои стихи молодые поэты 
 Вознесенский,Евтушенко и Ахмадулина.   Этот фильм наиболее полно рассказывает о том времени. Есть там и такая сцена.Юный герой встречается с собственным отцом,погибшим на войне. Отец оказывается ровестником сына и не может ответить на его вопрос: как сыну жить. По тому,что он сам  ещё не жил.Хрущёв возмутился.Как так-отец неможет помочь сыну определиться
.Есть спектакль»Взрослая дочь молодого человека»,который назывался « Легендарным советским спектаклем о бывших стилягах-шестидесятниках»








      
                1
 После смерти Сталина кончилась целая эпоха и впереди-тревожная неизвестность.Но с первых месяцев стали появляться проблески ослабления всеобщего режима,проблески свободы слова..
  Появлению  "стиляг" предшествовало время,когда многие молодые люди в новых условиях были увлечены нигилизмом,который выражался в критическом  отношении или в отрицании общепринятых  ценностей,идеалов,моральных норм,культуры,форм общественной жизни.Термин был связан с романом И,С, Тургенева "Отцы и дети" Развернулись дискусии.Зачинщиками дискуссий,направленных на низвержение замшелых,грубых порядков  и авторитетов и на заводах и в институтах  выступили смелые толковые студенты.И не только студенты,но молодые люди из рабочей среды. Я тоже был среди этой молодёжи.  Можно считать,что нигилизм -это определённое практически постоянное состояние социальной напряжённости в стране или отдельных её регионах.
 Субкультуре "стиляги" посвящён к/ф реж.Тодоровскго,где простой советский парень,который участвовал в комсомольских патрулях и дружинах.в конце находит друзей и любовь среди.." идейных врагов". Ирония в том ,что моя история во многом совпадает с историей основного героя фильма,поэтому то о чём я пишу во многом соответствует действительности.Это было со мной в 1955-58 гг в Свердловске.
   Мне думается,что    ветераны Великой отечественной войны знают смысл своей героической жизни-они спасали Отечество и Европу от фашистского порабощения. Они вернулись с войны более свободными ,чем уходили на фронт. В результате общения с ветеранами и изучая их жизнь  я могу утвердждать ,что  в результате своих привычек смело жить на войне и свободолюбиво размышлять и действовать без страха они постоянно находились в несогласии с порядками военной и мирной жизни,из которой они уходили на фронт.  Они поражены вирусом войны. Долгое хождение по канату между жизнью и смертью  дало о себе знать при возвращении домой в виде стрессов,отрицания всех  существующих норм человеческого поведения в мирной жизни. Помню ,в одной из сибирских деревень,где мне довелось мальчиком жить во время войны,возвратились с фронта несколько молодых ребят.Были среди них десантники.Ордена,медали. Некоторые из них вели себя как разбойники-пили.,дрались,избивали тех ,кто им возражал,дрались между собой.. И это продолжалось до тех пор,пока они куда-то не уехали,оставив матерей в деревне..Люди вздохнули с облегчением,хотя правление колхоза потеряло несколько нужных рабочих рук. Как в тылу так и на фронте радовались Победе,все верили в лучшую жизнь.Но когда каждый из пришедших домой увидел,как отразилась война на их родных и близких,когда каждый из них гордый в орденах,пьяный и весёлый увидел,что из  восьми  товарищей его детства вернулся он один и ещё один без ног,потерявший их под Кёнигсбергом в 45-ом,радость возвращения поубавилось.Наступил может быть самый страшный кризис души за всю войну. Вернувшихся с войны сопровождало угнетающее чувство стыда,вины,за то,что он жив,а его товарищей нет. Братья ,сёстра.матери смотрят на них и ласково и печально,а иногда и укоризненно, как будто они виноваты в их беде,в том,что их родные погибли,а они остались живы,пришли. Они не виноваты,но "всё же ,всё же,всё же". И можно утверждать ,что возвратившиеся с войны солдаты создавали известный фон свободной критической мысли,которая  легко усваивалась  молодёжью и интерпретировались по разному.

  "Стиляги"были резкими  и безкомпромиссны не в суждениях ,а в поведении.Среди них в основном были дети директоров заводов,фабрик,учреждений.. начальников,живущих без нужды,без забот...Они выражали "приход" свободы своими протестами,своим материальными возможностями и подчас разнузданным поведением,защищённым авторитетом своих отцов..
                2      
. Нигилизм, глубокое критическое свободомыслие проявлялись по-разному,но прежде всего в неверии властям..в тоске не до конца осознонно  о чём-то ушедшем или о чём-то ещё не пришедшем..
 В основном это были люди бывалые,грамотные  из толковых студентов, из рабочей  интеллигенции,из бывших военных,прошедших войну,побывавших в Европе повидавших жизнь за границей и желающих что-то изменить в нашей жизни.Для них  свобода стала чувствоваться прежде всего в свободе суждений,в диапозоне критики властей,их отношениия к людям.
Мы как-то вдруг поверили,что каждый из нас что-то значит,что-то может изменить силой ума ...Мы выражали это в критической тематике выступлений агитбригады со сцены Дворца культуры, при полных деревенских клубов при одобрительной реакции зрителей. Были острые публикации в газетах!Сообщалось о снятии с работы некоторых руководителей заводов ,институтов....Но, как говорится : не долго  газетах,музыка играла....
 Первый раз тогда я встретился с органами госбезопасности.Работник КГБ пришёл к нам в общежитие Верх-Исетского металлургического завада и беседовал со мной и ещё несколькими ребятами о политической бдительности.Поняв ,что все наши разговоры никак не связаны с заграницей,а- плод нашей размышлений о жизни в окружающей среды,порекомендовал вести себя по аккуратней и ушёл.


 Время было очень интересное ,аналитическое,рисковое. Все мы были как бы на перепутьи.Общество,особенно молодёжь , получило заряд энергетики.Никто не знал ,что будет завтра и послезавтра.Постепенно стали формироваться и новые вопросы,на которые  никто не мог ответить. Оставалось одно понимание ситуации у трезвой молодёжи : при любом раскладе -нужно заботиться о себе, своей свободе . Нашим девизом в жизни тогда и сейчас являлся девиз  романа В.Каверина "Два капитана"-"Бороться и искать,найти и не сдаваться".Надеяться только на себя.
В головах молодёжи и не только у неё был не управляемый хаос.Многие из нас хотели быть героями типа тургеневского Рудина. Такие произведения как "Рудин","Отцы и дети","Что делать" Чернышевского заметно влияли на формирование философии жизни молодёжи. О философии свободы в то время мы знали мало. Чувствовалось ,что в жизни начинаются перемены,но осознанно к этому никто не был готов.
И стиляги в этих условиях воспринимались как случайное явление среди праздной молодёжи..
                3
               
 Известно,что если в стране после многолетнего режима наступает "оттепель",то незамедлительно в обществе прорывается дух свободы,который,как правило,носит неоформленную даже уродливую форму. Мы знали,что есть тюрьма и есть свобода. Нам тогда показалось,что мы почувствовали вкус определённый интеллектуальной свободы.Но поведение стиляг мы совсем не одобряли.
  На это состояние определённой части общества оказала влияние и так называемой Хрущёвская"Оттепель". Помню,что от людей начал уходить страх-это большое достижение "Оттепели". Страх ,пораждённый репрессиями 37 года. Таталитарный страх-как средство повиновения людей был сформирован ГУЛАГом. Страх ГУЛАГа жил и ещё живёт в нашем обществе.Он ещё не прошёл.


