В Сочах - Ожёг глаголом!

                «В СОЧАХ»               
Знаете, где происходит действие знаменитой сказки? Маленький мальчик определил – в Сочи: там как раз дедушка с бабушкой отдыхали. (Давно это было!) И вообще: если вспомнить, где находится город-курорт… Только никогда он не был ничьей столицей. К тому же Сочи не склоняется. Мальчик не знал этого. А мы не знаем, дружна ли его семья. Если нет, он такое может представить! Пару строчек из этой сказки.
Вы вспомните их, вспомнив сказку.

               
                НЕОЛОГИЗМ               
Услышав от русского мальчика, кто его мама, взрослые изумились: ничуть не похожа она на аборигенов Африки. Оказалось, что они не расслышали.               
- Не скифы мы, но азиаты мы, - смеялась мама, и в Азии никогда не бывавшая. – Азоевропейцы. Мы землепроходцы, покорители дикого Запада. Между прочим, победители татар.               
- И поработители славян, - не выдержал русский папа.               
Какое  слово придумал малыш?
               
 

                ЧТО У МАМЫ?               
Вы поняли: у русского малыша – нерусская мама. Поэтому он знает нерусское слово. Оно всем известно, но чаще со школьных лет. А в этом случае? Обычно всё как положено, как у всех. Но если мама в гневе, если не избежать наказания… Не стоит и спорить: мама с этим самым, для всех заметным.
С чем?
               

                С БОЛЬШОЙ БУКВЫ               
«Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне?» – читаем в пушкинской «Полтаве». Это «казак на север держит путь». Путь неблизкий, поэтому:               

Червонцы нужны для гонца,               
Булат – потеха молодца,               
Ретивый конь – потеха тоже –               
Но шапка для него дороже.               
За шапку он оставить рад               
Коня, червонцы и булат,               
Но выдаст шапку только с бою,               
И то лишь с буйной головою.               
Зачем он шапкой дорожит?               
Затем, что в ней донос зашит,               
Донос на гетмана злодея               
Царю Петру от Кочубея.               

Маленький чтец малость напутал – и получился былинный эпос, где простительны многие вольности. А Пушкин стал ясновидцем. Хватило одного лишь слова – с большой буквы - взамен другого, и всем должно быть понятно.
Сможете подставить?               

                НА ДНО!               
Помните, что случилось с  Тараканищем в одноимённой сказке Чуковского?               

Поделом великану досталося:               
И усов от него не осталося!               

Одна маленькая чтица сохранила, однако, ему жизнь: наглый шантажист у неё опустился на социальное дно, можно сказать - в индийские неприкасаемые. Тоже неплохо для «тараканищ» – хоть наших, хоть чьих. Но как это у неё получилось?               
               

                В ОДНОМ РЯДУ               
И такой был писатель – Яков Пинясов, мордовский классик, сочинявший «Рассказы и сказки» о зверушках, пичужках и о дедушке Ленине. Маленький мальчик, узнав, кто автор, открыл у него сходство с Маминым-Сибиряком, автором «Серой шейки». И с Салтыковым-Щедриным, о котором и не слыхивал в ту пору. Даже с Мельниковым-Печерским!
Он не знал или забыл, кто отец Самуила Маршака. Поэтому и возник вопрос, странный для россиян чуть постарше. Какой же?


                НЕВЕРОЯТНО!
Много было детских писателей. Для дошкольника все они – добрые волшебники. Вот Яков Аким с «Неумейкою»: ищет почтальон заглавного героя, чтобы письмом его устыдить. Или Георгий Ладонщиков: у этого все дети – маленькие умельцы. А ещё – Фёдор Бобылёв. Стихи у него столь же просты: для детей и о детях – хороших и не совсем. Фёдор Николаевич до старости работал учителем. А в молодые годы прошёл войну – до самой Вены, перед войной служил на японской границе.
Слушатель-дошкольник этого не знал. Если бы сказали – не усомнился бы. Отказывался верить в другое. Во что?               
               

                НЕ ТОЛЬКО В СКАЗКЕ
Этот же мальчик не мог понять: зачем обзывают дяденьку? Наверно, дразнят. Не дяденьку, а его: как будто он не знает, что так может быть только в сказках. Или думают: он, как надо, не выговорит. Дело великое! И он выговаривал – взрослым наперекор. Всё чётко. Но вот сам прочитал и понял: не то выговаривал. Не того, кого надо. И в самом деле у нас есть…
Разберитесь с этим.
               
