Возродись в купели покаяния

Нередко бывает так, что крещённые в детстве, но не воцерковлённые христиане боятся сделать первый шаг к Богу, боятся первой исповеди. Как помочь им, какими словами и аргументами?

Исповедь — это одно из таинств Православной Церкви, в которых выявляются нетварные Божественные энергии, опытно переживается Божественная благодать. Но это таинство не имеет цены для исповедующегося, если оно не сопровождается покаянием, его искренним покаянием. Слово «метанойя» (покаяние — греч.) этимологически значит «переобращение ума», изменение ума. То есть покаянием человек меняет свою точку зрения на смысл жизни, меняет образ жизни, как блудный сын из Евангелия, находит настоящего, истинного себя, возвращается к Богу, обретает личную живую связь со своим Создателем. По сути, покаяние, и в продолжение ему таинство Исповеди, подаёт человеку онтологическое (существенное) единение с Богом Отцом. Осмысленное участие человека в нетварной жизни Церкви начинается именно с покаяния и исповеди.

Покаяние, исповедь — самый свободный поступок человека. Никто, абсолютно никто: ни человек, ни святой, ни Бог — не могут понудить человека исповедаться. Воля человека непринудима — даже Бог её уважает. Мы можем помочь тем, которые боятся исповедоваться, побудив их к осознанию той истины, что этим действием возобновляется наша нарушенная связь с Богом, что оно не имеет ничего общего с внешней этикой и, следовательно, самый грешный человек в мире может приблизиться к Богу через таинство Исповеди. Бог его прощает, принимает его в Отеческие объятия. Один из разбойников, распятых рядом с Христом, был первым, кто вошёл в рай. Какие у него могли быть хорошие дела — он ведь жил в грехе и преступлениях! Просто принёс истинное покаяние, исповедовался — и спасся.

Мы не знаем, когда настанет тот благословенный час, когда, согласно непостижимому Промыслу Божиему, человек начнёт своё покаяние, свою исповедь. Человека не убедят исповедоваться ни наши слова, ни логические аргументации, — но опытное переживание. Если мы сами опытно живём покаянием, тогда и окружающие мало-помалу преображаются, возрождаются в купели покаяния, как выразился кто-то о таинстве Исповеди. Мы, с нашей стороны, обязаны молиться об этом: чтобы Бог подал время и дух покаяния нашим ближним, и не только ближним — всему миру вообще.

Архимандрит Ефрем, игумен Священной и Честной Обители Ватопед, Афон


Рецензии