 Снижение социально-политической напряжённости в стране создало повод для того чтобы определённая часть молодёжи,восприняли некоторые элементы западной моды стала назойливо примитивно выделяться своим внешним видом и экстровагантным поведением в обществе. Эту часть молодёжи и стали называть стилягами.
    Слово"стиляги" вошло в обиход с 1949 года (Д.Г. Беляев." Стиляги"). Течение  возникло в конце 1940-х и существовало до начала 1960- х годов  прежде всего в  крупных советских городах Москве,Ленинграде,Одессе,Свердловске,Новосибирске...Со временем оно распространилось  в той или иной степени по всей территории  страны.   В качестве эталона  стилягами был принят американский образ жизни. Делали они это,как говорится ,без купюр,что и повлияло на нездоровое к ним отношение.
   Стиляги-это стиль одежды представителей одноимённой советской субкультуры,характкризующей экстравагантностью.Субкультура-система норм и ценностей,отличающихся группу граждан от большинства общества. Я с этим явлением непосредственно соприкоснулся в Свердловске и хорошо знаю что это такое. Мы думали,что стиляги в нашем обществе явление  сугубо временное,но обстановка  в стране менялась медленно,а стиляги оставались яркими и лишь несущественно видоизменяясь.Это явление стало заметно ослабевать стала исчезать реальная возможность по внешним признакам выделяться из других.               

  Стиляги стремились показать себя в более выгодном свете.Носить яркую,экстравагантную,хотя и не модную одежду,ходить в рестораны,не участвовать в общественной жизни,проводить время с броскими девочками... Не все стиляги были бездельниками,многие работали и учились.Но имели дополнительные возможности на такое обеспечение.
   Такой яркости,вычурной одежды,в какой ходили стиляги ,в наших    магазинах в то время проктически не было. Вообще и продуктовые и продовольственные магазины  в Свердловске были прямо скожем без излишнств...Трудно сказать где и как они доставали  яркую дежду.где покупали  ботинки на таких высоком каблуках.. Студенты в большинстве своём одевались в спортивные костюмы,питались в буфетах общежитий молоком и хлебом ,который был бесплотный.
Прямой угрозы власти  "стиляги" не представляли,хотя раздрожали вольным поведением, самокрасованием,,"хилянием", в не обычно     обтягивающей тело юбках и в брюках-дудочках , с длинными волосами, используемых  бессмысленный сленг ,увлеченных сумбурной западной музыкой типа " буги -вуги" и полным показным игнорированием классики и существующих культурных порядков.
.В то время основная масса молодёжи -студенты ,рабочие были бедными и им было не доступны ни экзотическая одежда ,ни рестораны,ни радиоприёмники ,ни пластинки с западной музыки. Стиляги выделяли себя из массы простой молодёжи по принципу: " у меня есть то,чего нет у тебя ,ты выглядишь иначе,чем я и мои товарищи,и ,значит ,ты чужой" и примитивный".
 Шутка-шуткой,но постепенно стали воспринимать атмосферу,образ жизни,поведения стиляг,как проникающий в нашу страну с помощью этой  молодёжи западный дурман. И действительно, на фоне типичного  поведения основной массы молодёжи  в то время  ,поведение "стиляг" смотрелось   в обществе как вырвавшихся из заопарка обезьян

Большинство стиляг были моложе нас. Кто были мы -стуленты 50-х годов? Это -дети войны,большая часть безотцовщина-отцы  погибли на фронте. У всех позади голодное послевоенное детство.Но не деньги были нашим  божеством,а Идея,Братство,Равенство.Вера в светлое царство социализма. И учёба и работа ради всего этого. В те времена среди нас богатых не было. Все были равны,т.е.одинакова бедны. Одевались тоже неважно. В основном в лыжные костюмы..Но жили весело. Заложено было в нас великое любопытсиво,которое помогало и учиться,и работать,и заниматься спортом,и путешествовать. Особенно нас влекли путешествия. Всегда рвались "за туманом и за запахом тайги" на благо Родины.
Я помню как приходящие на вечера в рабочих общежитиях и в клубах эти молодые люди подавляли своим видом и развязным поведение,диковинными танцами всех остальных,хотя стиляг было много меньше,чем скромных нормальных студентов и заводских девушек и ребят.
                4
 Власти  понимали ,что многие из рабочей и студенческой молодёжи в чём-то завидуют стилягам, стараются подрожать им  и в музыке и в танцах , приняли такую оценку .этого явления: "стиляги- это носители и распространители  чуждой для нашего общества  буржуазной идеологии".  И это уже было не на голом месте. Всем своим поведением стиляги как бы стали оказывать управляющее воздействие на нашу скромную здоровую молодёжь.
 А это уже политика-официальная точка зрения партии. Мне думается,что власти больше всего затрагивало то,что  эта часть молодёжи не признавала  авторитет  партийных и комсомольских работников- несущей конструкции нашего строя.  И власть,партия обьявило войну всему движению "стиляг"определяя  их по известным признокам их внешнего вида и поведения.
                Не долго музыка играла...
               
Свободным я считаю того,кто ни на что
                не надеется и ничего не боится.
                Демокрит               
               
                -

                Ах как я была влюблена,мой друг,
                и что теперь?
                Я думала это весна,а это
         ..                оттепель..
                Меладзе К.Ш.
                (из к/ф Оттепель)


