Бонифаций. Кот и джентльмен

В тот год весна выдалась затяжная и очень холодная, в конце апреля еще было довольно много снега даже в городе, а я ехала в командировку  в наш филиал на севере области. Лекции начинались в 8 утра, поэтому пришлось прибыть накануне и заселиться в гостиницу. Центральное отопление, естественно, было уже отключено, горничная сочувственно выдала мне дополнительное одеяло и сделала чай. Однако, что бы заснуть пришлось еще укрыться пальто. Сон, наконец, пришел и был очень теплым и ярким. Возле огромных размеров кошки копошились котята, и вдруг один – самый косолапый, белый с рыжим  пошел ко мне, забрался на грудь, замурлыкал, мне стало беззаботно, уютно и вообще надежно. 

Проснулась легко, с аппетитом завтракала, что бывает со мной крайне редко, и весь день прошел, что называется, на подъеме. Все успела, в электричке на обратном пути досталось место у окна и в приличной спокойной компании. Этот сон еще некоторое время вспоминался с приятным внутренним теплом. Потом в суете дней и забот воспоминание затерлось, затерялось среди прочих событий.

Первого июня дочь, возвращаясь с первого выпускного экзамена в новую, только что арендованную квартиру, принесла маленького котенка. Мы готовились, конечно, но моему удивлению не было предела. Это был Он – герой моего апрельского сна, согревший меня и защитивший от коммунального произвола в далекой Шахунье. Он родился именно в ту самую ночь.

Очень маленький, какой-то мохнато-косолапый, с вопрошающим взглядом, был не очень любим своей родной мамой, кормить она его кормила, и все. Несмотря на отсутствие воспитания и заботы, а может быть, как раз благодаря этому обстоятельству, Бонифаций  был очень чистоплотен. Имя ему дали там, где он родился, мы не стали менять, ласково уменьшили до коротенького Боня, и очень быстро он стал откликаться.

Вскоре из маленького косолапика, который спал буквально у меня на голове, в реальной жизни холодно было ему, он превратился в сорванца, и приобрел семейное прозвище «стремительный домкрат».

Свой первый подвиг он совершил в совсем раннем возрасте. Среди ночи сорвало водопроводный шланг под раковиной, въезжая мы положились на добросовестность хозяев, и напрасно. Боня был мощнее сирены, мы было вскинулись на него, как посмел поднять всех среди ночи, а он радел за нас. Несмотря на все усилия, квартира внизу, под нами, поплыла. Мы уже испугались сумме потенциально выставленного счета за ущерб, но, оказалось, что это, практически ничто, по сравнению с тем, что обычно вытворяли настоящие хозяева, а человеческое участие и вовремя сказанное доброе слово вкупе с минимальной помощью, сделали нас почти друзьями. Боня стал героем.
 
Это был мой кот. Он находился всегда где-то поблизости, и в период бодрствования, и особенно в период сна. Пока он жил с нами, я не знала, что такое повышенное давление, а тем более гипертония, которая, как уверяют врачи, не лечится, а он умел. Был очень домовит. Всегда обращал внимание на любые недочеты и недостатки в уборке, приготовлении пищи, режиме дня. Если накануне мы встали в 8.00, будьте уверены,  сегодня он поднимет нас в это же время. Делал он это особенным образом. За секунду до назначенного времени он очень нежно, расправив свою кошачью ладонь, касался кончиками пальцев (разумеется без когтей) моего лица и тихо-тихо (как будто и не дыша) ждал, когда я открою глаза. После этого начинал мурлыкать громко и поощряюще «все хорошо, все правильно, пора, пора»…

Если во время уборки «забывали»  местечко, например под холодильником или в кладовке, кот вытаскивал, что мог, и показывал – непорядок. Особенно внимательно следил за приготовлением пищи. Я поставлю на плиту кастрюльку с варевом, а оно начинает выкипать, брызгать. Он со всех ног мчится ко мне в комнату, где я занимаюсь другими делами, с криками и воплями, подобным человеческим «ну ты и хозяйка! Беги скорей, там такое творится!!!»

Самая отличительная особенность его была в способности поддержать беседу по любому поводу и абсолютно на произвольную тему – и у него было свое мнение. Он был разговорчив. Зная Бонифация, я совершенно не удивляюсь пушкинскому «кот ученый», только нашего никто не учил. Кроме всего прочего он умел здороваться, желать приятного аппетита, благодарить за трапезу, сообщать о намерениях. Не каждый человек, даже образованный и хорошо воспитанный делал бы это с таким тактом и чувством.

