Цветок Нового Завета

Встречая праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, попытаемся задуматься над его значением, над его духовным смыслом. И пусть нам помогут мудрые мысли наших святых отцов и современных батюшек, известных своими богословскими трудами.

— Интересно было бы увидеть собственными глазами, как происходило Введение Пресвятой Девы во храм…

Архимандрит Рафаил (Карелин):

— Когда Деве Марии исполнилось три года, Её родители вместе с Дочерью в сопровождении многочисленных родственников пешком отправились из Назарета в Иерусалим. На рассвете третьего дня они приблизились к Святому Граду. Чудная картина открылась их взору. Храм на уступе горы Мориа был похож на стоящий у пристани корабль с распущенными белоснежными парусами; казалось, что он готов подняться ввысь и поплыть по лазурному океану неба. Лучи восходящего солнца, отражаясь и искрясь на золотых спицах купола, окружали храм переливающимся призрачным облаком света, словно сияющим нимбом.

Храм — это живая Библия. Храм даёт человеку возможность самому участвовать в событиях Священной истории в качестве действующего лица. В храмовом богослужении человек присутствует при творении мира, молится в скинии, сопровождает Господа во время Его земной жизни, находится на Тайной Вечере с апостолами, причащается из рук Спасителя, слышит весть мироносиц о Воскресении Христа из мёртвых, видит картины Страшного Суда. Как белый цвет является не отсутствием цветов, а синтезом красок всего спектра радуги, так и безмолвие храма содержит в себе молитвы и священные песнопения Небесной и земной Церкви. Храм — это образ потерянного Эдема и возвращённого рая. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы больше, чем праздник Её Рождества. Это день Её духовного рождения. Под сенью ветхозаветного храма вырос цветок Нового Завета — Дева Мария.

— Родители Божией Матери — праведные Иоаким и Анна… Но ведь были ещё бабушки и дедушки, прадеды, прапрадеды… От кого же начался этот богоизбранный род?

Святитель Григорий Палама (†1359):

— Для того чтобы оказаться Девой, достойной высшей цели, Бог из числа избранных от начала века избирает Сию, ныне восхваляемую нами, Приснодеву. Обратите внимание и на то, откуда началось это избрание. Из сынов Адамовых был избран Богом чудный Сиф, который по высоте добродетелей явил себя одушевлённым небом. По причине сего и весь род Сифа именовался «сынами Божиими»: ибо из этого поколения имел родиться Сын Божий, так как и имя Сифа означает «восстание» или «воскресение из мёртвых». И какая строгая точность этого прообраза! Сиф рождён был Евой, как она сама говорила, вместо Авеля, которого по зависти убил Каин (Быт.4,25), а Сын Девы, Христос, родился для нас вместо Адама, которого из зависти умертвил виновник и покровитель зла.

— Если Иерусалимский храм был такой великой святыней, если в нём несколько лет жила Сама Пресвятая Дева и архангелы спускались туда, чтобы приносить Ей небесную пищу, — почему же о нём было сказано: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23,38)?

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (†2006):

— Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освящённая пребыванием в нём Ковчега Нового Завета — Пресвятой Богоотроковицы — и явлением в нём Спасителя и Бога — Христа, — оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену Плача? Ответ на все наши горькие «почему?» опять же надо искать нам в храме и в Святом Писании, которое хранит храм. Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм ещё только освящался и ликовал святыней: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего… И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: «За что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?». И скажут: «За то, что они оставили Господа Бога своего… и приняли других богов, и поклонились им, и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие» (3Цар.9,6—9). Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными? Отступление от Бога — вот причина всех бед, и во все времена.

— А можно ли верить преданию о Введении? Где гарантии его соответствия действительной истории?

Протоиерей Константин Пархоменко:

— О юности Богоматери мы знаем очень мало. Предание говорит, что Она хотела посвятить жизнь Богу, остаться девой. Скептики любят утверждать, что это не согласуется с историей, поскольку, по взглядам иудеев, женщина должна была выйти замуж, потому что Бог заповедал людям плодиться и размножаться. Но более тщательное исследование древней иудейской истории, которое стало возможным после знакомства с рукописями Кумрана (найдены в конце 40-х—50-х годах прошлого века) показало, что такое явление всё же было: иудейская девушка могла остаться девой, посвятившей себя Богу. То есть последние находки подтверждают церковное Предание. И мы видим, что Предание — это нечто более подлинное, чем просто благочестивые мифы. Так что были в Иудее и женщины, которые посвящали свою жизнь Богу. Но жить где-нибудь при храме они не могли. Когда девушка взрослела, её всё равно должны были выдать замуж. Однако в этом случае её могли выдать не за молодого, здорового, крепкого мужчину, а, например, за человека, который будет ей скорее отцом или даже дедом. Он становился мужем по закону, она была хозяйкой, вела дом, но никакой супружеской жизни у них не было. И как удивительно, что именно сейчас наука снова и снова обнаруживает доказательства подлинности Священного Писания и церковного Предания! В том числе и подтверждение того предания, что Божия Матерь была выдана замуж за некоего немолодого человека.

— В наше время невозможно жить в храме так, как жила в нём Пречистая Дева…

Митрополит Вениамин (Федченков) (†1961):

— Незадолго до смерти о.Иоанна Кронштадтского Бог привёл меня посетить святого пастыря.

— Батюшка! — спросил я, — скажите, пожалуйста, откуда у вас такая пламенная вера?

Мы, семинаристы и студенты, были хладными в вере, а потому и в других не могли понять горячности её. Для меня его вера была как бы загадкою: чего сам не знаешь, всё кажется непонятным.

— Откуда вера? — задумчиво переспросил уже болезненный старец и некоторое время помолчал.

— Я жил в Церкви! — вдруг твёрдо и уверенно ответил батюшка.

Я, «богослов», студент академии, — увы! — не понял этих слов: «жил в Церкви». Печально, что мы, будущие пастыри, не понимали таких простых вещей, как Церковь. А о.Иоанну было очевидно. И я переспросил:

— Что это значит — жили в Церкви?

О.Иоанн даже несколько огорчился:

— Ну, что значит? Ну, я служил Божественную литургию и другие службы, молился вообще в храме, любил читать каноны святым… — Он действительно всегда на утрени читал на клиросе каноны святым. И как читал! С великим дерзновением. — Вот что значит: жить в Церкви, — закончил он беседу.


Рецензии