   Партия и комсомол были едины: партия сказала-комсомол ответил-есть! Тимур  Седыкин- секретарь комсомольской организации Верх-Исетсеогои металлургического завода в Свердловске и вся его команда, с презрением  относились к богатым,к тем ,кто на родительские деньги,разодевшись изображает из себя особых мальчиков и девочек. Мы, участвуя в противодействии " проникновению буржуазной идеологии" в среду работающей и студенческой молодёжи, в форме юмаристический  сценок не столько выводили "на чистую воду" самих стиляг,их суть,сколько  доводили  до других их внешний  облик и признаки аморального поведения,проживая  за счёт богатых родителей,что особенно воспринималось в обществе негативно. Сейчас ,по прошествию более 50 лет люди уже почти не помнят о том ,кто  такие были стиляги,но общество попрежнему  волнует падение этики и морали нашей молодёжи,но уже не только в городе, но и в деревне. Считаю , что наши усилия в этом плане были проявлением правильной реакции здоровой части общества на одно из  негативных явлений,набирающего силу  ветра нашей свободы. Я склонен рассматривать  движение "стиляг" следствием оттепели,а не причиной её.Хотя сбрасывать со счётов факторов осмысления  приходящей свободы в нашем обществе,фактор движения "стиляги" тоже сыграл определённую положительную роль.  Какими бы они не были ,они не боялись казаться смешными и того,что их критикуют и осуждают большая часть "здоровой" молодёжи. Их поведения не были преступными,их осуждали за противопоставления их поведения общепринятой норме поведения в нашем обществе,как носителей другой аморальной морали. При организации наступления на стиляг часто использовали содержание  фельетона "Плесень", опубликованного в" Комсомольской правде" в 1953 году. Среди ни были разные и по отклонению от норм поведения и по "дикости" по внешнему виду.  Многие из них  отличались  подчеркнутой аполитичностью,цинизмом в суждениях,отрицательным отношением  к большинству типичных норм советской морали. Выделялись яркой одеждой,особым сленгом разговора,интерес к зарубежной  музыке и танцам. Обществом они были замечаны и выделены как ведущие аморальный образ жизни  в 1950-1960 гг.Некоторые  считают ,что  стиляги это своеобразный протест этой категории молодёжи против   стереотипов поведения в советском обществе..В принципе,скорее всего, оно так и есть,но в мативации их поведения эгого не просматривается." Городские пижоны ,бесятся от жиру." -было написано о стилягах в одной из газет.
  Одежда  стиляги была яркая,дерзкая ,шокирующая.  Сначало одежда стиляги  была:яркие широкие штаны,мешковатые пиджаки,яркие разноцветные носки,широкополые шляпы,длинные галстуки,,оригинальные причёски-коки,затем  широкие штаны сменили брюки-дудочки,пиджаки стали клетчатые. Модными считались ботинки на толстой каучуковой подошве,на манке.
Женщины- стиляги носили обтягивающие или пышные юбки Платья были из яркой ткани.
Причёска -венчик мира,. минимум косметики на лице.
 За выделение и не покорность общеприняной  модницы подвергались моде разбору на товарищеских судах или даже расправе.Любой рейд на стиляг завершался оскорблением или  принудительной стрижкой  причёски девушки. Я помню,что все эти репрессивные меры не  влияли на поведение  стиляг. Не обращая внимания на запреты "Чувихи" наряжались ярко,копируя наряды  с европейских журналов,сами шили юбки выше колен с разрезами,женские брюки,капроновые чулки,туфли с удлинёнными носамии очень высокими каблуками.Они даже давали нам свою  карикатурную одежду для юмористических сценок на тему" стиляги гуляют...
" К 60-м мода становилась скромнее,сдержаннее. В моду вошли мужские серые пиджаки,основательные туфли ,плащи строгие прямые юбки. Молодёж стала более разборчива в своём мировоззрении.
 Молодые люди, следуя моде предпочитали джазовую музыку. Увлечение  этой музыкой и зарубежными танцами было  в ущерб серьёзной классическлй музыкой и советскими песнями и танцами..
 Но  культура поведения стиляг в целом была на низком уровне. И это тоже формировало о них негативное мнение. В одной из газет металлургического завода была опубликована такая статья. В Дворце культуры металлургов состоялся вечер на очень важную тему" За честь нашего города".  В пригласительном билете указывалось,что после выступлений состоится концерт артистов,посвящённый творчеству  великого французского композитора  Жоржа Бизе и состоятся танцы. Казалось ,что мероприятие под угрозой срыва. Но заиграл оркестр и  аудитория выросла словно из из-под земли в основном зал заполнился молодыми металлургами. . Исполнялись чудесные отрывки из произведений Бизе.  Однако,почему-то зрители всё чаще и чаще поворачивали голову в сторону,противоположную сцене. На лицах многих нервные напряжения.Вместо восторга,вызываемым  исполнителями. Один артист призвал  тех .кто не хочет слушать-покинуть зал...Многие поняли ,что это не эстрадный концерт,что здесь нечего ожидать джазовой музыки и многие молодые люди начали удаляться из зала.Они бесцеремонтно громко разговаривали. Никакого уважения к публике ,к себе,к артистам.После вынужденной паузы большая  часть "публики" демонстративно удалилась. Но и кто остался в зале не создавали  порядка. Аплодисменты раздавались не вовремя,ни к селу ,ни городу. На вечер пришли ,видимо те,кто уже не однажды протирал подошвы в этом помещении под звуки,имеющие весьма отдалённое
 сходство с музыкой.Венцом бескультурья было то ,что после прекрасного концерта,едва он закончился,к фойе вновь начались танцы "И те ,кому не под силу было выслушать творения великого Бизе,с нескрываемым удовольствием приступили к исполнению набивших оскомину телодвижений". Этот вечер показал,что культура значительной части молодёжи находится ещё на низком уровне. От этого стыдно и больно. Но это факт!( из статьи Л.Васильева "Вечер мог быть хорошим",1960)
 В фельетоне  Беляева танцы,которые исполняли стиляги описываются так:Я сам давно заметил,что стиляга  с Мумочкой под музыку обычных танцев- вальса,краковяка-делают какие-то ужасно сложные и нелепые движения,одинаково похожие и канкан,ина пляску дикарей  сОгненной Земли. Кривляются они с упоительным старанием прямо в центре круга. Для большинства  все их кривляния  воспринимались просто пошло.  Они выделялись на общем фоне как белые вороны.
   Один из самых значительных российских джазменов (впрошлом стиляга) Алексей Козлов ТАК ОПИСЫВАЕТ ситуацию: контролировали всё: одежду и причёски,манеры и то,как танцуют.Танцы ,утверждённые РОНО,да и манеры были из прошлого века-падекатр,падеграс,полька,вальс Факстрот был , его и не запрещали и не рекомендовали. Танцевать без каких -то вихляний..На стиляг смотрели как на вражью силу..Стилягам было посвящено целый ряд статей ,камедий  кинофильмов, спектаклей,где они изображались в качестве потенциальных врагов Советской власти.-" Сегодня он играет джас,а завтра Родину продаст".. В принципе это помогла кое-в чём разобраться и самим  представителям  этого движения и изменить стиль своего поведения.Им перестало нравиться название "чувак"."чувиха".
 Повышенный интерес стиляг к западноевропейской и американской поп-культуре,стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Именно преклонение перед западом создавало вокруг них атмосферу нетерпимости. Их внешний  вид ,аполитичность и развяонное поведение  переносили на внутренний мир,который представлялся чужим,убогим ,противоестественным.   Они позволяли себе то ,что не было принято в обществе в то время.   Меры "перевоспитания" стиляг применялись разными. Даже били на танцах. Когда ,то чем они выделялись стало доступно другим  ,они стали исчезать.  Однажды я спросил стилягу: ты что так разоделся? Он сказал :а что меня всё-равно здесь никто не знает. А спустя несколько времени на этот же вопрос он ответил: а что, меня здесь все равно все уже знают.
 Стояла ли задача-победить стиляг? Стояла,но недолго. Их победило время ,когда они не смогли больше выделяться на фоне большинства.Хотя такого рода молодые люди есть и сейчас и будут в будущем,но смотрят на них уже иначе-часто удивляются,но без укоризны.Общество стало уже другим...