С возрастом его кругозор рос, да и как иначе, если с нами он совершил 5 или 6 переездов с квартиры на квартиру – это был насыщенный период даже для нас. И напрасно говорят, что кот привыкает к дому, а собака к хозяину. Особенно я запомнила, как мы переезжали с Боней в последний раз. Более полугода мы прожили на Рогожке, рядом с метро «Площадь Ильича», и,  хотя окна большущей сталинки выходили на обе стороны дома, тишины не было нигде, ни днем, ни ночью. И когда в процессе сборов дошла очередь до кошачьей сумки-переноски, а было это за 3-4 часа до прибытия машины с грузчиками, Боня, практически с разбегу, туда запрыгнул и больше не выходил до прибытия в новую квартиру. Переноску он не любил, это была его «каторга» в предыдущем переезде из Нижнего в Москву. Он плохо переносил дорогу, долго болел после, а не переноску шипел, но остаться, вероятно не мыслил… Переехав, кстати, спал 2 дня подряд с перерывами на еду и туалет по расписанию. И только после этого начал обследовать новую квартиру, столбить и «отмечать» свою территорию.

Да, Бонифаций метил отчаянно. У нас не хватило мужества отвести его к ветеринару по интимному вопросу, но он и не настаивал на свиданиях, самые трепетные переживания у него возникали безотносительно особ другого пола, а вот, например, после грозы, с обилием озона и запахов деревьев и всяких травок. А еще у него был друг – вязаная шапка, о котором он заботился, как люди заботились о нем: беседовал про жизнь, укладывал на подушки, приносил к мисочке с едой, даже к лотку в туалете. Он был романтичен.

Очень любил сидеть на подоконнике и наблюдать, делился впечатлениями. Однажды он как обычно, сидел на подоконнике в кухне, смотрел в проходной двор, где мимо проходили какие-то дамы, и одна заметила « Ой, смотрите, какая красивая кошечка в окне!». Бонифаций полуобернулся ко мне и, передразнил говорившую: «Ой, смотрите, какая дурочка… из переулочка!». Я почти упала от изумления, и если бы я серьезно относилась ко всему, то наверное, сказала бы «Извинись сейчас же!».

Однажды в нашу квартиру через окно спальни дочери проник посторонний кот, квартира была на первом этаже, было лето, окно было отворено, а прутья решетки  - редкими, труда не составляло. И хотя дверь была закрыта, Бонифаций почувствовал врага, орал, как потерпевший, дочь проникла в комнату, выкинула шпиона, но наш защитник бушевал еще долго – дверь едва удержалась в петлях, а линолеум у двери пришлось частично менять – все было разодрано до бетонного основания.

Так уж случилось, что мы все должны были разъехаться по делам, в Москве у нас было немного знакомых, а тех на кого можно оставить кота и вовсе «кот наплакал». Нашли гостиницу, вроде ничего себе, особенно, если  судить по цене, они сами и забрали его, поскольку пансион располагался за городом  «в благоприятной экологии». Неделю, что наш красавец там пребывал, мы по очереди звонили, нас информировали, что он и как, и даже предлагали послушать его голос… Все было вроде благополучно. Сцена с «заламыванием рук» и полным выяснением отношений произошла по возвращении домой. Кота как подменили. Из воспитанного и милого, заботливого, нежного и предусмотрительного он превратился в нервного, вспыльчивого и вообще «отвязного». Всем своим поведением и даже отдельными движениями кот демонстрировал глубокую обиду и переживал «абсолютное предательство». Подобно герою Дюма – Бендетто. Вот он – благородных кровей и очутился в мерзкой банде контрабандистов, а такая ли судьба ему уготована?!..

Обижался долго, несколько дней, но простил великодушно, и мы вновь обрели нашего любезного и деликатного Бонифация.

Дважды Бонифаций зимовал без меня. Мы оставляли его с дочерью, или наоборот, трудно определенно сказать, кто и за кем приглядывал и опекал. Безусловно, она давала ему корм, осуществляла уборку и тому подобное на уровне заботы. А вот душевный разговор, дружеское плечо, подставленное вовремя, одобряющий или лукавый взгляд – по этой части с Боней сравниться было трудно.

Миф о короткой памяти котов Бонифаций разбивал запросто. После длительного, более месяца, отсутствия мы с мужем возвращались домой из очередной командировки, и всегда Бонифаций радушно встречал, вспоминал наши привычки, стремился соответствовать торжественности момента.  Через 2-3 дня мы опять надолго уезжали, и через месяц все повторялось. Он замечательно чувствовал, когда и кто из своих должен придти и бежал встречать в прихожую еще до звонка в домофон! Особенно трепетно дожидался дочь, если она задерживалась. Беспокойно выглядывал в окно, вопрошающе заглядывал в глаза, он понимал, что она - самый младший член семьи, хотя и взрослый. Вот он -  кот – самостоятельный и самодостаточный. А она  - наш ребенок и его подопечная, и он наравне с нами нес за нее ответственность, и выражал это с присущим ему тактом.

