Воспоминания о Галине Алексеевне Рамазановой

Сегодня мне сообщили, что умерла Галина Алексеевна Рамазанова. Не знаю, как эта новость обошла меня с 1 октября, но буквально на прошлой неделе я подумал о том, что нужно снова встретиться с ней, поговорить, послушать, узнать о новых интересных фактах и местах в Казани. Галина Алексеевна была моим педагогом по изобразительному искусству, когда я учился в РАТИ (ГИТИС) при театре им. Качалова. Мы ее просто обожали. Если спросить любого человека, кому довелось с ней разговаривать хотя бы однажды, то вы услышите всегда одно и то же: Таких добрых, светлых людей встречаешь невероятно редко, один-два раза в жизни. Мы с одногруппниками сегодня вспоминали с улыбкой, как проходили наши занятия. Галина Алексеевна приносила в коробке проектор с диафильмами, на которых были лучшие шедевры мировой и русской живописи. Проектор и сами диафильмы были практически антикварными. Каждое занятие начиналось с того, что Галина Алексеевна извинялась перед нами за то, что многие цвета на проекции не будут соответствовать действительности, что ее серьезно огорчает. После чего, она советовала нам посещать музеи, чтобы вживую увидеть весь спектр цветов, их сочетания, технику, которую использовал автор, что, возможно, позволит нам заметить для себя много нового и интересного. Нам было достаточно старых диафильмов, потому что в музее вряд ли рядом окажется человек тонко чувствующий, обладающий огромными знаниями, увлеченный своим делом так, как она.

Помню, как она впервые показала нам автопортрет Зинаиды Серебряковой "За туалетом", впоследствии этот автопортрет стал одной из моих любимых картин. Будучи в Москве, в Третьяковской галерее, я стоял перед этим портретом и размышлял о том, что нет ничего вечного, постоянного. Как мимолетна и быстротечна жизнь. Этот портрет дышал свежестью, молодостью и гармонией. Он ассоциировался у меня исключительно с Галиной Алексеевной, с ее трепетным рассказом о жизни и творчестве Серебряковой, и мне все казалось, что Галина Алексеевна будто видит в ней саму себя, словно заглядывает через некое окно в беспечную юность. Стоя тогда в галерее, я понял, почему необходимо прийти в музей и увидеть оригинал прямо перед собой. Тогда я невольно увидел в этом автопортрете самого себя, почувствовал как быстро утекает время, ощутил приближение неумолимой бесконечности впереди, черный занавес со всей его загадочностью и неизвестностью. Судя по рассказам моих теперешних коллег, этот урок усвоил не только я. Каждому было о чем рассказать. Каждый из нас оказывался напротив подлинника. Каждый из нас неизменно вспоминал своего учителя по изобразительному искусству.

Честно говоря, был и обратный эффект. "Девочка с персиками" поменяла оттенок ровно настолько, что ни на одном интернет-ресурсе, ни в самом оригинале я не увидел более ни разу той трогательной истории, того ощущения бесконечного лета среди долгой зимы, которую подарила мне одним холодным вечером Галина Алексеевна. Я пишу теперь без преувеличения и излишних сантиментов, все было именно так. Каждый, кто лично знал эту замечательную женщину, бесспорно согласится с тем, что при общении с ней возникает ощущение чего-то важного, словно ты приоткрывал скрытую ото всех дверь в мир высокого искусства и прикасался к чему-то очень нужному. Она говорила о художниках и их творениях так, будто это происходило в доброй сказке, а мы - дети, которые пришли послушать эту сказку перед сном. Мне кажется, в этом есть уникальная степень педагогической одаренности, и ты невольно увлекаешься настолько, что готов слушать эти истории бесконечно. Удивительно, что я помню практически все, что она говорила.

Помню автопортрет Попкова в шинели отца. Какое сильное впечатление он на меня произвел, когда Галина Алексеевна рассказала трагическую историю его гибели от инкассаторов, которые приняли художника за грабителя. Помню, как мы после того занятия горячо спорили о том, светлая это картина, или нет. Каждый видел в ней свое: Одиночество, Воспоминания об ушедших людях, Размышления о жизни и смерти, Попытка принять скоротечность жизни. Сама же Галина Алексеевна говорила о том, что каждому из нас, рано или поздно, приходится примерять "шинель отца", это грустно, и вместе с тем, светло.