  В 1955-1957 годы  С оветский Союз стал освобождаться от ксенофобии послевоенных лет.Люди стали выходить на улицы ,одетые как им угодно,а не так как требовало общая патриархальная норма постановление коммсомольского собрания Вялая борьбв со стилягами ещё продолжалась и сама собой  прекратилось. Стиляги как адиозное негативное явление явление практически перестало существовать.
  В Свердловске  стиляги имели широкое распространение. И там компания  борьба с ними    носила активный, организованный и агрессивный характер. Подвергались преследованию молодые люди  с длинными волосами,узкими брюками,с яркими галстуками и пиджаками,которые ,якобы, насаждали в  ряды нашее передовой молодёжи буржуазную идеологию и чуждую нам мораль. На борьбу с этим злом поднимали молодых  людей из студентов и рабочих комсомольцев. И ,надо сказать ,не безуспешно. Летучие отряды обрезали волосы,разрезали брюки,срывали галстуки и пиджаки,унижали молодых людей и ихспутниц. Делалось это под лозунгом борьбы с буржуазной идеологией,с безвкусицей и т. п. В  число "борцов" входили в основном ребята ,пришедшие на заводы и фабрики из деревень. Они мало разбирались в моде и политике,но пока не выбрались из бедноты,но чётко управлялись комсомолом и партийными органами  по месту работы и учёбы. Особенно функционеры боялись того,что молодые люди  всё больше начали проявлять свободомыслие и стала чувствоваться угроза их(функционеров) их благополучия. Люди ,вышедшие на борьбу со "стилягами" главным внутренним мотивом имели противостояние богатым со стороны  бедных. Им симпотизировали  и некоторые студенты и рабочая молодёж,которые не знали как распорядиться нахлынувшей свободой,чтобы выплеснуть свой потенциал,свою энергию,чтобы самовыразиться,утвердить своё "Я". Этого хотел каждый,но все это делали  по-разному. Скажу откровенно- в чём-то мы им завидовали,но духовно чувствовали  себя выше их.
  Стиляги выделялись из толпу  в основном своим внешним обликом . Никаким глубоким обоснованием  своего поведения ,в том числе протестного характера против  существующих порядков политической системы они не занимались. Они мыслили по-существу так же как и все. Поэтому их просто взять и запретить было трудно. Не за что. Исчезли объективные условия  их выделения из других и течение стиляг ослабло,стало мало заметным .
                5
 Но бороться за большие  свободы в обществе ,когда  возникли благоприятные для этого условия, -дело заразительное и появились люди,желающие выделиться, создать себе популярность в этом деле и в это время.  Это были "шестидесятники" и диссиденты,которые  уже пытались мыслить и говорить по другому,имея "наработки" стиляг.и новую обстановку Они тоже стремились быть сами собой,действуя с новыми задачами ,используя новую тактику...
Шестидесятники " вьехали" в наше общество как бы на троянском коне.Представляется,что в качестве их объекта стал"результат" воздействич на поведение в толпе  стиляг со стороны властей ,в котором иностранные государства увидели нарушение прав человека. Если  в образовании и поведении стиляг не было непостедственного участия иностраецев,то в образовании и действия шестидесятников и дессидентов такое участие явно просматривалось и даже финансировалось иностранными государствами. Их действия стали напрямую угрожать устойчивости власти. Поэтому и противодействие им государство осуществляло с применением уголовно правовой системы.Адекватно ли угрозам этого явления использовалась система мер борьбы с ними сказать трудно .Думаю,что в цегом,да. Были и перегибы.
 Считают,что Шестидесятники - субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами. Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война и эпоха «оттепели».
 В основном это были те же нигилисты,не удовлетворённые успехами "оттепели".
Большинство «шестидесятников» были выходцами из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 1920-е годы. Их родители, как правило, были убежденными большевиками, часто участниками Гражданской войны. Вера в коммунистические идеалы была для большинства «шестидесятников» самоочевидной, борьбе за эти идеалы их родители посвятили жизнь. Однако ещё в детстве им пришлось пережить мировоззренческий кризис, так как именно эта среда больше всего пострадала от так называемых сталинских «чисток». У некоторых «шестидесятников» родители были посажены или расстреляны. Обычно это не вызывало радикального пересмотра взглядов — однако заставляло больше рефлексировать и приводило к скрытой оппозиции режиму(?)

       Сейчас трудно однозначно сказать  в какой последовательности появились в нашем обществе :стиляги ,шестидесятники, диссиденты. Все эти явления взаимосвязаны и все они послужили определённым толчком  развития свободы мысли ,слова и поведения  в нашем обществе. Сейчас спорят ,что появилось прежде всего ,что явилось предвестником для других и что было более значимым- шестидесятники породили диссидентство или наоборот. Сейчас,  по-существу,  в том понимании уже нет ни стиляг, ни шестидесятников ни диссидентов. Хотелось бы отметить следующее. Потенциал неудовлетворённости  в обществе в сфере культуры,политике, и в других областях жизни  и стремление реализовать  этот потенциал было всегда. Этот потенциал в значительной степени формировался и на основе увиденного за рубежом, и воспринимаемого из передач зарубежных радиостанций Мир уже давно стал взаимозависимым и новости жизни в мире распространялись по различным каналам. Но уровень развития стран был и есть не одинаков. И чаще  как при сообщающихся сосудах "переливание" идёт от большего уровня развития ,от большего потенциала к меньшему. Как говорят, определённая часть нашего общества уже была к" разврату "готова. Не доставало условий ,позволяющих  этой части населения выделиться  на фоне вялотекущей жизни обывателей. И вот в 50-х годах такие условия появились, наступила "оттепель",хрущёвская оттепель. Видимо ,в известной степени это было время,когда начали в мире проявляться признаки законов глобализации. Это начало выражаться в виде ослабления постоянного страха- не то подумать ,не то сказать ,не так себя повести и дало толчок к самовыражению в начале определённой части молодёжи. Прежде всего это выразилось в оригинальной вызывающей прозападной форме  одежды, развязного стиля своего поведения, и определённой ополитичноси в суждениях. Это были т.н.стиляги. Чаще всего это были  юноши и девушки 16-20 лет,студенты  или безработные-дети состоятельных родителей,способных обеспечить их соответствующей одеждой и социальной защитой.
 На кричащую одежду и вызывающее поведение  стиляг последовала негативная реакция со стороны малоимущей молодёжи. Нельзя сказать ,что стиляги не привлекали внимания.Они не были агрессивными,не приходили на танцы пьяными,но они выглядели в чём-то недосягаемыми для большинства  молодых людей и не только по одежде,а своего запредельного,но не хулиганского поведения. У них всегда были деньги и вокруг них группировались наиболее симпатичные девочки.
 Я всё это видел и знаю. Могу прямо сказать,что негативное к ним отношение было вызвано прежде всего завистью и прямолинейностью нашего восприятия.. Мы жили своей целеустремлённостью, верили в светлое будущее, в коммунизм, а стиляги своей ополитичностью,  как бы прославляли капитализм, США,унижая наши порядки,наш образ жизни и нас самих-рабочих,бедных студентов..В этой ситуации взаимоотношения со стилягами носило характе борьбы .Но они были беззащитны так же как и остальная молодёжь.
 Не могу сказать,что  стиляги представляли собой во всех отношениях продвинутую молодёжь,но они неплохо знали зарубежную музыку,и вообще жизнь за рубежом,хотя нашу жизнь они чаще знали плохо.....Они сами шили свою одежду.Нередко их одежда напоминала стиль 20-х 30-х годов ,но в магазинах в тг время ничего подобного небыло,многое они доставали за границей.  Видимо, и в то время уже было существеннон расслоение в обществе на богатых и бедных. Именно в этом основная причина неприятия стиляг. Условиями появления стиляг в СССР-было снижение социальной напряжённости-потепление!
Прктически в это же время былиь люди более взрослые ,размышляющие в критическом плане о нашей жизни,пытающихся что-то изменить.Их и называли шестидесятниками. Эти явления в большей степени имели место во время моей жизни в Свердловске и Москве. В Тюмени они были мало заметны. Подчеркнём ,что это были теже нигилисты..Они есть и сейчас.
               