У Бонифация было превосходное чувство private space. Он никогда не переступал определенной черты. Находясь в благожелательном настроении, он был участником любого события, и иногда возникало ощущение (даже у посторонних людей), что он участвует в разговоре или споре на равных вместе со всеми. Никогда не был навязчивым, не привлекал внимания сверх меры, что называется, не был «гвоздем программы». При этом был прекрасный компаньон. Его любимым занятием было возлежать на спинке дивана или кресла, чуть возвышаясь, обозревать всех и касаться одной лапой плеча сидящего внизу. Это как дружеское похлопывание с одобрением.

И только в редкие моменты душевных прозрений или откровений, всегда наедине, мог позволить себе забраться на колени и интимно «пошептаться». Он мастерски создавал атмосферу уединенности, покоя и уюта, и я до сих пор задаюсь вопросом,  как это было доступно маленькому и, в сущности, беззащитному существу? Ведь люди, обладая поистине неисчерпаемым арсеналом средств, могут только стремиться к подобному…

Лето пожарищ 2010 в Москве я запомню навсегда, это было первое лето без Бонифация. Он ушел по-английски, через окно, среди праздничной ночи Дня Победы. В этот вечер он как то особенно тихо и печально сидел сначала в углу комнаты, а потом в моем любимом кресле возле того самого окна, через которое потом вышел в мир. До этого он уходил всего один раз после страшной грозы – очень уж пахло деревьями, а в этот раз навсегда.

Мы искали. Он ведь был очень заметным, в Москве вообще мало кошек на улицах, особенно в центре,  но никто и ничего не видел и не слышал.  Он растворился в пространстве, как его чеширский коллега. Заблаговременно почувствовав, что нас всех ждет предстоящим летом, решил, по обыкновению, уберечь нас от излишних беспокойств.

Наверное, там, где он сейчас, ему лучше, он ведет свои неспешные разговоры с никуда не спешащими собеседниками, ему не нужно опасаться внезапностей и тревог, и есть поистине прекрасная возможность наблюдать свысока за всеми нами…


__________________________________________________________
Джентльмен (англ. gentleman) — мужской образ, сформированный в викторианскую эпоху. Изначально слово «джентльмен» означало мужчину благородного происхождения (это было базовым определением аристократа, следующим званием было — эсквайр), но потом так стали называть образованного и воспитанного мужчину, почтенного и уравновешенного (чопорного и невозмутимого).
Клайв Льюис в своём трактате «Просто христианство» отмечал, что в XIX веке «джентльменом» называли каждого мужчину, живущего на доходы с капитала и имеющего возможность не работать, безотносительно к его личным качествам.
С точки зрения образа, сформированного в общественном сознании, джентльмен отличается безупречными манерами и галантным поведением по отношению к женщинам. В частности, он ни в коем случае не посмеет обращаться с ними грубо, в обществе дам будет неукоснительно соблюдать правила этикета.
В Средние века словом джентльмен называли членов нетитулованного дворянства — джентри, к которому относились рыцари и потомки младших сыновей феодалов (в соответствии с майоратом титул наследовался только старшим сыном)


Бонифаций – это счастливая судьба, по крайней мере, так переводят это имя на русский язык эксперты.
Преимущественно послушен, однако если вдруг он что-либо решит для себя, то переубедить его практически не удастся никому. И с возрастом его убежденность и полная уверенность в собственной правоте становится только сильнее и крепче, даже друзьям и близким знакомым трудно доказать что-либо Бонифацию, не говоря уже о посторонних людях.
 Он  обычно умеет упорно и очень настойчиво трудиться, при этом, абсолютно не стараясь переложить хоть долю ответственность на других. Со своими коллегами всегда дружелюбен, а с подчиненными – «держит достаточную дистанцию».
 Удача не слишком благосклонна к нему, но необычайное трудолюбие помогает справляться со всеми сложностями и ударами судьбы, он точно знает, что ему можно положиться только на себя самого.

Из книги "Под покровительством кошки" http://ridero.ru/books/pod_pokrovitelstvom_koshki/


Рецензии
Милая Мария, Ваш Бонифаций очень напоминает повадками моего друга Кузю, которого четыре года назад дочки нашли у забора, почти умирающего и покрытого блохами. Выходили и сейчас такой полосатый красавец, но очень капризен в еде. Зато смешно строго следит за чистотой своего лотка и за мной бегает, как собачка. Любит смотреть в окно, пришлось все исправить так, чтобы не прыгнул с нашей огромной высоты.
Спасибо Вам за рассказ, он мне понравился.
Всего Вам доброго и хорошего.
С уважением,

Любовь Арестова   08.11.2017 22:30     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Любовь, за теплый отклик и маленький рассказ о своем Кузе. Я их всех люблю, и очень уважаю коллег - кошатников.
Так много поистине душевных, забавных и приятных моментов жизни они нам дарят.
Здоровья Вам, дочкам и, конечно, Кузе.

С уважением,

Мария Пухова   08.11.2017 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.