      
                ОЖЁГ ГЛАГОЛОМ!               
Большие дети тоже порой мудрят. Помнится, готовились вступать в комсомол, устав долбили: «Демократический централизм – это выборность всех снизу доверху; подчинение меньшинства большинству…»               
Не будем цепляться к словам: всем известно их «соответствие».
Один вступающий, читая вслух, выдвинул предложение, более чем радикальное. Можно сказать – экстремизм: такой глагол уста проглаголили! Он сам струхнул, поняв, к чему призывает.               
Мы призываем повторить.

















                ОТВЕТЫ

                «В Сочах»
«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела». С СОЧЕЙ – так мальчик понял слова из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке».
 
                Неологизм
ВЕНГРИТЯНКА (по аналогии «негр – негритянка»): венгры пришли в Европу из-за Урала.

                Что у мамы?
Мама с АКЦЕНТОМ (он бывает заметным как признак сильных чувств).
 
                Одним словом
«Донос на ГИТЛЕРА-злодея», - переиначил мальчик пушкинские слова.
 
                На дно!
«Поделом великану досталося: и ТРУСОВ у него не осталося», - так прочитала девочка.

                В одном ряду
«А как его зовут?» (Мальчик решил, что Яков – одна из двух фамилий.)

                Невероятно!
В то, что поэт Бобылёв (1912-1999) живёт там же, где и маленький читатель (то есть в городе Темникове).

                Не только в сказке
Есть имя Лев (в частности, у писателя Толстого: мальчик называл его Алексеем, путая с дальними родственниками – Николаевичем и Константиновичем).
               
                Ожёг глаголом!
«ВЫБРОСИТЬ всех снизу доверху», - прочитал будущий комсомолец, не разобрав.http://www.proza.ru/2015/11/12/387


Рецензии
Ей-ей, Чуковский! "От двух до пяти" Половина под него! И как хорошо ты детскую речь имитируешь! Это и в романе у тебя есть, останавливаться не будем. Молодец, что Бобылёва вспомнил. Старик хорошие стихи писал для маленьких, лишнего на себя не брал. Мы с тобой его знаем, а другие пусть думают, что он такое сволшебничал. Связалась я с тобой, Миша! Сама начала неологизмы придумывать. А уж Пинясов какой волшебник! Одно слово - мордовский писатель. Ещё был Пиняев, я их всё время путала. Слыхала, что оба были пьяницы, только Пинясов пил да закусывал. Ты бы ещё его в один ряд с Сетоном-Томпсоном, как иностранца. А напоследок уморил! «Выбросить всех снизу доверху»! Неужели это ты родил?

Евдокия Мамаева   01.07.2022 19:36     Заявить о нарушении
Я, кто же ещё? Только услышал это всего лишь один товарищ, вместе с которым мы всё это долбили. В последний момент он раздумал вступать. За ним потом ходили, как за Лёшенькой у Барто: "Сделай одолжение!" Как же: отец - активный коммунист, а сын диссидентствует. Под занавес без лишнего шума вступил: а не вступил бы - так шиш бы куда поступил. А ты что на земляков-соплеменников ополчилась? Допустим, Пиняев только своей "собачьей" фамилией меня забавлял (ты знаешь, как "пиня" переводится). А рассказы и сказки Пинясова когда-то нравились. Он в первом классе меня тифом напугал: немцы у него боялись до двери дотронуться. Я много тогда болел всякой заразой, но такого не было: все книжки и журналы, какие в руках держал, никуда потом не делись. А это, стало быть, такое - сама понимаешь... У Бобылёва ничего этого нет: не знаю, во всяком случае. Зато его самого лично знал, даже аннотацию писал к его маленькой поэме о войне.
Как давно всё было! Что Чуковский послужил кое-где ориентиром, не отрицаю. Но я и сам мог бы собственным примером его книгу пополнить. Насчёт Сочи и очей - моё детское "открытие": я здесь только детали добавил. И вообще об этом достаточно в ответах на другие рецензии. Так что - спасибо, Дуся!

Михаил Струнников   01.07.2022 21:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.