 Сегодняшние жизнь в стране, порядки во многом отличаются  от той обстановки ,в которой мы жили во время стилях и шестидесятников,но велика ли роль этих течений  в достигнутом  сказать трудно.Если учесть роль объективных факторов в развитии демократических процессов  в России,то значение названных течений может оказаться ничтожным.  Наша система огромная,её инерция не оценимая .И что такое хорошо и что такое плохо в ней хорошо знали и Ленини , и Сталин и Хрущёв,и Брежнев и Андропов и Горбачёв и Ельцин и се они хотели сделать страну более благополучной,сильной и богатой. Но и у них в полной мере это не всегда получилось. А что же могли сделать  отдельные литераторы ,писатели одинокие политики ?. Кроме внесения в умы людей разброда и шатания.Но их роль была заметной и общество воспринимало их ,хотя и по-разному.
Видимо,необходимо было распознать законы развития российского общества, определить основную цель и   позитивную логику  её достижения и подключить свои силы и возможности к этому объективному процессу. А не бежать впереди паровоза. Тогда  может появиться ожидаемый результат.Говорят ,что Василий Аксёнов-лидер поколения шестидесятников,сделавшиё очень много ,чтобы пробить брешь "в тюремной ограде режима". Да,это большой писатель. Но одна ласточка не делает весны.
  Не трудно заметить,что практически все шестидесятники,"замахивающие на оценку и приговор эпохи их жизни" и претендующие на освящение в своих произведениях светлого будущего народа,были  справедливо или незаконно кровно обижены и их видение было окрашено кровной местью властям и той части населения ,кто оказывался по той или иной причине по другую сторону баррикад. Конечно,обида- это стимул для писателя ,но он не вправе претендовать на роль оракула для всего народа ,даже если  это большой, признанный писатель. Конечно,поколение много значит и в оценке его значимости на определённом отрезке эпохи,но вычленить эту значимость  не просто. Прежде всего важно увидеть  роль объективного ,на фоне которого можно разглядеть и субъективное.
 Между временем стиляг и шестидесятников ,как социальных явлений ,нет чёткой границы.То что было в 50-х годах можно увидеть и в 60-х..Но фактор свободы, либерализации  в обществе претерпел изменение . Хотя правы и шестидесятники ,когда они пишут:" Мы росли под запреты на всё и на вся.
                Под запреты на книги,на песни,кино."
                " Как стиляги мы были белмом на глазу.
                и дружинники строго смотрели на нас.".
                " С упоением слушали вечером джас..
                Нвчинали курить"шипку",   "джебел","байкал",
                С увлечением смотрели кино Фантамас,
                Обожали" битлов" непривычный вокал".
Был ли писатель В. Аксенов "шестидесятником" или он был прямым дисидентом?

Аксенов как 60-тидесятник выступил ТОЛЬКО в "Коллегах" - в первой повести, напечатанной в журнале "Юность", и принесшей ему известность. (ШАПОВАЛОВ В.Ф.)

Позиция шестидесятников.Они не  подвергали сомнению правильность коммунистической идеи, надежду на избавление советского строя от пороков сталинизма. "Возврат" к "истинному" коммунизму, к Ленину ("Уберите Ленина с денег!" - А. Вознесенский) трансформация советского строя в сторону подлинно гуманного общества, прогресс советской науки (Д. Гранин "Иду на грозу"). Не подвергалось сомнению превосходство социализма ("человек человеку друг") над капитализмом ("человек человеку волк").

Ядром шестидесятников были поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, а также испонители бардовской песни. Они собирали массовые аудитории в Политехническом музее, во Дворце спорта "Лужники" и по всей стране. Это было прекрасное поэтическое время.

 Василий Аксенов в дальнейшем эволюционировал в сторону диссиденства, т. е. резкой оппозиции к идее коммунизма, перешел к идее разрушения советского строя и СССР как "империи зла" и пр. - Впрочем, может быть и изначально был таким, а может быть, погнался за модой.