Всю последующую жизнь, когда эти картины (и многие другие, которые она нам показывала) попадались на глаза, мы вспоминали только о ней. За все время нашего общения не было ни единого случая, чтобы она была чем-то недовольна или сказала что-то резкое. Она всегда говорила очень мягко. Настолько мягко, что кто-то из студентов показывал ее однажды на "наблюдениях" во время актерского мастерства, и наш мастер Александр Славутский моментально увидел в этой своеобразной манере Галину Алексеевну, похвалив за точно схваченый образ.

Самое главное, что перевернуло мое сознание, благодаря Галине Алексеевне - это экскурсия по Казани, которую я знал до этого уже двадцать лет, и, оказывается, совершенно ничего о ней не знал. Не знал ни про гостиницу "Казань" и ее атлантов, ни про Александровский Пассаж и его историю, ни про ханские бани, которые были на черном озере, ни про Петропавловский собор, ни про икону Божьей матери, которую нам подарил Ватикан в обмен на возведение католической церкви на ул. Островского, мимо которых я проходил каждый день. Удивительнейшим образом, геометрия, которую меня из-под палки заставляли сдавать в школе мне так ни разу и не пригодилась, а уроки Галины Алексеевны и ее знания мне оказываются полезными с невероятной частотой.

Моим друзьям из других городов, и новым знакомым, которые посещают Казань, я провожу увлекательную экскурсию по маршрутам Галины Алексеевны, рассказывая много интересных фактов и историй, которые услышал от нее. Тут вам и разделительная белая полоса в Кремле, на которую мало кто обращает внимание, а между тем она делила в свое время татарское ханство и русскую общину по национальному признаку. Тут и расплавленный чугунный пол Благовещенского собора после страшного пожара; Икона Казанской Божьей матери в Богородицком монастыре и ее путешествия; Дом Ушкова (ныне Национальная Библиотека Республики Татарстан) с ее замысловатыми комнатами; Национальный Культурный Центр "Казань"; Богоявленский собор и история о шестиконечных звездах; В то время не было такого количества информации в сети, и мы ощущали себя буквально избранными. Честно говоря, таковым я ощущаю себя и по сей день, благодаря Галине Алексеевне. Совершенно недавно по дороге на службу в театр меня остановила группа молодых людей и попросила им помочь. Они прибыли с экскурсией из Москвы, и у них был квест, в котором нужно было ответить на 42 вопроса, а также посетить определенные места и сфотографироваться там. Я ответил на 41 без заминки. Подсказал им кратчайший маршрут по местам для съемок, и распрощался довольный собой. 42-ым вопросом была формула бензола в Ленинском садике. После спектакля я не поехал домой, а отправился к памятнику Бутлерова, и, как учила меня Галина Алексеевна, вживую увидел на одной из плоскостей эту заветную формулу. Никогда в жизни химическая формула не приносила мне столько радости. И, да, я в этот момент вспоминал Галину Алексеевну.

У нас в театре ставит спеткаль известный режиссер и педагог из Санкт-Петербурга Григорий Дитятковский, который очень любит и дотошно посещает исторические места и музеи, пока у него есть такая замечательная возможность. Услышав о том, как он однажды взобрался по строительным лесам реставраторов под купол одной церкви и был потрясен тем, с какой тщательностью было прорисовано бесчисленное количество мелких деталей, которые никак не увидишь снизу, я вспомнил про Галину Алексеевну. Было нечто невероятно схожее в их манере рассказывать эти удивительные истории, которые никогда не приключатся с нами, и о которых мало кто узнает, потому что эти истории вынимаются прямо из души, и ими не трясут на каждом углу. В ту минуту я подумал: нужно обязательно попросить экскурсию по городу для Григория Исааковича у Галины Алексеевны...


Рецензии