Летайте самолётами... Былинка

Я всегда считал себя не только законопо­слушным, но и свободным гражданином свободной страны; законов я по возможности не нарушал, а остальные житейские действия диктовало мне благоразумие. Но с годами я стал пристальнее вглядываться в жизнь и с удивлением открыл, что мною неустанно руководят на каждом шагу. Да не просто стараются облегчить твоё существование, не только предупреждают, но — указывают, что тебе можно, а что нельзя; каждая мелочь расписана, любое твоё тело­движение имеет свою пропись-приказ, можно ли тебе это сделать, а если можно, то каким образом. В случае неповиновения свободному гражданину грозят штрафными карами вплоть до смерти. Убедитесь сами: «Не влезай — убьёт!»; «Осторожно, гололёд!»; «Берегись автомобиля!»; «Не ходи на красный свет!»; «Опасайся случайных связей!»; «Животных не кормить!»; «Предъявлять в раскрытом виде!»; «Займите очередь!»; «После третьего звонка не входить!»; «Берегите труд уборщиц!»; «Уступайте место детям и инвалидам!»; «Трамвай спереди, автобус сзади»; «Рваных не предлагать!»; «Без бахил вход воспрещен!»; «Справки платные!»; «Сдачи нет!»; «Храните деньги в Сбербанке!»; «Летайте самолетами!»; «Вам ответит первый же оператор!»; «Гражданин, не задерживайте!»; «На себя!»; «Не мешайте работать!»; «Стреляют без предупреждения!»; «Купаться запрещено!»; «Костры не разжигать!»; «От себя!»; «За распитие штраф!»; «Перед употреблением взбалтывать!»; «Берегите природу!»; «Требуйте удостоверение!»; «В проходе не стоять!»; «Осторожно — окрашено!»; «Различайте подделки»; «Мойте руки перед едой!»; «Снять головные уборы!»; «Руками не трогать!»; «Руки на голову!»; «Соблюдайте тишину!»; «Уходя, выключайте свет!»; «Помогите человеку с белой тростью!»; «Мальчики — налево, девочки… направо»; «Закрыто по техническим причинам»; «Проникновение в шахту лифта опасно для жизни!»; «Абонент временно отключен»; «Не включать — работают люди!»; «Посторонним вход запрещен!»; «Выхода нет»; «Выход с другой стороны»; «Просроченные лекарства не принимаем!»; «Оплата при входе»; «Совесть — лучший контролер!»; «Выдача трупов из морга с 14 до 17»; «В порядке живой очереди»; «Не оставляйте вещи без присмотра»; «Не обследуйте незнакомые предметы!»; «Телефон отключен за неуплату»; «Осторожно, двери закрываются!»; «Покиньте вагон!»; «Кипятите воду!»; «Слушайтесь родителей!»; «Не стой под краном!»…

На чёрном красные слова
Ты показала мне в метро:
«Нет выхода». Ты не права!
Стоит вопрос не столь остро.

Нет выхода? Нет! выход есть —
Его указывает честь,
Его диктует наша страсть.
Есть выход! Не поглотит пасть!

Леонид Мартынов, †1980

Я находился в полнейшей уверенности, что живу собственной головой, но оказалось, что всё уже продумано до меня. От безконечного повторения штампы-приказы так глубоко засели в родной подкорке, что я выполнял их безпрекословно в полной уверенности, что именно так и должен поступать благонамеренный гражданин — по законам страны.

 ПО ГАЗОНАМ НЕ ХОДИТЬ!

Не ходить… А поваляться можно?
Можно побарахтаться, попа;дать?
Сморщил город каменную кожу,
бродит гул трамвайного набата.

Город мокростенный, темноликий,
зелени на нём такая малость.
Был бы я кудесником великим,
мне б она наверняка досталась.

Ночью, когда дворники дремотны,
я приду и лягу на газоны.
Разве травка — только для животных?
Дайте травку! Это же резонно!

Глеб Горбовский, СПб

— Девушка, соедините меня с самым главным по табличкам-надписям! Я расскажу этому неугомонному производителю пошлости, где он может работать. Я украшу его особняк от пола до крыши его собственными изречениями. Я усею его газон дурацкими запретами, я сделаю из его забора произведение чинушечьего произвола, я… «С вами говорит автоответчик. Имярек находится на совещании по внедрению новых табличек-предупреждений населению. Вы можете оставить ваше сообщение после короткого сигнала. А пока прослушайте важную информацию: «Остановка поезда с помощью стоп-крана карается по закону»; «Не прикасайтесь к проводам, находящимся под напряжением»; «Удар головой о лёд вызывает сотрясение мозга»…

ОСТОРОЖНО — ЦВЕТЫ!

На газонах в новом нашем парке
Высятся фанерные щиты
С надписью заботливой и яркой:
«Осторожнее, друзья, цветы!».

Чернозем от сытости лоснится.
Сквозь его живительный покров
К солнышку торопятся пробиться
Пальчики младенческих ростков.

Я иду, ступая осторожно,
Чтоб не потревожить зеленя.
Отчего ж вдруг сделалось тревожно
И темно на сердце у меня?

…Не забыть мне сгорбленные спины
Малышей, бредущих на восток.
И как выстрел: «Осторожно — мины!» —
На полях вдоль взорванных дорог.

Людмила Татьяничева

…Обложили! Обложили меня, как волка! Люди-и-и! Остался ли ещё уголок на земле, где человек кормит животных с рук, пьёт родниковую воду, не принимает лекарств, с наслаждением валяется на изумрудной траве и не боится потерять ценности, потому что их у него нет. Я ухожу туда жить. Ухожу навсегда! И плотно закрываю за собой дверь, чтобы сохранить вам тепло — по вашей прибитой гвоздями просьбе…

ОХОТА НА ВОЛКОВ

Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня — опять, как вчера, —
Обложили меня. Обложили!
Гонят весело на номера! (...)

Владимир Высоцкий, †1980


Рецензии