 Но время шестидесятников было интересным .Сами они были пропитаны романтикой борьбы за свободу,хотя может быть их мечты и вера  носили  вымышленный преувеличенный характер с желанием опереться на зарубежную пропаганду.Многие считают,что тем ,кто не застал,вырос позже этой эпохи,можно только искренне сочувствовать. Что же это были за люди- шестидесятники,что они такое делали?
 Конечно личности всегда играли и играют заметную роль в истории. Так было и в этом случае.
 Хотелось бы подчеркнуть ,что во второй половине пятидесятых годов начался ощущаться процесс либерализации  практически во всех сферах общества. Люди как-то стихийно,без опаски в своих критических суждениях о реальноцй действительносьт стали выходить за рамки "дозволенного" существовавшим в стране политическим режимом. Характерным для этоговремени было то,что возможности сроявлкния свобод превышали их осознанные потребностию. Постепенно потребности росли ,сфера инакомыслия ,вольнодумства расширялась и это становилось модным не только среди  учёных ,интеллигенции,среди студентов,но и среди рабочих. В Свердловске наиболее активнно это проявилосб среди судентов университета,политехнического и горного институтов. Студентов увлекали и острые политические вопросы. Велись острые споры,дискуссии,которые привлекали внимания властей, соответствующих органов.
 Я тоже отношу себя  к поколению шестидесятников,как говорят,к последнему поколению романтиков 20 века.
     Шестидесятники -это люди,которые жили активной жизнью,имели свою политическую  позицию в 60-е годы прошлого столетия .Это критически мыслящие ,имеющие опреелённый опыт жизни в условиях таталитарного сталинского режима иоказавшихся в атмосфере определённой свободы мышления и поведения. Среди них были не только творческие работники,писатели ,поэты,знающие тиски цензуры и гонения властей за своё творчество ,но и люди из других категорий-студенты,философы ,музыканты,учёные ,рабочие. Вдруг все почувствовали ,что можно свободно говорить,писать петь,играть ,критиковать,не взирая на лица.. Свободное мышление и критический настрой всё большего числа людей мне были по духу.
 Надо сказать откровенно,что  многих условно запрещённых писателе и поэтов и их произведений  в Сибири и на Урале мало кто знал. Был снят ,хотя и условный запрет с Есенина,Булгакова, Евтушенко,Рождественски., Вознесенский ,Цветаевой,Ахматовой,Ахмадулина и др. Люди услышали песни Вертинского,  Козина,П.Лещенко..Многие впервые открыто услышали  джас.Выступления  Утёсова,Шульженко,Райкина  собирали полные концертные залы..Стали появлчться критические статьи в местных газетах на представителей местной власти,местных руководителей,на некоторых руководителей завода,руководителей факультетов университета и членов парткома.. Студенты выдвигали требования о свабодных расписаниях занятий,отстранения отдельных преподавателей.Раньше этого не было.
 В институтах,на заводах стали формироваться сатирические бригады самодеятельных артистов.такназываемые агитбригады. Одной из агитбригад,одним из руководителей был я,мы в форме музыкальныз сценок,частушек  критиковали  руководителей заводов, ,парткома,руководителей  колхозов и совхозов Свердловской области за их грубое отношение к подчинённым,за низкую грамотность ,за безкультурие.Газета Верх- Исетский рабочий  помогала нам ,печатая материалы о работе агитбригады.  Наша критика помогала.  Казалось,что прошлое уходит безвозвратно.Началось низвержение "авторитетов" сначало на местном уровне,а потом и выше. Но многое  в той жизни мы принимали желаемое за действительное. Все были возбуждены,улыбались,подставляя лица новым ветрам .Казалось, власти поняли,что свобода критики,творчества и поведения людей становится законом жизни,который  и власти обязаны соблюдать.
 Но ,как говорится рпять же оттепель мы приняли за весну.
 Осознав собственную угрозу от вырвавшейся наружу свободы  власти опомнились и инстиктивно попытались восстановить прежнее положение . К концу 1957 года уже появился ,мягко говоря,холодок со стороны властей к свободомыслию людей.Студентам Н.С.Хрущёв пригрозил "переварить в рабочих котлах" и отдать в солдаты  всех студентов-вольнодумцев.

Был уволен редактор газеты,которая способствовала  шестидесятнткам  в их борьбе с костностью  и барством руководителей . Власти снова хотели полного контроля над людьми. Но возврат к прошлому у властей уже не получился. Вскоре появились своего рода профессиональные  борцы за свободу Их называли  диссидентами. Большинство шестидесятнтков  трансформировались в их ряды. В борьбе с диссидентами принимали участие не только партийные,общественные организации,правоохранительные орнаны,но и органы государственной безопасности,так как было признано,что они(диссиденты) серьёзно угрожают безопасности государства.
 Я попросил члена редколлегии одной из газет многотиражной газеты металлургического комбината Урала высказать своё мнение , на сколько серьёзна была бы сегодня реакция руководства комбината на аналогичную критику агитбригады? Может быть на ту "мелочь" никто бы внимания не обратил.? Ответ был следующий: моментально уволили бы с комбината всех причастных  к критике. (Интернет сообщает ,что 22 10.сотрудник Белого дома  в США был уволен за критику президента в Твиттере.)Вот так.Идём вперёд в демократизации  нашей жизни!. В этой связи приведу один трагический пример. В Университете у меня был отличный товарищ с филологического факультета Володя Павлов. Он собирал материалы для дипломной работы по теме: "Отражение вопросов демократии в России в дореволюционной литературе". При этом он опиралсяи на первый сибирский литературно-художественный журнал " Иртыш преврощающийся в Ипокрену" . Журнал выпускался в Тобольске в 1789-1793 годах. Участие в журнале принимали губернский прокурори другие деятели высшей губернской администрации. Писали стихи,критиковали царя и его окружение,генерал-габернатора Тобольской губернии и др.
 Володя увлёкся анализом статей журнала,сопоставляя их содержание с современностью он пришёл к выводу,что никакой демократии у нас нет,что действует более жёсткая цензура на публикаци и,чем 150 лет назад,что можно говорить лишь об убогих зачатках свободы слова в нашей стране. Он не скрывал  своих выводов,говорил о них  и на собраниях и в аудитории. Его мысли были основательны,продуманнымию У него было много сторонников,в том числе и я. Он был в полном смысле активный диссидент,представляющий угрозу властям. С ним неоднократно беседовали сотрудники  органов госбезопасности и члены парткома Университета. Его пытались исклюсить из Университета. Судьба Володи Павлова была трагической..За неделю до защиты диплома,он под Свердловском был выброшен  из поезда и погиб. Его записи исчезли.(обострению обстановки вокруг 60десятников и диссилентов .
Социально-политический климат в стране в это время был напряжённый и в связи со сложным экономическим положением. Принятый семилетний план 1959 года был провален,упали темпы роста экономики,выросли цены на продовольствие..Государство планировало огромны расходы на гигантские мероприятия. Строительство Братской ГЭС обошлось 15 млрд.рубл,поднятие целины обошлось в 44 млрд.рублей,проект переброски северных рек в Среднюю Азию-32 млрд.рублей.Не состоялся...Гигантские расходы на космос. Это нужно.Думающие критически настроенные граждане уже не хотели выражать недовольство на кухне,а выскозывать своё мнение громогласно..Народ становился другим..Стали требовать соблюдения конституции..И в это включились  "шестидесятники"и "правозащитники".., Другими словами народ стал проявлять недовольсто жизнью и в том числе рабочие-пролетариат.Такова была обстановка в стране,которая привела к Новочеркасским событиям 1962 года


Характерным для  60 -х годов было -развитие художественной самодеятельности и конкретно бардовской песни(Галич,Окуджава,Высоцский  и др.),что во многом определяло духовное состояние молодёжи и формировало видение перспективы.И массовое стремление к получению образования как основы своей будущей жизни. И романтическое увлечение туризмом!( участие в этих процессах).Впринципе это было светлое время,хотя оценка деятельности шестидесятникв  была неоднозначной.Одно мнение : они были лойяльны к властям и были пригреты ими.Я считаю,что не следуе их роли преувеличивать и приуменьшать-они были и это важно.Следует учитывать и то ,что они действовали не  на пустом пространстве.  Несмотря в целом на значительную активность молодёжи ,среди немалой её части (и не только среди стиляг,шестидесятнико и диссидентов) имело место душевная тоска,чувства одиночества и пассивность.Люди жили материально плохо.Идеология,заменяющая это,ослаблялась, размывался смысл жизни и патриотизм.
Я был тоже весьма активен: успевал учиться,работать,.писать интермедии,заниматься спортом,ходить в турпоходы,заводить романы,встречаться с друзьями и размышлять о  судьбе страны,бороться и симпатизировать  стилягам ,пытался понять причену их появления и оценить их опасность для властей.и критиковать местное начальство...
Если экстраполировать прошлое  на сегодня ,то можно сказать ,что в определённом отношении 60- десятые годы чем-то похожи  на то,что есть сегодня-несмотря на суету оппозиции ,состояние в стране определяются объективными процессами и управление осуществляется  законами ,принимаемыми Государственной Думой.
        С точки зрения свободы самовыражения это время было лучшим  в определённом смысле во всей моей жизни.      Появилась надежда на то,что мы поверили,что можем что-то изменить. Но это были иллюзии.   Оттепель вскоре сменилась определёнными" заморозками".               
                6      
 Если подитожить скаэанное,то и     стиляги и шестидесятники и диссиденты , несомненно дали определённый толчок развитию свободы мысли ,слова , поведения  и демократии в нашем обществе. Они способствовали снижению  страха в нашем обществе.И это очень важно.Сейчас спорят ,что появилось прежде всего ,что явилось предвестником для других и что было более значимым- шестидесятники породили диссидентство или наоборот. В том понимании уже нет ни стиляг, ни шестидесятников ни диссидентов. Хотелось бы отметить следующее. Потенциал неудовлетворённости  в обществе в сфере культуры,политике, и в других областях жизни  и стремление реализовать  этот потенциал был всегда. Он есть и сейчас и играет положительную роль.Этот потенциал в значительной степени формировался на основе увиденного за рубежом, и воспринимаемого из передач зарубежных радиостанций .И мы этого опасались. Но мир уже давно стал взаимозависимым и новости жизни в мире распространялись по различным каналам. Но уровень развития стран был и есть не одинаков. И чаще  как при сообщающихся сосудах "переливание" идёт от большего уровня развития ,от большего потенциала к меньшему. Как говорят, определённая часть нашего общества уже была "к разврату готова". Не доставало условий ,позволяющих  этой части населения выделиться  на фоне вялотекущей жизни обывателей. И вот в 50-х годах такие условия появились, наступила "оттепель",хрущёвская оттепель. Это было воспринято в виде ослабления постоянного страха (я это считаю основным результатом "оттепели" ) это и дало толчок к самовыражению в начале определённой части молодёжи. Прежде всего это выразилось в оригинальной вызывающей прозападной форме  одежды, развязного стиля своего поведения, и определённой ополитичноси в суждениях. Это были т.н.стиляги. Чаще всего это были  юноши и девушки 16-20 лет,студенты  или безработные-дети состоятельных родителей,способных обеспечить их соответствующей одеждой и социальной защитой.
 На кричащую одежду и вызывающее поведение  стиляг последовала негативная реакция со стороны малоимущей молодёжи. Нельзя сказать ,что стиляги не привлекали внимания.Они не были агрессивными,не приходили на танцы пьяными,но они выглядели в чём-то недосягаемыми для большинства  молодых людей и не только по одежде,а своего запредельного,но не хулиганского поведения. У них всегда были деньги и вокруг них группировались наиболее симпатичные девушки.
 Я всё это видел и знаю. Могу прямо сказать,что негативное к ним отношение было вызвано прежде всего завистью. Мы жили своей целеустремлённостью, верили в светлое будущее, в коммунизм, а стиляги своей ополитичностью,  как бы прославляли капитализм, США,унижая наши порядки,наш образ жизни и нас самих-рабочих,бедных студентов..В этой ситуации взаимоотношения со стилягами были  переведены в политическую плоскость
                Ирония судьбы Н.С. Хрущёва выразилась в том ,что будучи как бы автором "Оттепели".он посути дела в 59-60 г.г возглавил борьбу органов госбезопасности с инакомыслием,с диссиденством в СССР,направив на эту борьбу  пришедшем при его содействии Председателя КГБ Семичастного.
                7
 Позднее получилось так,что я оказался на службе  в Комитете госбезопасности и косвенно как бы боролся и с шестидесятниками и с диссидентами. Но  многие из них стояли на агрессивной позиции,отсаивая  позицию не совместимую с политической   атмосферой и  правами человека в стране в то время пытались прославиться на Западе ,не шли на разумное общение и компромисс с  властью. Многое из того ,что они отстаивали не сомненно было разумным.Но они представляли собой одиночки и играли роль не столько разумного начала ,сколько раздрожителя большинства их оппанентов. Среди них были люди грамотные,умные.  И хотелось бы сказать ,что диссиденты,шестидесятники и даже стиляги сыграли определённую роль в пробуждении политической свободы и духовной сферы  в целом всех слоёв нашего народа.Менялись нормы поведения людей.
                8
                В те годы и рабочая молодёжь и студенты увлекались стихами и произведениями,имевшими ограниченное расспространение. Это были "Пять страниц" К Симонова,  Ю Мячина  "Размолвка".Сам Ю.Мячин приходил в мединститут  и Университет  для выступлений и обсуждения его пьесы " Размолвка". Тогда была угрюмая обстановка и молодёжь о всём тосковала,рвалась в дальние края ,за туманами. Какое -то чувство одиночества ,пессимизм Какая-то специфическая неудовлетворённость. Увлекались размышлениями о смысле жизни. Было предчувствие каких-то существенных дальнейших изменений в обществе.Молодёжь, начала становиться самостоятельной в своём поведении ,индукция страха от старших ,в том числе и родителей ослабевала. Скорее всего было и то,что первооснова протестного поведения молодых людей укреплялась.  Спор между физиками и лириками? И всё-таки время было счастливое, утвердились и физики и лирики и это главное.
 В конце этого очерка  Можно отметить,что мне судьба определила то,что  я видел появление " стиляг",затем "шестидесятников" и"дессидентов-правозащитников",участвовал в их двиении и даже одно время  боролся с ними на стороне наших служб безопасности.
 Одной из  форм идеологического воздействия на общество было действия радиохулиганов,распространяющих "проблемные" песни  и музыку по ночам с использованием городских  радиосетей.Для борьбы с радиохулиганами успешно использовались специальные мобильные пеленгаторы ,позволяющие обнаруживать радиохулиганов ,их радиостудии. Радиоаппаратуру изымали,хулигану делолось внушение.При злостном хулиганстве факт доводился до руководства предприятия- места работы радиохулигана. Хулиганы были весьма изобретательны,но их деятельность  вскоре была исчерпана и больше не возабновлялась.
.Могу утверждать,что в итоге всё это способствовало позитивным изменениям в нашем обществе. Но во многом эти процессы
борьбы носили сложный,во многом случайный противоречивый
 эмоциональный даже театральный характер.Ни у одной из сторон
не было тщательно продуманной общей цели  и тактики действий.
Но положительная роль  всех этих движений в обеспечении дополнительных свобод в стране не сомненна. И я бы именно так оценил их в нашей стране. А то что были со стороны государства определённые перегибы,так они были и с другой стороны-это следствие скрытой борьбы противоречий. И у соответствующих  служб не было опыта реальной оценки угроз безопасности этих действий и адекватных ответных мер.
                9
                -
       Стало понятно ,что люди испытавшие опредёлённую  свободу  ВРЯД ЛИ ОТСТУПЯТСЯ ОТ уже достигнутого. Стиляги-хотя и во многом в уродливой форме,но имели результат в условиях противодействия..Этот результак был подхвачен и развит шестидесятниками и дессидентами в более трудной борьбе.
 Какова была в этом роль интеллигенции? Её роль была,но не настолько значительная и противоречива.
Человеками оттепели называют "Трудно сказать,кто из поэтов больше славил Сталина",-пишет А Широкорад.
 Все они получили известность и блага при сталине.После 20 съезда многие из них преобразились боясь потерять эти блага.Удивительно! Как упали в глазах не только патриотов,но и либералов: Пастернак ,Твардовский ,Евтушенко.. своим унизительным поведением перед Хрущёвым,Ельцыным ....Подхалимаж!
 Как наша интеллигенция испортила о себе мнение,когда потребовала от Ельцина более строго расправиться с представителями Верховного Совета.Им было мало ,того , что Ельцин расстрелял из танков Верховный Совет.Интеллигенция. Кто? Они..По приёмам  сталинисты ,по словам -демократы..
       Из диссидентов в науке я больше всего знаю о жизни  А Сахарова.Я был знаком и с Тимофеевым-Ресовским. Это были гиганты мысли.Их уважали заслуженно и это сами они понимали. А.Сахаров,который в 1952году в разгар холодной войны предложил  Берии проект термояденрного взрыва ,с помощью которого уничтожить огромную часть побережья США. Затем он превратился в академика- гуманиста,сосланного в Горький..И действовал под защитой США.
 В отношении Сахарова было допущено много ошибок как со стороны руковадства страны .так и руководства  нашей науки. Его роль и внауке и в обороне и демократизации нашего общества весьма значительна.


Позже появились Городницкий,Воронин,Гольдина..Они -профессионалы, учёные-геологи,философы -"шестидесятники".Другие мысли,другие песни,другой масштаб..Приведу лишь один пример:  книгу Н. Гольдиной и С.Андреева " Чрезвычайные люди", в которой эпоха открытия нефти и газа в Западной Сибири  была подвергнута глубокому критическому профессиональному и очень полезному анализу, не взирая на лица, в том числе и чрезвычайные.Я рад, что был причастен  к этому произведению.Я написал на неё подробный положительный отэыв до её опубликования. С большим трудом без купюр книгу удалось издать в 1989году.
 Сейчас можно определённо сказать,что 50-60,да и 70- е годы- это был драматический , романтический и неоднозначный и в конечном итоге положительный процесс диной  в 20 лет. Его прошли сотни достойных людей,в том числе и академик Андрей Сахаров- создатель советской водородной бомбы,известный правозащитник, который  обеспечил устойчивое изменение политического климота  в Росии-сначала  к оттепели,а затем и к весне.Хотя до конца этот путь ещё не пройден. Но дорогу осилит идущий.


Рецензии
Сумбурно, бесконечные ненужные повторы, невнятица. Похоже, у автора не было, да и до сих пор нет чёткой жизненной позиции. Он легко поддаётся влиянию, что следует хотя бы из его утверждения, что: "Вернувшихся с войны сопровождало угнетающее чувство стыда, вины за то, что он жив, а его товарищей нет". Это явный перепев чужих и, надо прямо сказать, глупых мыслей.
Люди не роботы, строго следующие вложенной программе. Поэтому диссиденты и стиляги были, есть и будут всегда (автор сам приводит примеры диссидентства в 18 веке). Отсюда, нет никаких оснований считать чем-то исключительным и превозносить диссидентов и стиляг именно 1950-ых 1960-ых годов. Власть предержащие, что конечно же не делает им чести, всегда и всюду испокон веков опасаются и с разной степенью остервенелости преследуют инакомыслящих и стремящихся выделиться из общей массы если не умом (это весьма проблематично), то хотя бы внешним видом.

Александр Мальчуков 2   28.02.2016 11:07     Заявить о нарушении
Спасибо.Если знаете -напишите своё видение. Тема сложная.Тем более если Вы в то время не жили. С ув.Юрий

Юрий Ведяев   12.03.2016 11:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Над страной неожиданный ветер свободы..» (Юрий Ведяев)

Спасибо, Юрий, за эту очень интересную, познавательную статью. Узнала для себя много нового. Согласна с Вами, что появление" стиляг, шестидесятников, диссидентов дало определенный толчок к развитию свободы мысли, слова и поведения в нашем обществе". Людям надоело жить в страхе и быть, словно инкубаторские цыплята, одинаковыми во всем.
Новых Вам интересных размышлений и статей.
С уважением, Галина.

Галина Гостева 08.04.2016 15:30 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Я благодарю Вас.Успехов Вам,эдоровья и благополучия.С уважением Юрий.

Юрий Ведяев 09.04.2016 07:34 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Рецензия на «Над страной неожиданный ветер свободы..» (Юрий Ведяев)

Юрий, про стиляг - интересная тема. Хорошо преподнесли материал, понравилось, прочитал с удовольствием!!!
С уважением, Алексей.

Алексей Грибанов 02.04.2016 18:53 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Рецензия на «Над страной неожиданный ветер свободы..» (Юрий Ведяев)

С удовольствием прочитал. Профессионально, правдиво.
Озаглавьте обязательно и чтобы слово стиляга было, привлекает количество читателей.
Стиляг, как очевидец я не застал, а вот дразнили стилягами до конца 70-х, это точно, подпутывали с "хиппи".
Стиляг ещё разделяли на косящих под них...
Доступно написано,
с уважением

Владимир Конюков 11.11.2015 12:59 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Благодарю ! Обязательно учту.Для меня эта статья существенна по самой жизни. С ув.Юрий

Юрий Ведяев 11.11.2015 15:44 Заявить о нарушении / Удалить
Путано, хаотично, с бесконечными беспричинными повторами, а потому непрофессионально и, как следствие, трудно читаемо. Автор не лжёт, просто у него не было и нет до сих пор твёрдых убеждений и собственной позиции. Похоже, что автор всегда предпочитал плыть по течению. Наверное, поэтому и случились Карабах, Баку, август 1991 и т.д., что к власти в Советском Союзе пришли люди без внутреннего стержня.

Александр Мальчуков 2 07.02.2016 20:42 Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо. Если знаете больше -пишите ,по

Юрий Ведяев   21.03.2018 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.